Приятные хлопоты – «қыз ұзату» — «Кызылординские Вести»

Приятные хлопоты – «қыз ұзату»

27.08.2022

686 0

Невероятно трогательная и красивая традиция, предшествующая свадебной церемонии, – это «қыз ұзату». Этот праздник символизирует новый этап в жизни молодой девушки – проводы невесты из дома родителей и приход в семью мужа. Помнится, как моя семья в 2018-м за полгода вперед начала готовиться и обзванивать всех родных и близких.

С криком в трубку «Сүйінші», мама делилась новостью, в ответ шли громкие овации и назначалась встреча избранных татешек для обсуждения традиционных обрядов. Не скажу, что моя свадьба чем-то отличилась от традиционной системы казахских тоев, но все же есть что вспомнить. Все хлопоты со свадьбой и возможность воплотить свои девичьи мечты я доверила маме. Старшие лучше всех знают казахские традиции и обычаи, связанные с праздником.

«Қыз ұзату» или проводы невесты является одним из важных моментов в любой казахской свадьбе. На самом деле, это радостное, но в то же время и грустное для родителей невесты событие. Им трудно смириться с тем, что их дочь покидает отчий дом. У «қыз ұзату» есть целый этап обычаев и обрядов, которые проводятся до, во время и после самого праздника. Причем каждый регион славится своей оригинальностью.

«Қыз ұзату» – организует и проводит сторона невесты, все расходы ложатся на ее родителей. Суть торжества в том, чтобы достойно проводить дочь в новую жизнь, дать ей возможность проститься с родными, близкими. Информацию о месте и времени проведения обговаривают с другой стороной во время «құда түсу» – сватовства, которое считается одним из обязательных традиций, проводимых до предстоящей свадьбы. На «құда түсу» родители со стороны жениха и невесты официально знакомятся, решают самые важные вопросы: место свадьбы, число, количество званых гостей и многое другое.

На «құда түсу» главных сватов, то есть родителей жениха встречают дома у невесты. Они приезжают с другими родственниками, которые также считаются сватами. Главного делегата со стороны сватов называют «бас құда». Родители невесты тщательно готовятся к их приезду: накрывают богатый дастархан и украшают дом. Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.

Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха готовят «қоржын» — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сейчас коржын чаще шьют на заказ и изощряются в формах, например, корзины и прочее, набитую отрезами тканей, сувенирами, ювелирными украшениями из золота и серебра. Традиция называется «қоржын апару».

Есть интересный обычай – «құда тартар». Заключается он в том, что сторона девушки всячески подшучивает над родственниками жениха, устраивает потехи, требуя откуп. После того, как сваты откупятся, идет обсуждение «выкупа» девушки, калыма, по-казахски – «қалың мал». В былину такая форма купли-продажи показывала уважение к родителям, воспитавшим девушку, ее ценность, значимость, а также статус и состояние жениха. Особо крупные размеры калыма доходили до табунов, такие караваны возглавляла девятка верблюдов, а цепь складывалась по семь животных, умноженных на сорок. Сейчас дают деньгами, чтобы брачующиеся впоследствии могли потратить эту сумму по своему усмотрению. В исключительных случаях дарят автомобиль или квартиру.

На вышеперечисленном подарки еще не заканчиваются. «Киіт» – подарки родителей жениха перед отъездом. Самый ценный получают родители невесты, дальше всем ее родственникам дарят по степени близости родства. «Өлі-тірі» — буквально «живые и мертвые» — подарок, который отправляют уже из своего дома родители жениха родителям невесты, символизирует признательность не только живым, но и почившим предкам. После сватовства обе стороны договариваются о дате свадьбы. Родители невесты устраивают «қыз ұзату» – проводы невесты. Родители жениха называют свое празднество просто – той.

 Обряд «сырға салу» проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующим свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.

 «Қыз – қонақ», гласит крылатое казахское выражение. Действительно, родители невесты буквально с самого рождения девочки должны понимать, что однажды им придется провожать ее в другую семью. «Қыз ұзату тойы» — проводы невесты. Событие проходит перед свадьбой. Когда все собираются, сначала проводят обряд «сәукеле кигізу» – водружение высокого головного убора, инкрустированного драгоценными камнями. Чем красивее и выше головной убор, тем выше статус ее родителей, считалось раньше. На проводах не обойтись без подарков: отцу девушки дарят «жігіт түйе», а маме – «сүт ақы» (с каз.языка буквально оплата молока матери). Они в ответ дарят жениху «қапқа салар» – обычно дорогая верхняя одежда. Проводы заканчиваются быстро, невесту принято забирать до полуночи, скорее всего, это было связано с безопасностью, сейчас просто дань традициям.

Под конец «қыз ұзату» должна прозвучать «сыңсу» — прощальная песня, которую исполняют подруги или родственники невесты, в некоторых случаях спеть может и сама невеста.

Затем наступает важный момент. Жених должен забрать невесту, подняв на руки, или же просто взявшись за руки. По традиции перед невестой расстилают длинную дорожку из белой ткани. Белая и чистая дорога ведёт девушку к новой жизни и новому семейному счастью. Её главная задача ни разу не оглянуться в прошлое, смотреть только вперёд. У конца «ақ жол» девушку ждёт жених.

После проводов невесты в один из назначенных дней или же на следующий день приезжают снохи (женгелер) невестки с приданым. К примеру, раньше матери с рождения собирали дочерям приданое: постельное белье, посуду, кухонные полотенца и тому подобное. В современном веке ничего не изменилось, однако включились более крупные материальные вещи: мебель для спальни, холодильник, телевизор, одним словом, вся домашняя техника, а также одежда для невесты. В некоторых регионах традиция может и не соблюдаться, но случается, что приданое невесты проходит доскональную проверку. Нужно отметить, что все зависит от финансов. Во время разбора приданого в доме жениха присутствуют все его родственники, вплоть до соседей. В хорошей атмосфере они все оценивают, какое же приданое принесли за новоиспеченной невесткой.

Той считается главной свадьбой. Гости съезжаются до прибытия жениха с невестой. Когда молодожены подъезжают тамада приглашает гостей исполнить «жар-жар» – песнь приветствий и пожеланий. После тамада выводит невесту в центр зала и поет «беташар» – буквально «открыть лицо». Ключевая традиция свадьбы «беташар» представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью, которую с обеих сторон придерживают снохи. Тамада напевает шуточные куплеты с вкраплениями имен родственников жениха, старейшин рода, иногда даже друзей и соседей, а невеста, которая стоит с накрытой фатой, кланяется им в знак уважения. Поклоны невесты называются «сәлем салу», в это время ее с двух сторон поддерживают ближайшие снохи жениха. Иногда люди, услышав свое имя, выходят в круг возле девушек и кидают деньги или драгоценности в какую-нибудь тару – как подарки на благо молодых. После этого аксакалы читают бата – слова мудрости и пожеланий всем приглашенным.

Во всей этой веренице традиций есть еще одна, которая позволяет отменить почти все – кража невесты. Раньше парень с девушкой заранее договаривались сбежать вместе, если у родителей нет средств или не разрешали жениться. Однако в случаях насильственной кражи девушки мужчинам предусматривалось наказание в зависимости от тяжести проступка.

Также есть обязательный обряд, который называется «есік ашар». Зять вместе с молодой женой и близкими друзьями в назначенное время едут навестить родителей жены – тестя и тещу. Первый визит зятя в дом родителей жены называется «есік ашар». В этот день зятя в первый раз видят после свадебного тоя. Он привозит положенные по обычаю подарки, соблюдает приличия и проходит испытания: терпит колкости со стороны снох, однако и сам не молчит. Для жителей аула, любящих праздники, смех и веселье, приезд зятя является веселым развлечением.

Майя Аденова

Читайте также: