Продолжая традиции Базара жырау — «Кызылординские Вести»

Продолжая традиции Базара жырау

04.02.2021

490 0

В областной филармонии состоялся концерт традиционных исполнителей под названием «Ұлағат жырым – ұрпаққа». Он был посвящен творчеству выдающегося акына и жырау Приаралья Базара Ондасулы, который является одним из ярких представителей этого вида народного фольклорного искусства.

Известные жырау нашего региона, лау-реаты международных и республиканских конкурсов и фестивалей Руслан Ахметов, Шолпан Биимбетова, Майра Сарсенбаева, Бисенбек Толеубай и другие мастера народного музыкально-поэтического творчества исполнили жыры, толгау и арнау (посвящения) Базара жырау.

Своим именем Базар жырау, известный еще и как Балкы Базар, обязан своему происхождению – Балкы из рода Шомекей. Он родился в 1842 году в семье бедняка-скотовода в местечке Карак, относившемуся к шестому аулу Казалинского уезда (ныне Кармакшинский район). Творческое наследие акына отличается широтой и разнообразием тем. Наряду с острой социальной направленностью, они затрагивают важные нравственно-философские вопросы. Темы его произведений – нравы современников, раскрытие духовного мира человека. Излюбленными жанрами Базара жырау были толгау, а также музыкально-поэтическая импровизация в форме раздумья. В них нашли отражение мысли поэта о смысле жизни, гармонии мира.

Его толгау «Тіршіліктің түрлері», «Кермиық», «Керқұлан» заставляют задуматься о доброте и алчности, человечности и жестокости, справедливости и неравенстве. Образность языка достигается умело используемыми афоризмами Коркыта баба, Лукпана хакима, народными поговорками. Многие его произведения посвящены красоте родной земли, природе, временам года. Особое место в его творчестве отводится произведениям, в которых он едко высмеивает пороки общества, критикует правителей и биев, сочувствует беднякам. За свободолюбие и сострадание к простым людям он не раз оказывался в тюрьмах Ургенча и Казалинска.

Судя по дошедшим до наших дней сочинениям, Базар жырау был знаком с восточной и исламской философией. Благодаря переводам Базара жырау в присырдарьинских степях услышали произведения поэтов Востока. На основе восточных сказаний им были созданы дастаны «Әмина қыз», «Айна-тарақ».

Базар жырау прекрасно владел домброй, обладал он и композиторским искусством. Напевы его жыров отличаются особой мелодичностью и красотой звучания. Песни, толгау и дастаны Базара жырау были записаны Торемуратом, сыном его друга Нурумбета. В советскую эпоху были опубликованы сборники его произведений «Терме», «Қазақтың әдебиет нүсқалары», также его сочинения вошли в сборник «Бес ғасыр жырлайды». В 1985 году вышел в свет сборник «Стихи и дастаны». Исследованием творчества Базара жырау занимались ученые Абубакир Диваев, Алькей Маргулан.

Перед творчеством Базара жырау преклонялся и считал его своим духовным учителем акын и переводчик Турмагамбет Изтлеуов. Своему кумиру он посвятил произведение «Әр елдің бар бұлбұлы» («У каждого края есть свой соловей»). Высокую оценку творчеству Базара жырау дали поэты Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, которые назвали его видным представителем поэтического искусства казахов после Бухара жырау и Махамбета.

Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ

Читайте также: