Тайны древних городов Приаралья - «Кызылординские Вести»

Тайны древних городов Приаралья

11.08.2022

1464 0

zhankent

Еще много нераскрытых тайн хранят в себе развалины древних городов и поселений, которых немало на священной земле Сыра. Под зыбкими песками сокрыто немало тайн и загадок прошлых цивилизаций, исследованием которых ныне занимаются ученые и археологи. Не случайно ученый-археолог Сергей Толстов, в 40-50-е годы прошлого века возглавлявший Хорезмскую этноархеологическую экспедицию, писал, что здесь находится «узел этногенеза казахов». В разные эпохи в Приаралье существовали города и поселения, которым принадлежала особая роль в истории Казахского государства.

Памятники эпохи огузов

 В низовьях Сырдарьи еще в эпоху раннего средневековья существовала развитая урбанизация. Об этом говорят найденные здесь развалины около 200 больших и не очень городов и поселений. Жившие в этих местах племена и народности строили города, которые стали важнейшими очагами древней и средневековой цивилизации.

 Крупным торговым центром средневековья был Жанкент (IX-XI вв.), резиденция царя огузов. Развалины города располагаются на территории Казалинского района.

 – Во время раскопок на Жанкенте наряду с археологическими были использованы методы естественных наук. Лабораторные исследования найденных на месте Жанкента предметов дают основание предположить, что городская культура в Жанкенте начала складываться еще в VII веке, хотя до сегодняшнего дня мы относили Жанкент к более позднему IX веку, – считает ученый-археолог, руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» Кызылординского университета имени Коркыта ата Азилхан Тажикеев, который в течение ряда лет занимается изучением древних памятников Приаралья.

 В ходе проведения раскопок в районе восточных ворот городища был обнаружен ряд жилищ и даже своеобразная баня. Здесь были найдены керамические кувшины, различная бытовая утварь. По итогам проведенных исследований археологов университета имени Коркыта ата в ряде авторитетных международных изданий по археологии была опубликована статья, которая вошла в топ ста лучших и заняла 58 место среди 22 тысяч работ.

 К огузскому периоду ученые относят также городище Сортобе, расположенное в пяти километрах от поселка Жосалы в Кармакшинском районе. Город был расположен на самом берегу Сырдарьи, и когда русло реки разделилось надвое, примерно 60 процентов территории городища оказалось под водой. Исследования Сортобе чрезвычайно важны, ведь этот памятник может быть связан напрямую с Жетыасарской культурой – могущественной цивилизацией, существовавшей в начале нашей эры в устье Сырдарьи. Раскопки начаты недавно, и точное назначение этого городища пока неизвестно. Но есть мнения, и они подкреплены некоторыми фактами, что Сортобе был дворцом либо портовым сооружением на Сырдарье. Судя по найденным находкам, археологи датируют городище IX-X веками, периодом расцвета огузского государства. Были найдены обожженные печи – тандыры, хумы – крупные керамические сосуды для зерна, изделия домашнего обихода из меди, кухонная утварь, кости животных, в стенах – два захоронения.

Гавань кипчакской степи

 Так назвали историки и летописцы прошлого среднековый город Сыганак. Его развалины расположены в Жанакорганском районе в двух километрах к западу от аула Сунаката. На протяжении веков за право обладать городом шли самые ожесточенные битвы между различными племенами и народностями.

syganak

 Археологические исследования на территории уникального городища, в разное время служившего столицами Огузского государства, Кипчакского ханства, Ак Орды и Казахского ханства, ведутся с 2003 года, а с 2014 года по решению научно-методического совета по охране и использованию историко-культурного наследия Кызылординской области археологические раскопки на древнем городище Сыганак ведутся за счет средств областного бюджета. В ходе раскопок обнаружены четыре слоя, относящиеся к разным историческим периодам. Самый нижний относится к эпохе Золотой Орды, второй – к периоду правления амира Темира, третий и четвертый слои – к эпохе Ак Орды и Казахского ханства.

 Важнейший торговый центр на маршруте Великого Шелкового пути, Сыганак связывал низовья Сырдарьи с городами Отрарского оазиса – Таразом, Отраром, Саураном. До монгольского нашествия это был цветущий город с крупными постройками, окруженный возделываемыми полями. Первые упоминания о городе сохранились в записях персидских и арабских историков X века под названиями Сунак, Сунаката, Сыгнак. Об огузском городе на перекрестке оживленных караванных дорог с восхищением отзывались известный арабский географ того времени Махсиди и ученый-тюрколог Махмуд Кашгари.

 В статье «Описание развалин древних городов по дороге из Казалы в Ташкент» ученый-востоковед Александр Веселовский, занимавшийся исследованием древних присырдарьинских городов в нижнем течении Сырдарьи, называл Сыгнак столицей хана Токтамыша и отмечал его сходство с Жанкентом. Как писал ученый, город соединяли каналы, которые потом разветвлялись на множество мелких арыков, за которыми видны крепость и стены двух полуразвалившихся мечетей из жженого кирпича. Судя по кладке и архитектуре, мечети были выстроены в одно время и отличались только по величине. Средневековая ирригационная система способствовала развитию в городе земледелия, а в окрестностях – охоты и рыболовства. В городе развивались ремесла, торговля.

 В связи с усилением к XI веку влияния кипчаков огузское государство, ослабленное внутренними междоусобицами, пришло в упадок. В истории города были периоды взлета и падения, одна из трагичных страниц – монгольское нашествие. Во втором десятилетии XIII века в 1219 году территория Казахстана подверглась нашествию татаро-монгольских племен. Цветущие города были стерты с лица земли, уничтожены величайшие цивилизации древней культуры. Героическую осаду Сыганака описал персидский историк Ала ад-Дин Джувейни в своей «Истории завоевателя мира». Подойдя к неприступным стенам города, старший сын Чингиз хана Джучи отправил своего посла, местного купца Хасана, с требованием сдаться. Горожане не подчинились завоевателю и убили посланника. Стойко и мужественно защищались жители Сыганака. После семидневной осады город пал. В назидание за непокорность по приказу Джучи город был сожжен, а жители казнены.

 Спустя полтора десятка лет Сыганак начал снова застраиваться, возвращая былую славу и величие. Огнем и мечом создав огромную империю, Чингиз хан разделил ее между четырьмя сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав улуса Джучи. Позже Сыганак стал столицей Ак Орды, первого крупного государственного образования в степях Дешт-и-Кипчак. К XV веку Сыганак достигает своего наивысшего расцвета, возводились мечети, мавзолеи, медресе и жилые здания, был собственный монетный двор, который чеканил монеты с изображениями ханов Уруса, Токтамыса. Об этом свидетельствуют записи персидских и арабских ученых. Как писал историк Фазлаллах ибн Рузбихан, «степи вокруг Сыганака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо, дичь здесь чрезвычайно дешевая. Ежедневно на базары Сыганака поступало 500 верблюдов, из которых к вечеру ни один не оставался непроданным».

 Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечал, что в 80-е годы XVI века Сыганаком завладел Мухаммед-шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Какое-то время Сыганак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Удобное местоположение, из-за которого на протяжении всей истории им пытались овладеть разные племена, стало причиной его уничтожения.

– На протяжении веков город оказывался в эпицентре исторических событий. Например, после неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, создатель средневековой обсерватории. В 1423 году он был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус хана. Позже знаменитый Улугбек вновь на некоторое время захватил Сыганак, но в 1427 году был разгромлен кочевыми узбеками, пришедшими из Приаралья, и город перешел в их владение. В 1428 году после смерти хана Барака, внука Урус хана, власть перешла к хану Абулхаиру из династии шейбанидов. Можно сказать, что вся история Сыганака – это история войн за обладание им.

Один из самых знаменитых культурно-исторических памятников, Сыганак вошел в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Карту сакральных объектов региона как национальное достояние Казахстана. В дальнейшем планируется сделать Сыганак музеем под открытым небом и включить его в туристические маршруты по сакральным местам Приаралья.

Наследие сакской культуры

Важное значение для дальнейшего исследования истории и культуры сакских племен, населявших восточное Приаралье, имеют развалины городища Чирик-Рабат. Существует даже отдельное понятие «Чирик-Рабатская культура». Уникальный город, ставка легендарной царицы саков Томирис, расположен в 300 километрах к юго-западу от Кызылорды у сухого русла реки Жанадарьи. Развалины городища представляют собой овальную по форме древнюю крепость, окруженную системой концентрических валов и рвов, внутри которой видна прямоугольная планировка более поздней крепости первых веков нашей эры.

chirik rabat

 Город был основан массагетскими племенами примерно в XIV веке до нашей эры. Он возник в эпоху правления великой царицы саков Томирис, одна из ярких страниц его истории – противостояние массагетских племен персидскому царю Киру.

 Чирик-Рабат, возвышавшийся на высоком холме, населяли воины, гончары, кузнецы, ткачи, торговцы, а его глинобитные дома и крепостные стены под жарким солнцем Приаралья приобретали каменную твердость. По предположению ученых, на ранней стадии крепость была убежищем и резиденцией племенных вождей. Наряду с жилыми постройками, на территории города находились мавзолеи и большие курганы. Благодаря удобному расположению – на оживленном караванном пути в дельте рек Амударьи и Сырдарьи – город имел огромное стратегическое значение. Можно предположить, что в древности он был грозным оплотом южной границы саков-апасиаков. Очевидно, этим и объясняется укрепление его многорядными оборонительными сооружениями.

В окрестностях найдена целая система искусственной ирригационной сети, берущей начало от основного русла Жанадарьи. Это является еще одним доказательством того, что населявшие низовья Сырдарьи древние племена и народности занимались земледелием.

Комплексные исследовательские работы в последние годы ведутся на городище Бабиш-мола на Жанадарье. Археологический памятник Бабиш-мола, где по всей вероятности располагались поселения саков-апасиаков, расположен в 47 километрах к югу от аула Комекбаева Кармакшинского района. Он включает в себя городище Бабиш-мола 1 и погребальное сооружение Бабиш-мола 2. В окрестностях городища Бабиш-мола был обнаружен большой очаг промышленной деятельности, было найдено девять больших печей для обжига кирпича, мастерские.

Мавзолей Бабиш-мола 2 состоит из погребальных залов, перекрытых сводами и соединенных коридорами, пересекающимися крестообразно и имеющими арочные выходы во внешний двор. Это квадратное в плане здание размерами 21х21 метра высотой в семь метров с цокольным основанием из шести рядов пахсовых блоков. Здание было возведено из квадратного сырцового кирпича. Были найдены останки погребенных людей, которых, вероятно, хоронили на специальных погребальных деревянных помостах.

– Чтобы пролить свет на происхождение этих людей, необходимо привлечь к работам антропологов. По нашим предположениям, здесь были похоронены члены одного рода. Причем, найденный здесь богатый погребальный инвентарь говорит о высоком социальном статусе покойных, погребенных в мавзолее, – считает руководитель международного научно-исследовательского центра «Антик» Жанболат Отебаев.

 По мнению археологов, еще в I тысячелетии нашей эры на старых руслах Сырдарьи Жанадарье и Инкардарье существовали города и поселения, относящиеся к периоду древних сакских племен. Цветущий оазис в пустынных степях прекратил свое существование в XIV веке н.э. в связи с пересыханием притоков реки Сырдарьи – Жанадарьи, Куандарьи и Инкардарьи.

 Дошедшее до нас через толщу веков наследие предков, пусть даже самое малое, заслуживает внимательного изучения, так как помогает глубже разобраться в исторических событиях, обогащает нас опытом, пробуждает любовь к родной земле.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: