Мастера традиционного исполнительского искусства Приаралья еще раз подтвердили, что наш регион не зря называют «Сыр елі – жыр елі». На завершившемся на днях в Уральске республиканском конкурсе жырау участники из Кызылорды показали лучшие результаты. Гран-при завоевала Кунсулу Туркпен, второе место – Марат Сугирбай, дипломантом стала Малика Алдамжарова.
В Уральске в рамках 30-летия Независимости Республики Казахстан под эгидой программы «Рухани жаңғыру» отметили 180-летие эпического акына, жырау Марабая Кулжабайулы. В работе научно-познавательной конференции «Марабай тағылымы», посвященной творческому наследию акына, приняли участие исследователи фольклора, уроженцы Кызылординской области Алмат Алматов, Берик Жусупов. А в Теректы, родном ауле акына, состоялся конкурс жыршы «Жыр дүлдүлі – Марабай», в котором приняли участие конкурсанты из Актобе, Атырау, Актау, Западно-Казахстанской области.
Сохранилось очень мало сведений о жизни Марабая жырау. Тем не менее, принято считать, что годы его жизни приходятся на 1841-1898 годы. Этот период характеризовался всплеском народного поэтического творчества, когда в казахской степи наступила эпоха степного Ренессанса. Ярко выраженным поэтическим началом и необыкновенной музыкальной одаренностью степняков восхищались известные ученые-ориенталисты, соприкоснувшиеся с этим своеобразным феноменом казахов. Так, например, знаток и исследователь казахского фольклора академик Василий Радлов писал, что «казахи отличались от других своих соплеменников особенной ловкостью в выражениях и замечательным красноречием, воспевая в своих песнях не сказочный мир, а свою жизнь».
Многовековая история народа, его думы и чаяния нашли свое отражение в творчестве Марабая жырау. Его по праву считали глашатаем своего времени, воспевшим подвиги выдающихся батыров прошлого – Ер-Таргына, Кобыланды, а также грустную и пронзительную историю любви Кыз Жибек.
Искусный мастер импровизации, он вызывал на поэтический спор таких признанных акынов, как Карабура Жумырбай, Кокейкыз, Базар, Кашаган, Сугир. Высоко ценил Марабая Абай Кунанбаев. Так, например, на вопрос Кокбая, кого из крупных акынов он мог бы назвать, Абай ответил, что среди казахских акынов нет равного Марабаю. Столь высокая оценка великого поэта, конечно же, говорит о его незаурядном поэтическом таланте. Так, например, в 1862 году ученый-востоковед Николай Ильминский со слов Марабая записал эпос «Ер-Таргын», который выпустил отдельной книгой. Просветитель и педагог Ыбырай Алтынсарин в 1879 году в свою «Киргизскую хрестоматию», ставшую одним из первых учебников для казахских школ, включил главу «Тайбұрылдың шабысы» из эпоса «Кобыланды» в интерпретации акына Марабая. Кстати, из известных 29 вариантов эпоса о знаменитом батыре, по мнению исследователей фольклора, именно версия Марабая признана лучшей, благодаря своей высокой художественности и образности.
Но вернемся к конкурсу, который состоял из двух туров. В первом по условиям конкурса, претенденты должны были исполнить отрывок из эпоса «Кыз Жибек», а во втором любой героический эпос в казахской поэзии. К слову, этот жанр носит название «батырлық дастан». Все претенденты прекрасно справились с поставленной задачей. Причем, во время выступления, жюри вправе остановить участника и задать ему вопросы, после чего он должен с того самого места продолжить пение.
Обладатель главного приза конкурса Кунсулу Туркпен вряд ли нуждается в представлении. Ее имя хорошо знакомо ценителям данного жанра народного творчества. Лауреат международных и республиканских конкурсов и фестивалей традиционного искусства жырау и жырши, в 2018 году стала победителем республиканского мегапроекта «Мен қазақпын», в 2020 года была удостоена государственной молодежной премии «Дарын» в номинации «Народное творчество».
Пристрастие Кунсулу к искусству жыра не случайно – она уроженка Кармакшинского района, который является родиной выдающихся мастеров народного музыкально-поэтического творчества. Она родилась в 1992 году в ауле Акжар, а любовь к жырам и терме перешла к ней от отца, который был замечательным домбристом. Кунсулу – продолжатель традиций Жиенбая жырау, а своими наставниками в искусстве она считает признанных мастеров традиционного пения Алмаса Алматова, Бидаса Рустембекова, Серика Жаксыгулова, Руслана Ахметова. Богат и разнообразен ее репертуар. Она исполняет по памяти жыры «Кобыланды батыр», «Кероглы», «Кыз Жибек», «Алпамыс батыр», «Зухраб батыр» из поэмы «Шахнаме», а также жыры и дастаны акынов и жырау земли Сыра. Как отметила жырау, она знает наизусть около восьми эпосов и дастанов, каждый из которых длится до трех часов.
– Чтобы спеть все произведения, имеющиеся в моем арсенале, мне потребуется два дня. В прошлые времена, мастерство и талант сказителей оценивались именно умением и способностью петь в течение нескольких дней. Конечно, это требует еще и наличия зрителей, которые в состоянии столько времени слушать. Сейчас таких слушателей немного. В последнее время интерес к древнему искусству предков проявляет молодежь и это, разумеется, очень радует, – говорит Кунсулу.
Один из последователей и продолжателей традиционного искусства жыра – артист Кызылординской областной филармонии, участник фольклорно-этнографического ансамбля «Дидар» Кызылординского университета имени Коркыта ата Марат Сугирбай. Он стал обладателем второго места. Марат родом из Казалинска, еще будучи школьником принимал участие в конкурсах и фестивалях традиционного искусства. На конкурсе «Бозторгай» на талантливого мальчика обратил внимание известный в республике жырау, ученый-фольклорист Алмас Алматов.
В течение четырех лет на телеканале «Казахстан — Кызылорда» шла авторская программа Марата Сугирбая, где телезрители знакомились с жырши и термеши области. Марат не раз становился победителем международных и республиканских конкурсов: гран-при республиканского конкурса жырау имени Аубакира Кердери, второе место на республиканских конкурсах в честь 175-летия Жамбыла Жабаева и имени Каламкас Орашевой в Уральске, победитель областного тура мегапроекта «Мен қазақпын» телеканала «Казахстан — Кызылорда» и других. Музыкант проявляет большой интерес к творчеству Коркыта. Будучи студентом под руководством своего преподавателя Максата Мухамеджанова Марат овладел искусством исполнять жыры в сопровождении кобыза. Сегодня в его репертуаре наряду с кюями и жырами Коркыта, представлены наиболее древние образцы жыров Культегина, Огызнаме, Тоныкока.
– Жырау были глубоко одаренными людьми, которые наряду с незаурядными импровизаторскими способностями, воплощали в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта, а также виртуозно владели музыкальными инструментами, – говорит М. Сугирбай. – К своим поэтическим импровизациям они сами сочиняли музыку, сами же были исполнителями, сопровождая свое пение домброй или кобызом.
Уникальное и сложное искусство, насыщенное глубоким философским смыслом, не устарело и не потеряло своей актуальности. Как говорит Марат, нынешние жырау, продолжая традиции предков, прославляют героев нашего времени, воспевая славную и тернистую дорогу независимости страны.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА