В сохранении мира на земле, установлении между государствами добрососедских отношений особая роль принадлежит дипломатии, именно они выполняют одну из самых сложных и ответственных миссий. «Послы не имеют ни кораблей, ни тяжелой артиллерии, ни крепостей. Их оружие – слова и благоприятные возможности», – сказал еще на заре существования человеческого общества древнегреческий оратор и философ Демосфен.
С 1991 года, с начала обретения независимости, Казахстан проводит последовательную и эффективную внешнюю политику. Став равноправным членом мирового сообщества, в настоящее время Казахстан установил дипломатические отношения со 178 государствами, имеет 57 посольств, 11 генконсульств, 3 дипломатические миссии, 16 консульств за рубежом, представлен в 24-х международных организациях.
Незаурядной личностью, оставившей яркий след в истории казахской дипломатии, был Назир Торекулов. В этом году Казахстан отмечает 130-летие со дня его рождения.
Относительно места его рождения существует несколько версий. По одной – он родился в селе Кандоз Жанакорганского района, по другой – в Коканде. Но ясно одно – семья его была богатой и обеспеченной. Отец будущего дипломата торговал хлопком, имел свой земельный надел, засеваемый хлопчатником, несколько домов, которые сдавал в аренду. Известно достоверно, что мать его, женщина глубоко религиозная и набожная, была родом из Сырдарьинской области. Возможно, именно ей он обязан своим именем. Ведь в переводе с арабского «Назир» значит «дальновидный, наблюдатель, очевидец». Назирами называли министров при дворах восточных правителей. Считается, что имя, данное при рождении, обычно влияет на судьбу человека. Впоследствии так оно и случилось – он посвятит себя государственной службе и добьется больших успехов на дипломатическом поприще.
Отец Назира, купец I-й гильдии, поставлял в Россию хлопок, ткани и был по-европейски образован. Он читал книги на русском языке, выписывал русские газеты, а также помогал своим землякам составлять судебные иски, письма и прошения в государственные органы Российской империи. Он хотел, чтобы Назир получил светское образование. Но под влиянием матери мальчик был воспитан в религиозном духе и по ее же настоянию в восьмилетнем возрасте его отдали в джадидскую школу в Коканде. Обучение здесь велось строго по мусульманским канонам, большое внимание уделялось изучению арабского языка и жития пророков Ислама, в 12 лет он был зачислен шейхами в духовный патронат известного в мусульманском мире святого Бахуаддина.
Весьма полярные взгляды отца и матери в данном случае сказались благотворно на формировании мальчика. Под влиянием материнской религиозности и светских взглядов отца выросла весьма органичная личность, объединившая в себе мусульманский менталитет и европейскую культуру.
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…»
Благодаря достатку и обеспеченности он получил прекрасное по тем временам образование. После двух лет пребывания в мектебе, отец отдает его в русско-туземную школу там же в Коканде. А в 1905 году опять же по настоянию отца он поступает в основанное местными русскими купцами Кокандское коммерческое училище. Через восемь лет он окончил его с блестящими успехами. В 1913 году едет в Москву и продолжает обучение в Коммерческом институте на экономическом факультете (ныне Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова). Любознательный юноша не только осваивает основы коммерции, но и изучает языки. Ныне его назвали бы полиглотом. В совершенстве владея восточными арабским, турецким, узбекским (который он считал родным) и русским языками, он еще освоил немецкий и французский. Но завершить обучение ему не удалось. Российская империя полыхала в огне Первой мировой войны, которая требовала огромных людских ресурсов. Поэтому когда в 1916 году вышел указ царя о мобилизации инородцев с национальных окраин на тыловые работы, Н.Торекулов, бросив учебу, поступает на службу инструктором в Комитет земсоюза Западного фронта.
Насильно отлученные от родной степи и привычного образа жизни, казахские шаруа оказались в тяжелейших условиях. Не владевшие русским языком, не приученные к военной службе, не понимавшие команд, они гибли сотнями и тысячами. В желании помочь соплеменникам, представители казахской интеллигенции с гуманитарной миссией находились на полях сражений. В их рядах оказался и Назир Торекулов.
Столкнувшись с имперским шовинизмом и классовой несправедливостью, которые ярче всего проявлялись на местах боевых сражений, парень увлекается идеями революции, считал, что она принесет казахам свободу и спасение от нищеты. Озаренный идеями большевизма, в 1918 году он поступает в ряды ВКП (б) и создает в Минске революционную организацию «Еркін дала», в которую вошли выходцы из Туркестана. Главной целью организации была борьба за свободу казахского народа, благодаря ее деятельности были спасены от бессмысленной гибели сотни казахов, узбеков, киргизов.
Он активно включается в борьбу на установление Советской власти. После Февральской революции Н.Торекулов возвращается в родные края. Он становится руководителем Туркестанского центрального исполнительного комитета и в двадцать восемь лет становится одним из лидеров Туркестанской республики, население которой на тот момент составляло около пяти миллионов человек. В ее состав вошли территории современных Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и южные районы Казахстана. Он был комиссаром народного просвещения Туркестанской области, позже возглавил Туркестанский ЦИК и приобрел большой опыт государственной и партийной работы. Есть такой факт, что уже тогда он предлагал сделать выходными три дня Курбан айта, что само по себе говорило о его смелости.
Он возглавлял Туркестанский ЦИК недолго, всего шесть месяцев, но проявил себя настоящим лидером и умелым администратором. Под его руководством разрабатывается новая хозяйственная программа, направленная на реанимирование сельского хозяйства, пострадавшего в годы смуты, создаются основы текстильной и маслобойной промышленности. Благодаря ему было подписано постановление о возвращении Казахской автономии четвертой и пятой волостей Мангистауской области, которые до этого подчинялись Закавказью и Туркмении. Там проживало в основном казахское население – представители Младшего жуза. Благодаря тому судьбоносному решению эти земли сегодня являются частью Казахстана.
В 1922 году Н.Торекулов, прошедший школу революции и гражданской войны, имевший за плечами большой опыт работы в советских партийных органах, был приглашен в Москву. Его назначают председателем Правления Центрального издательства народов Востока при ЦИК СССР. В его руках была сосредоточена идеологическая работа в сфере научной, художественной, учебной литературы, пропаганде публицистики союзных республик.
Благодаря ему в Москве впервые были опубликованы труды Каныша Сатпаева, произведения Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймаутова, Ильяса Жансугурова. Тогда же, в 1922 году, он пригласил находящегося под домашним арестом лидера алашординцев Алихана Букейханова возглавить казахскую секцию Центриздата. Вместе они будут сотрудничать до 1927 года. Благодаря ему были изданы книги казахских, узбекских, татарских, азербайджанских классиков литературы, увидели свет произведения Абая. Огромными тысячными, стотысячными тиражами издавались книги на 50 языках народов СССР.
В 1925 году случилось важное событие в личной жизни Н.Торекулова. Он создал семью со студенткой столичного мединститута Мариям Нигматуллиной, в этом браке на свет появилась дочь Анель. Этот брак окажется недолговечным, через несколько лет перед самым отъездом в Саудовскую Аравию, он свяжет свою судьбу с другой женщиной – Ниной Левашовой, тоже студенткой мединститута.
На дипломатическом поприще
Наряду с работой в издательстве, Н.Торекулов преподавал в Институте народов Востока, был включен в кадровый резерв ЦК КПСС, ЦК ВКП и Народного Комиссариата иностранных дел. Когда встал вопрос о выборе кандидата для командировки в Аравию Н.Торекулов оказался одним из главных претендентов. Как рассказывает известный дипломат, исполнявший должность чрезвычайного и полномочного Посла в России Таир Мансуров, была предложена кандидатура Омара Алиева с Северного Кавказа, но с этим не согласился Наркомат иностранных дел. Омар Алиев владеет арабским языком, но масштаб его личности не позволяет выполнять ту сложную и многогранную работу, которая возлагается на единственного полпреда СССР в арабском мире.
«Выдающиеся способности Н.Торекулова позволяют ему обозревать весь мир от Марокко до Индонезии. Его интеллектуальный потенциал, знание мусульманского мира позволяют надеяться, что такой человек сумеет полноценно выполнить функции полпреда СССР в арабском мире», – говорилось в служебной записке на имя генерального секретаря ЦК КПСС Иосифа Сталина.
Так в возрасте 36 лет Н.Торекулов стал представителем страны, занимавшей одну шестую часть всей планеты, в стране саудитов. 15 декабря 1927 года постановлением ЦИК и с личного одобрения Сталина Н.Торекулов был назначен полномочным представителем СССР в Королевстве Хиджаз, Недж и соединенных областях – так в те годы называлась Саудовская Аравия. Молодая страна Советов тогда не могла похвастаться обширными международными связями. Отношения с мировым сообществом были напряженными, к началу 30-х годов дипломатические связи со страной большевиков поддержали только чуть больше тридцати государств. Тем более арабский мир с его мусульманским менталитетом вряд ли был расположен к атеистически настроенной стране большевиков. Но Н.Торекулову удалось «прорубить окно» в арабский мир и расположить к стране Советов весь мусульманский мир, центром которого была Саудовская Аравия.
Путь Н.Торекулова в Аравию длился почти два месяца. По маршруту «Одесса – Стамбул – Неаполь – Джидда» на пароходе «Франческо Крисс» в октябре 1928 года 36-летний полпред СССР с супругой прибыл в страну саудитов. Верительные грамоты от Советского Правительства он вручил принцу Фейсалу, сыну короля Абдул Азиза аль-Сауда. Реакция на визит советского дипломата была незамедлительной. «Одной из причин нашей радости стало получение Вашего письма, в котором Вы сообщаете, что желание Вашего великого Правительства укрепить дружественные связи, существующие между нашими государствами, побудило его к назначению его превосходительства Назира Торекулова дипломатическим агентом и консулом при нас. Ввиду нашего отсутствия из Хиджаза Ваш агент был надлежащим образом встречен сыном Фейсалом, являющимся нашим наместником в Хиджазе. Заверяем Вас, что он встретит от нас и членов нашего правителства наилучшие отношения для укрепления существующих между обеими странами дружественных отношений», – писал король Абдул Азиз в своем письме к Михаилу Калинину.
С течением времени советский посол стал одним из самых уважаемых и почетных людей в Аравии. Прекрасное знание и понимание мусульманского менталитета, ум и талант, несмотря на то, что это был первый опыт его дипломатической работы, позволили ему расположить к себе весь королевский двор и высокопоставленных чиновников государства.
В Саудовской Аравии к моменту приезда Торекулова уже работали представительства других государств – Великобритании, Голландии и других европейских держав. Восемь лет Торекулов проработал в Аравии в должности Полномочного и Чрезвычайного Посла Советского государства. Им было сделано многое для укрепления дружественных связей между двумя государствами. Была успешно проведена так называемая «бензиновая сделка» – первый контракт на поставку 100 тысяч «ящиков» нефтепродуктов. Сегодня, конечно, это звучит странно, но тогда в далеком 1928-м году Саудовская Аравия не была нефтяным магнатом, «черное» золото в стране начали добывать только спустя десятилетие. Этот «тендер», как сказали бы сейчас, советский посол выиграл у американцев, англичан и голландцев. Этой сделке король придавал настолько серьезное значение, что когда пришло сообщение о пересечении Суэцкого канала судов, везущих советский бензин, министр королевства Сулейман лично отправился в порт провожать Торекулова, отправлявшегося в отпуск на родину.
Он пользовался высоким авторитетом у своих зарубежных коллег и занял особое место при дворе короля. Об этом говорит то обстоятельство, что на приемах он занимал по протоколу почетное место по правую руку от престолонаследника Фейсала, слева – его английский коллега. В своем письме на Родину он писал: «Исторический спор с англичанами из-за старшинства в дипкорпусе решен в нашу пользу… На официальных торжествах я занимаю первое место, Риан (британец) – второе, французский поверенный в делах месье Мегре – третье, Айноль-Мальк (перс) – четвертое… Риан держится по отношению ко мне весьма корректно, обращаясь ко мне, как к старшему».
С принцем Фейсалом у него сложились очень теплые и доверительные отношения. В то время Саудовская Аравия была одной из бедных стран на Ближнем Востоке. Была слабая медицина, не хватало лекарств, врачей. Местное население страдало от различных болезней – малярии, трахомы, детских и женских болезней. Жена Торекулова Нина активно включилась в работу. Особенно импонировало арабам то обстоятельство, что их жен будет осматривать женщина. Известно, что Нина Торекулова, гинеколог по специальности, лечила мать наследного принца. Гуманитарная миссия, в которой приняла участие супруга посла, пришлась как нельзя кстати и была принята с благодарностью и радушием и укрепила позиции советского дипломата. Основным направлением деятельности полпреда были усилия по заключению политического договора о дружбе, а также урегулирование правовой базы торгово-экономических отношений СССР с Хиджазом. После того, как 23 сентября 1932 года Королевство Хиджаз и Неджд и другие территории были объединены в одно государство – Королевство Саудовская Аравия, Торекулов стал полномочным представителем СССР в Королевстве Саудовская Аравия, переговоры по этим важнейшим вопросам продолжались в течение всего периода пребывания Торекулова в Саудовской Аравии. Успехом полпреда явилось также подписанное им в 1935 году соглашение между советским торговым обществом «Востгосторг» и министерством финансов Саудовской Аравии, в результате которого был урегулирован много лет тянувшийся вопрос о задолженности Хиджаза перед СССР по поставкам нефтепродуктов.
В 1932 году состоялся первый официальный визит принца Фейсала в Москву. В организации этого важного политического шага самое непосредственное участие принимал Н.Торекулов, он детально готовил каждый пункт этой поездки.
В 1936 году Н.Торекулова отзывают в Москву. Он работает старшим научным сотрудником в Ленинградском институте народов Востока, в Московском институте языка и письменности народов Востока. С декабря 1935 года по июнь 1936 года он числился в резерве Наркомата иностранных цел, а с июня 1936 года по январь 1937 года – в резерве ЦК ВКП(б). Видимо, у высшего руководства были какие-то планы в отношении Н.Торекулова, но о них мы уже не узнаем никогда. Спустя год его арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Турции и 15 июля 1937 года он был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.
Эта трагическая весть потрясла короля Саудовской Аравии Абдул Азиза аль-Сауда, который очень уважал и любил Назира Торекулова. По дипломатическим каналам король дал понять советскому правительству, что других полпредов в своей стране он видеть не хочет. 13 апреля 1938 года СССР упраздняет миссию в Джидде из-за отказа ибн Сауда принять другого полпреда от Сталина. 11 сентября 1938 года сотрудники миссии СССР покинули Саудовскую Аравию. На долгие годы отношения СССР с Саудовской Аравией прекратились.
В 1958 году Н.Торекулов был реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления. По данным ФСБ России, переданным в фонд «Мемориал», славный сын казахского народа был похоронен на спецобъекте НКВД под названием «Коммунарка». Это кладбище в Московской области на 24-м километре Калужского шоссе. Там нашли последний приют 6,5 тысячи казнённых жертв сталинского режима. Кстати, дипломатические отношения между СССР и Саудовской Аравией были восстановлены лишь в 1990 году.
Нынешнее поколение казахстанских дипломатов считают Назира Торекулова своим учителем и по праву гордятся его именем. Его жизнь была примером беззаветного служения интересам своего народа, образцом мужества, героизма и честности.
Жанна Балмаганбетова