Символ материнства и мудрости — «Кызылординские Вести»

Символ материнства и мудрости

09.10.2021

1256 0

В старину отношение к головным уборам у казахов было особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою – равносильно отречению от личного счастья и удачи.

Всегда и всюду головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благополучие ее владельца.

Также существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные казахи и  сегодня не дарят и не разрешают надевать чужим свои шапки. Ведь иначе ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы, конечно, принято, но во всех случаях это должен быть совершенно новый предмет гардероба.

Издревле у казахов было много видов головных уборов: такия, калпак, борик, кимешек, тымак и другие. Одним из интересных головных уборов, который можно назвать символом казахской культуры, является касаба. Это своеобразная девичья тюбетейка, выполненная в виде длинного брелка, на котором в верхней части висят по 5-6 рядов петельных бусин и серебряных колокольчиков, украшенных драгоценными камнями, золотыми, серебряными украшениями. Это похоже на головной убор древних тюрков, особенно на одежду кипчакского племени. Такой вид головных уборов до сих пор сохранился у некоторых современных тюркских, а также персидских и афганских народов.

Изучением этого головного убора когда-то занимался известный казахский ученый-этнограф, историк и большой патриот своего народа, внесший весомый вклад в дело возрождения национальной культуры казахов, Узбекали Жанибеков.

Касабу на свадьбу иногда надевала невеста вместо саукеле. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фразы «қасабалы келін». В зависимости от этой модели головного убора для невесты изготавливались специальные ожерелья, браслеты, кольца, серьги, тонкий пояс, прилегающий к внешней стороне камзола.

Отметим, что старинный головной убор касаба, в котором трансформированы, по всей вероятности, основные элементы его раннего прототипа, древнетюркской (кипчакской) одноименной шапки, нередко заменял саукеле в комплекте свадебного наряда, носили ее и после свадьбы. Касаба имела в своей основе круглую, слегка скошенную вниз на затылке форму. Ее размеры и высота строго не регламентировались. Делали ее из того же материала, что и камзол, оконтуривая галунами с серебряным люрексом. Вышивалась золотом, украшалась мелкими круглыми металлическими пластинками. Лобная часть украшалась подвесками из чеканных металлических пластинок, бусин, кораллов, бирюзы, драгоценных и полудрагоценных камней и монетообразных кружков. Справа в височной части касабы прикреплялись такие же, из пяти-шести бусин, но более длинные подвески, завершаемые зачастую серебряными колокольчиками. Нарядность шапке придавали еще и перья. Касабу замужние женщины носили без перьев, накинув верх нее платок, нередко и поверх платка. В соответствии со стилем ее украшений для комплекта женского костюма делали ожерелье, серьги, браслеты, кольца, подвески для кос, пояс филигранный, калоши кожаные.

Еще один не менее интересный головной женский убор – кимешек. В старину это был символ статуса и достатка, по которому судили о мастерстве хозяйки. В центральном государственном музее в Алматы в настоящее время проходит выставка «Священная одежда – кимешек», где представлены головные уборы казахских женщин – кимешек и ювелирные украшения к ним из разных регионов Казахстана второй половины ХІХ-ХХ веков из фондов Центрального госмузея.

Здесь можно увидеть кимешеки из Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, Кызылординской, Алматинской областей. Всего известно 16 видов кимешека, 12 из которых хранятся в фонде музея.

Напомним, что кимешек полностью покрывает голову, в то время как лицо остается открытым. Он отдаленно напоминает капюшон. Учитывая кочевой образ жизни, хозяйственные работы, воздействие окружающей среды, кимешек был универсальным головным убором. Его можно сравнить с чалмой, основной функцией которой была защита от погодных условий. Летом через него не проходило солнце, а зимой холод. Он обеспечивал нормальную температуру головы.

Кимешек имеет долгую историю и региональные отличия. Его надевали женщины после рождения ребенка. По некоторым сведениям, после того, как выходят замуж. Однако в большинстве случаев его надевали после рождения первого ребенка.

В основном его шили из хлопчатобумажной ткани, для вышивки использовали канитель, бахрому, коралловые бусины, тесьму, позумент, серебряные накладки. Этому убору придавали большое сакральное, оберегающее значение. Они богато украшались. К примеру, пройму вокруг лица и подбородка украшали вышивкой и камнями. Это имело магическое значение. Женщина, родившая ребенка, становилась матерью, продолжательницей рода. Женщина и мать считалась одной из самых больших ценностей общества, поэтому много охранных орнаментов.

По обычаям казахов даже в гневе мужчина не мог наступить на кимешек или переступить через него. Именно так благодаря традициям матери заканчивали ссоры и кровопролития.

Чем моложе была женщина, тем больше украшений было на головном уборе. Со временем количество украшений потихоньку уменьшалось, спарывали пайетки и коралловые изделия. Если женщина овдовела, то в первый год носила кимешек наизнанку, чтобы не было видно украшений.

Обычно кимешеки не передавали по наследству, каждой девушке шили новый. Но в многодетных семьях кимешеки обычно сохраняли. Они верили, что в памяти лежит основа сакральности.

Кимешеки также распространены у киргизов, каракалпаков. Подобный головной убор был и у саларов (тюркский народ), которые живут в Гуанчжоу в Китае. По некоторым данным, это выходцы из Средней Азии, которые ушли в Китай во времена Тимура и приняли мусульманство.

Некоторые сравнивают кимешек с современным хиджабом, но он никакого отношения к нему не имеет. Это головной убор кочевников.

Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: