Призвание – театр - «Кызылординские Вести»

Призвание – театр

12.11.2022

1610 0

5 3

И это не просто слова. Свою трудовую и творческую биографию актеры Бакытбек Алпысбаев и Камила Абжанова связали с театром имени Н.Бекежанова. Именно здесь много лет назад состоялась их первая встреча, которая положила начало их большой и светлой любви. И с тех пор они рука об руку идут по жизни, деля напополам все радости и печали.

Сегодня супруги отмечают юбилей – 55 лет актерской деятельности. Срок немалый. И что самое главное – все роли были сыграны на сцене все того же театра имени Н.Бекежанова. Театр для них все. Но и они за много лет стали его душой и полюбились зрителю, сумев своей игрой затронуть самые тонкие струны его души.

За долгие годы работы Б.Алпысбаев 15 лет возглавлял профсоюзный комитет театра и даже успел побывать его директором. В течение двух лет, что он руководил коллективом (2004-2006 годы), кызылординский театр успешно выступил на театральных фестивалях в Костанае, Алматы и Астане, за рубежом – в Казани (Татарстан, Россия).

Друзья и коллеги отмечают не только талант актера и профессионала высокого класса, но и его человеческие качества, умение ладить с людьми. Согласитесь, очень важные черты для человека искусства. Именно эти свойства его души помогли ему не оказаться замешанным в интригах и закулисных играх, которые нередки в творческой среде.

Быть актером – непросто

Стать актером Бакытбек агай мечтал с детства. Мальчик из сельской глубинки – небольшого населенного пункта Майлыкум, относившегося к совхозу имени XIII партсъезда Теренозекского района (ныне аул имени Аскара Токмагамбетова Сырдарьинского района) еще со школы участвовал в вечерах художественной самодеятельности, декламировал стихи, преимущественно сатирические.

В родном ауле он закончил семилетку. Дальше – учеба в школе-интернате имени Ю.Гагарина областного центра. Здесь уже в полной мере проявился талант будущего актера. В школьных вечерах он был бессменным конферансье и даже сыграл роль в спектакле. Первая роль и послужила толчком к выбору будущей профессии. А поставил одноактный спектакль его воспитатель и классный руководитель Кыргызбай Алпысбаев, которого Бакытбек агай всегда вспоминает с большой теплотой.

prizvanie teatr

– Моя мечта стать актером осуществилась не сразу. После школы мне пришлось поработать, – вспоминает Б.Алпысбаев. – Отца уже не было в живых, и нужно было помогать семье. Был грузчиком, диспетчером, кондуктором. Мое желание стать актером родные, мягко говоря, восприняли без особого энтузиазма. Оно и понятно, приученные к труду люди села считали это баловством. Мама хотела, чтобы выбрал профессию более приземленную, например, врача. Но я настоял на своем и поступил в театральную студию при академическом театре имени М.Ауэзова в Алматы. Студентов приглашали на массовки в спектаклях. Так я увидел воочию игру именитых актеров, корифеев сцены Шакена Айманова, Капана Батырова, Серке Кожамкулова, Сабиры Майкановой, Хадишы Букеевой, Елубая Умирзакова. Моими наставниками стали Асанали Ашимов, Ануар Молдабеков, которые напуствововали добрыми советами, да и просто дружеским участием.

После учебы талантливому молодому актеру предлагали остаться в Алматы, понятно, что в столице у него было больше перспектив. Но он вернулся в Кызылорду и был принят актером в местный театр имени Н.Бекежанова. Позже в столице он с отличием окончил Институт театра и кино имени Т.Жургенова.

Тем не менее его творческая судьба актера сложилась удачно. За годы работы на сцене он воплотил более 250 ролей. Они разноплановые, но все они ему дороги. Да и как иначе, ведь каждая из них раскрывает новые грани его таланта.

– Люблю все свои роли, среди них есть главные и эпизодические. Важно сыграть их достоверно. Об этих сценических образах можно рассказывать долго, каждый по-своему близок, – ответил актер на заданный мной традиционный вопрос о том, какая из ролей ему особенно дорога.

Но как признался наш визави, есть роли, которые ему особенно запомнились. Это Жапал («Еңлік-Кебек» М.Ауэзова), Аксак Темир («Күшігінен танылған» Ирана-Гайыпа), Авдий Каллистратов («Плаха» Ч.Айтматова), Ержан («Құлпытастың көз жасы» – «Слеза надгробия»), Омирсерик («Өзіме де сол керек» – «Так мне и надо»).

Одна из любимых и наиболее сложных – роль Коркыта в спектакле «Төбегөз» («Одноглазый»). Оно и понятно, непросто убедительно и правдиво показать зрителю Коркыта – личность выдающуюся и неоднозначную, принимаемую всем тюркским миром в качестве своего прародителя. Спектакль по пьесе турецкого драматурга Торгойнара, посвященный великому мыслителю, сказителю и музыканту, повествует о вечной борьбе добра и зла.

– Запомнилась роль Авдия Каллистратова в «Плахе». Пришлось перечитать много литературы, чтобы суметь раскрыть образ персонажа, который берет на себя непосильную ношу – пытается перевоспитать браконьеров и наркоманов, за что расплачивается жизнью. Спектакль затрагивает множество проблем современного общества: моральные, религиозные, социальные, этические. Бывают и спектакли, психологические драмы, в которых мало оживленных мизансцен, все действие строится на словесном поединке персонажей, череде диалогов и монологов. Такие роли требуют большой эмоциональной отдачи. Одна из таких – роль Меирбека в драме «Қариялар» («Старики») по пьесе Немата Келимбетова, – вспоминает актер.

Вкладывая в профессию всю душу

Чтобы завоевать любовь зрителей, надо вкладывать в профессию всю душу, а не просто «исполнять» роль. Это требует огромной душевной самоотдачи. Порой приходится ограничивать время отдыха, испытывать дискомфорт от постоянных переездов, грима, ношения париков…

Во всем этом помощником и надежным другом Бакытбека Алпысбаева стала его Камила – не просто супруга, но еще и первый его критик, причем весьма строгий и предвзятый.

Также, как и супруг, она пришла в театр имени Н.Бекежанова в далеком 1972 году молоденькой выпускницей студии при Казахском государственном академическом театре драмы имени М.Ауэзова. За полвека своей творческой карьеры сыграла около ста ролей. Актриса пробовала себя в самых различных амплуа, ей одинаково удавались как комедийные, так и трагические роли. Разноплановая актриса, она органична и естественна в каждом созданном ею образе. Каргаш в спектакле «Әнім сен едің» по повести Сафуана Шаймерденова, Айша в спектакле «Күшік күйеу» по пьесе Тахави Ахтанова, Марфуга в спектакле по пьесе Калтая Мухамеджанова «Бөлтірік бөрі астында» («Волчонок под шапкой»), Тасбике в пьесе Оразбека Бодыкова «Үйленгім келмейді» и многие другие.

– Мое детство прошло в ауле Майлыбас Казалинского района, была старшей из девяти детей. В послевоенные годы жизнь в ауле не отличалась особым достатком. Тяжелые испытания, выпавшие на долю народа, не обошли и нашу семью. В финскую войну отца забрали на фронт, вернулся он оттуда с тяжелым ранением, от которого страдал всю оставшуюся жизнь, – рассказывает актриса, вспоминая свое детство. – Любовь к искусству, возможно, мне передалась от отца Абдыгали. Он выступал вместе с Розой Баглановой, сопровождая ее пение на домбре. Мама, обладая хорошими вокальными данными, слыла в ауле замечательной исполнительницей народных песен. Видимо, благотворное влияние родителей не пропало даром. Я тоже с детства любила петь и мечтала стать солисткой знаменитого тогда ансамбля «Гүлдер». Но мои планы изменились, и после окончания школы поступила в театральную студию при Казахском государственном академическом театре драмы имени М.Ауэзова. В те времена нашим родителям некогда было уделять внимание развитию каких-то наших особых способностей. Мама работала на железнодорожной станции и все силы отдавала на то, чтобы одеть и прокормить нас.

Дебютом для начинающей актрисы стала роль Каргаш в спектакле «Әнім сен едің» по пьесе Сафуана Шаймерденова. Пробовалась актриса и в кино, роль Макпал в художественном фильме «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» она считает одной из самых своих удачных образов. Фильм был снят Асанали Ашимовым на киностудии «Елімай». В кинопробах участвовали актеры многих казахстанских театров, среди которых Камила Абжанова была признана лучшей. Проникновенная история любви, воплощенная на экране, сразу же нашла отклик в сердцах зрителей.

Как призналась актриса, молодость – прекрасная пора, которой доступно и подвластно многое. С возрастом мы что-то теряем, но в то же время приходит жизненный опыт, осознание своего места в творчестве. Особенно ей стали дороги и близки роли, в которых она сыграла матерей. Роль Макпал, матери центрального героя в фильме «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу», стала воплощением женственности и силы материнской любви. В спектакле Лидии Егембердиевой «Көресіңді көрмей», поставленной художественным режиссером театра Хусеином Амир-Темиром, актриса сыграла роль Акдидар. Спектакль посвящен одной из вечных тем – взаимоотношениям отцов и детей. Героиня Акдидар – вдова, ее муж стал жертвой сталинских репрессий. После его смерти она всю себя посвятила сыновьям, находя в них утешение и мечтая вырастить их достойными людьми. Надежды матери не оправдались, они выросли черствыми людьми, равнодушными к боли и страданиям матери. Спектакль имел успех у зрителей благодаря талантливой игре актрисы.

Публика любит К.Абжанову, она надолго остается в ее памяти. Не случайно она в каждой роли проживает на сцене судьбу своей героини и потому столь любима зрителями.

Отвечая на мой вопрос о супруге, она ответила:

– Он мой первый критик и в то же время главный соратник и профес-сиональный советчик. Это первый человек, с кем обсуждаю свои проблемы и роли, которые предлагают. Для меня всегда очень важно его мнение.

Ее труд и творческие успехи отмечены многими наградами. Она Почетный гражданин Казалинского района, заслуженный деятель Казахстана, удостоена специального приза имени Шолпан Бакировой.

Еще больше регалий у ветерана сцены Б.Алпысбаева. Он заслуженный     артист Казахстана, отмечен в номинациях «Лучший актер года», «Лучшая эпизодическая роль» и других. был стипендиатом акима области, награжден орденом «Құрмет», юбилейными медалями, Почетный гражданин города Кызылорды и Сырдарьинского района.

Повторюсь, быть актером – непросто. Профессия требует огромной самоотдачи и упорного труда. В каждой роли необходимо вжиться в своего героя, понять и прочувствовать его, что требует огромного душевного и психологического напряжения.

Несмотря на возраст, актеры полны замыслов и планов. Они готовы и дальше служить сцене, радуя зрителя новыми ролями.

Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ

Читайте также: