Путеводная звезда поколений — «Кызылординские Вести»

Путеводная звезда поколений

13.08.2022

606 0

В Казахстане 10 августа отметили День Абая. Он был внесен в календарь праздников и памятных дат республики в 2020 году в связи с празднованием 175-летия Абая Кунанбаева, великого поэта и мыслителя, став данью уважения к его памяти, признанием непреходящего значения его творческого наследия для последующих поколений.  

Наследие Абая – неотъемлемая часть мировой культуры, его имя стоит в одном ряду с величайшими поэтами всех времен и народов. Творческое наследие Абая признал весь мир. Его произведения звучат на многих языках, издаются и переиздаются огромными тиражами. 

«Абай был первым вестником, первым голосом казахской письменной поэзии… Он первый открыл нам душу казаха. Абай является вершиной не только национальной, но и мировой поэтической культуры. А вершины видны издалека, и они всегда манят к себе. Диву даешься духовному кругозору, широте и глубине поэтического взора, мощности интеллекта Абая, ибо он был приобщен к культуре Востока и Запада», — отзывался выдающийся советский писатель Мустай Карим, отмечая непреходящее значение Абая для всего тюркского мира. 

Дитя своего времени

Годы жизни Абая совпали с одним из переломных моментов в истории казахского народа, полным драматизма и противоречий. Менялся сложившийся в течение тысячелетий уклад кочевой культуры, в пришедшем ему на смену новом уставе жизни многое было чуждо и непонятно степнякам. «Человек – дитя своего времени», писал Абай. 

Беззаконие и смута в степи достигли своего апогея. Казахская степь была поделена на губернии и уезды. Согласно новому Положению 1868 года по управлению национальными окраинами, подписанному Александром II, решающая роль в управлении местным населением отводилась волостным управителям – ага-султанам. Между родами шла жесточайшая борьба за выдвижение в волостные правители кандидата из числа своих сородичей. Именно в это сложное и противоречивое время на исторической сцене появился Абай. 

Род Абая принадлежал к восточной ветви многочисленного и сильного племени аргын – тобыкты, которому принадлежали обширные зимовья в предгорьях Шынгыстау. В канун рождения сына Кунанбаю явился во сне мудрый Анет баба, советник Тауке хана, который предсказал появление мальчика, которому судьбой начертано стать великим. Отец назвал сына Ибрагимом, а бабушка Зере наградила любимого внука ласкательным прозвищем Абай – «осторожный», «осмотрительный».

Дитя степи, он был с детства окруженный любовью и лаской двух незаурядных женщин – бабушки Зере и матери Улжан. Не по годам вдумчивый и рассудительный, Абай не любил шумных игр и праздного веселья. Ему больше по душе были занятия умственные. Большую любовь к народной музыке он впитал в себя с молоком матери, происходившей из богатого и знатного рода шаншар, славившегося знаменитыми акынами и певцами. Прадедом Улжан был Бертисби, которого отличали красноречие, ораторский талант, мудрость и умение решать сложные споры между родами.   

На раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям повлияла и бабушка Зере, к которой он был сильно привязан. С нежностью относясь  к внуку, она раскрывала перед ним богатства устного творчества, лелея и будоража воображение мальчика. Бабушку Зере отличали добросердечие и тонкое восприятие окружающего мира. Большой знаток народной поэзии, она стала его первым воспитателем и учителем.

Не менее благотворным было влияние на Абая отца, от которого он унаследовал незаурядный ум, прекрасную память и высокую одаренность. «Судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые», – отзывался о Кунанбае   ссыльный поляк Адольф Янушкевич, не раз гостивший в его гостеприимном доме. 

Воспитанный в патриархальной среде, в традициях почитания старших, Абай с благоговением и большим уважением относился к отцу. Хотя в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» отец и сын предстают непримиримыми идейными врагами, в реальности  ни о каком противостоянии между отцом и сыном не было и речи. Создавая историческое полотно об Абае, писатель, загнанный в жесткие рамки советской партийной цензуры, был вынужден сгустить краски и показать его этаким степным феодалом, беспощадным и несправедливым, не терпящим возражений, суровым не только по отношению к окружающим, но и к собственным детям. Как признавался на склоне лет М.Ауэзов, он в долгу перед Кунанбаем. 

Среди всех своих сыновей отец выделял Абая, возлагая на него большие надежды.  Обучаясь в Семипалатинске в медресе Ахмета Ризы подросток Абай познал основы арифметики, географии, истории, исламского права, освоил восточные языки и познакомился с величайшими классиками Востока – Низами, Навои, Фирдоуси, Физули. А после медресе Абай получил трехмесячное образование в русской школе.

Отец  привлекал Абая к участию в судебных разбирательствах и советах старейшин, видя в нем будущего наследника и продолжателя его дела. И перед юным Абаем во всей своей ужасающей обыденности обнажились все противоречия и проблемы общества, в котором он жил, – кумовство, взяточничество, лицемерие, несправедливость. 

Поэзия – властитель языка

До Абая поэтов в казахской степи было не счесть. Яркими представителями народного поэтического творчества, властителями народных дум были степные барды – акыны и жырау, салы и сери. Не владея письменной традицией, величайшие образцы народного поэтического искусства они передавали в устной форме. При всей своей уникальности искусство импровизаторства, учитывая всю его важность для кочевых народов, все же больше схоже с ораторским искусством. Абай же стал первым, кто свои сокровенные мысли и чаяния отразил в письменной форме. 

Познакомившись с высокими образцами восточной культуры, он по сути стал первым, кто осуществил синтез поэзии Запада и Востока.  Сделав переводы Пушкина, Лермонтова, Крылова, он достиг на этом поприще самых высоких вершин. Благодаря ему на казахском заговорили Татьяна и Онегин, зазвучала лирика Лермонтова. Впервые в казахской литературе появился    эпистолярный роман, который не был для казахской аудитории чем-то   необычным.

Сделав объектом изображения свой внутренний мир, раскрыв свои душевные переживания, Абай стал основателем лирического жанра в казахской поэзии. «В своей поэзии он раскрывает самую душу человека», его «сокровенные мысли и чувства, о которых так мало было рассказано до него в поэмах и песнях, раскрывавших, главным образом, внешнюю сторону бытия», писал Мухтар Ауэзов. 

О, казахи мои, мой бедный народ!

Жестким усом небритым прикрыл

ты рот.

Кровь – на правой щеке, на

левой – жир…

Где же правда? Твой разум

не разберет

 В этих строках выражены думы и переживания о родном народе, боль за его судьбу.

К 20 годам Абай завоевывает непререкаемый авторитет в среде своих сородичей. Выступая посредником в спорах, он обнаруживает недюжинный ум и ораторский талант, и соплеменники перестают воспринимать его как неопытного юнца. В 1885 году Абая  избирают тобе-бием, главным судьей в спорах между представителями уездов,  и  он принимает участие в составлении нового закона из 74 параграфов, представлявшего свод законов и обычаев казахской степи. 

Честный и справедливый, он был всегда на стороне обиженных и обездоленных, за что нажил себе немало врагов из числа степной аристократии.   Подтверждение тому – нападение на Абая в Мукурской волости в урочище Кос-Жибек Семипалатинского уезда. Он ехал, чтобы вершить суд по установлению границ между двумя волостями – Мукурской и Чингизской. Подосланные старшиной рода мукурцев Мусажаном Акимгожиным люди подстерегли его и избили.  Ему чудом удалось остаться в живых благодаря вовремя подоспевшему уездному начальству. В разодранной одежде, окровавленный и избитый Абай, слава о котором гремела по всему Семиречью, сохранял внешнее спокойствие, хотя в душе его бушевала буря. 

Много вас, но не каждый казах

Разобраться способен в стихах,

Ни познаний у вас, ни ума

Вам волками бы рыскать в степях

Так сетовал Абай, обращаясь к своим соплеменникам.

Тонкая, чувствительная, мятежная, открытая людям душa Абая жила и творила в атмосфере глухой вражды, удушья, непонимания и невежества. Он вступил в единоборство с тяжкими пороками общества. Он искал путь, который вывел бы народ из мрака невежества в обетованный мир свободы. Но, побыв на должности волостного, Абай пришел к мысли, что изменить нравы степи можно только просвещением, нравственностью и духовностью.

Нравственный идеал поэта

Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности («толық адам»). По его мнению, зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце, воля. 

«Слова назидания» Абая в языке первоисточника звучат как «қара сөздер». Слову «қара» у казахского народа принадлежит особый, глубинный смысл. Это и «қара шаңырақ» – родовое гнездо, отчий дом, «қара қылыш» – меч победы, «қараз сөз» – это не просто слова, а назидание потомкам.

Он подвергал резкой критике образ жизни казахов. Но, глубоко любя свой народ, он обличал те негативные явления, которые тормозили его развитие. 

«В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками: «Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть, при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, каждого куста пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт».

При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их: «Ногай верблюда боится, верхом на коне устает, пешком идет – отдыхает, и беглые, и солдаты, и торговцы из ногаев».

Рыжеголовый урус, этому стоит завидеть аул, как скачет к нему сломя голову, позволяет себе все, что на ум взбредет, требует «узун-кулака» показать, верит всему, что ни скажут» – говорили они о русских.

«Бог мой! – думал я тогда с гордостью,– оказывается, не найти на свете народа достойнее и благороднее казаха!».

Теперь вижу – нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут…

Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.

Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое пропитание…

Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет…», – писал с горечью о казахах Абай в Словах назидания.

Активной и плодотворной была его жизнь. Поэт ратовал за просвещение своего народа, печалился о его доле и служил ему до последних дней своей жизни. Он призывал народ к земледелию, к оседлости. Как знать, если бы наш народ внял призывам Абая, возможно, ему удалось бы избежать губительных последствий голодомора 30-х годов прошлого столетия, когда в результате массового уничтожения скота погибла треть населения Казахстана. Абай умер в июне 1904 года, не дожив до 60 лет и по выражению М.Ауэзова, покинул мир, сломленный «мраком невежества, покрывавшем степи».

Великий гуманист и поборник знаний

Как родоначальник новой казахской письменной поэзии, Абай во многом был первым. Он первый из казахских поэтов заговорил о труде и о людях труда. И это в те времена, когда в степи превыше всего ставились обычаи и нравы богатой и праздной аульной аристократии. Свои надежды Абай возлагал на талантливую молодежь, у которой «души глаза открыты», и которая стремится к познанию.

Он видел сквозь века, предугадал ход истории. Но дело Абая не прошло даром, на его идеалах выросло целое поколение передовой казахской интеллигенции, которое стало цветом нации и именами которых мы сегодня гордимся.

Проповедниками  и продолжателями идей Абая стали деятели Алаша.   На его учении выросло новое поколение казахской интеллигенции, неся людям свет правды и справедливости. Это его племянник Шакарим, сын его брата Кудайберды от старшей жены Кунанбая Кунке, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие члены партии Алаш – последователи его идей и его ученики. Алаш орда – это зеркальное отражение идей Абая. Не будь его, это дви-
жение могло бы и не состояться.

«Основные идеи хакима Абая нужно укреплять в сознании молодежи и превращать их в жизненное кредо. Это один из главных шагов на пути к модернизации нации», –отмечал Президент Касым-Жомарт Токаев в статье  «Абай и Казахстан в XXI веке».   

Невозможно переоценить значение Абая Кунанбаева в судьбе народа. Его труды изучают литературоведы и историки, философы и политики, этнографы и композиторы, социологи и педагоги, появилась наука – абаеведение. Великий в своей мудрости Абай и поныне неисчерпаем, его творчество будоражит умы, а сам он продолжает оставаться во многом загадкой. Как писал сам великий мыслитель: «Я для тебя – загадка, я и мой путь».

Богатое наследие Абая служит формированию нового качества казахской нации. Его произведения помогают воспитать чувство пат-риотизма и любви к Родине, к своему народу и земле в каждом молодом казахстанце.                                                

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: