В Кызылорде за последние годы осталось совсем немного памятников архитектуры. Еще в 2008 году известный кызылординский историк-краевед Мади Курманов писал на страницах «КВ» о том, что уже некуда повести на экскурсию гостей, чтобы показать им историческую часть Кызылорды.
К сожалению, это правда. В Кызылорде сохранилось всего несколько живописных домов, построенных в конце XIX начала XX веков, несколько застроек 20-30-х годов прошлого века, когда здесь была столица. Есть дома времен сталинского ампира – с колоннами, лепниной и высокими потолками. Чтобы прикоснуться к истории нашего города, специалисты советуют поехать на вокзал. Это лицо города, здесь создается первое впечатление у тех, кто впервые оказался в Кызылорде.
В 2014 году на привокзальной площади установили бронзовую скульптуру народного батыра Жанкожи Нурмухамедулы, возглавившего восстание казахов против гнета Хивинского и Кокандского ханств. Памятник открыт в честь 240-летия воина, защищавшего свой народ и родную землю.
Рядом расположен музей «Ақмешіт», филиал областного историко-краеведческого музея. Одноэтажное здание было построено в 1905 году одновременно с вокзалом. Этими постройками степной край обязан железнодорожной ветке «Оренбург – Ташкент». До революции 1917 года здание служило военной казармой, потом здесь располагался линейный отдел внутренних дел, а в 2004-м году после капитального ремонта здание было отдано под музей. В музее четыре зала, в каждом из них рассказывается о том, как появился наш город. Как крепость, построенная два столетия тому назад кокандским ханом Омаром, превратилась в красивый современный город.
Сам железнодорожный вокзал состоит из двух зданий. Первое, старое здание – модерновое строение необыкновенной красоты, а другое – более современное. Примечательно, что и старое здание вокзала является действующим. Сохранилась и привокзальная площадь. Вазоны и прочие украшения того времени навевают мысли о черноморском отдыхе, Ялте и Гаграх. Кажется, что сразу за железнодорожными путями бьются волны о перрон. Построено старое здание вокзала в 1905 году по проекту известного ташкентского архитектора Георгия Михайловича Сваричевского.
В июле 2021 года старому зданию Кызылординского железнодорожного вокзала исполнится 116 лет. По данным из личного архива ученого-краеведа Мади Киреева, строительство вокзала было начато с указа российского императора Николая II
«О строительстве Оренбургско-Ташкентской железной дороги протяженностью в 1765 верст». Документ был подписан 21 апреля 1901 года. По всей длине этой железной дороги были построены 72 станции, 159 разъездов и 17 крупных мостов. Руководили стройкой инженеры Урсати и Вяземский, им было выделено 130 миллионов рублей на все работы. Стройка началась одновременно из Оренбурга и Ташкента. Местом смычки стала небольшая станция Кубек в 946 верстах от Оренбурга и в 790 верстах от Ташкента.
Вокзал построили на века – красный «николаевский» кирпич везли из Оренбурга, при его изготовлении для прочности был добавлен рубленый конский волос. Перекрытия здания деревянные, а кровлю покрывали жестью. Вместе со зданием в городе появились депо, водокачка, первые дома для железнодорожников, административные здания. К слову, на привокзальной территории до сих пор сохранились дома для железнодорожников. Многие из них внутри переделаны под современное жилье, но снаружи вид прежний. Стены большинства из них просели так, что фундамента уже не видно. Но есть и пригодные для жилья. Внутри таких домов потолки высотой почти в три метра. Кызылординец Асхат Кульбаев живет в одном из них с 1990-х годов.
– Жилье аварийное, но с учетом того, что строили эти дома более 100 лет, они хорошо сохранились, – говорит Абай. – Зимой здесь тепло, так как использовался качественный, знаменитый «николаевский» кирпич, летом – прохладно. Есть свой дворик, где можно выйти и подышать под зеленью, так как у всех во дворах деревья и кустарники. Весь район наш зеленый, деревья стоят много десятилетий.
Мужчина рассказывает, что когда он покупал этот дом, застал еще чугунную печь, которую у нас называют «контрамаркой» и деревянные оконные рамы того времени, когда построили этот дом. Со временем он их заменил, но был удивлен, что все сохранилось в нормальном состоянии. Печка была пригодна для топки, рамы после ремонта можно было не убирать. Но в то время пошла мода на пластиковые окна, да и смотрелись уже старые, говоря современным языком, непрезентабельно.
В целом, район вокзала очень красивый – с зелеными деревьями, журчащими арыками, яркими красивыми цветами. Хотелось бы, чтобы этот небольшой островок истории надолго сохранился для наших потомков.
Подготовила Мира Жакибаева