Земля Приаралья, ставшая преемницей культуры древних племен и народностей, хранит в себе немало тайн и загадок. Здесь сосредоточена квинтэссенция самобытной культуры древних номадов – кочевников Великой евразийской степи.
В III веке до нашей эры в низовьях Сырдарьи обосновалось крупнейшее объединение сакских племен – канлы, образовавшее могущественное государство кангюев. Занимая обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в горах Каратау, кангюи граничили на севере с сарматами и аланами, на западе – с племенами уйсунов, на юге – с Китаем. В древних китайских источниках оно упоминается под названием «Страна кангюй». В древних иранских письменах сообщается, что в состав кочевого государства входили также и большие, и малые оседлые племена, представители которых говорили на иранских и древнетюркских языках. Их численность составляла 600 тысяч, или 120 тысяч дворов.
В ходе масштабных археологических раскопок в местах проживания древних племен кангюев было найдено много могильников и поселений, разгадать тайну которых ученым еще предстоит. О богатой культуре древнего государства кангюев свидетельствуют обнаруженные на юге Казахстана следы древней цивилизации, которую ученые отнесли к трем группам: кауншинской, сосредоточенной в Приташкентском оазисе, отрар-каратауской, расположенной в среднем течении Сырдарьи в предгорьях Каратау, и жетыасарской археологической культурой, представленной в нашем регионе, а если точнее – в долине высохших русел Сырдарьи – Куандарье и Жанадарье.
Своеобразная и весьма архаическая по своему облику жетыасарская культура резко отличается от всех культур, существовавших на территории Средней Азии и Казахстана. С глубокой древности Восточное Приаралье являлось одной из важнейших зон постоянных культурных и этнических контактов между скотоводами Великого евразийского степного пояса и земледельцами древнейших оазисов Средней Азии. Это был район взаимодействия разных культур, своеобразный перекресток миграционных и торговых путей, место сосуществования различных народов, что позволило ученому-археологу Сергею Толстову назвать территорию низовьев двух великих среднеазиатских рек «аральским узлом этногенеза».
Древние городища Жетыасарской культуры располагались в Кармакшинском, Жалагашском и Сырдарьинском районах. Они сохранились здесь в виде возвышенностей (асаров). Археологи обнаружили около пятидесяти городищ и крепостей, среди них Бидайык асар, Сорлы асар, Домалак асар, Унгирли асар, Томпак асар, Кара асар, Жалпак асар, Тикасар, Тас асар, Коса асар.
Среди городов-крепостей Жетыасара самое крупное поселение –
Алтын асар. Как писал С.Толстов, «…очертания городища имеют неправильную трапециевидную форму. Во внутренней части городища присутствуют следы застройки. Над городищем возвышаются четыре главных сооружения. Первое из них – «Большой дом», огромный жилой массив, превратившийся ныне в оплывший холм, второе – «Малый дом», по-видимому, погребальное сооружение…».
Ученые-историки высказывают самые различные предположения по поводу появления и последующего прекращения жизнедеятельности этих поселений. Так, например, согласно одной из них, поселение Томпак асар могло погибнуть в результате военного столкновения, Бидайык асар – по причине изменения русла Сырдарьи. Эта гипотеза ученых опирается на результаты проведенных на месте города археологических раскопок, в результате которых ученым удалось проследить попытки жителей этого самого западного городища соорудить искусственные водохранилища и водосборы в русле засыхающего протока.
Судя по археологическим находкам, этот регион обживался человеком еще в периоды неолита и бронзового века, но особенно интенсивно осваивался он в I тысячелетии до нашей и I тысячелетии нашей эры. Ученые связывают эту территорию с саками, аланами, кангюями, эфталитами и другими племенами, сыгравшими заметную роль в этнокультурной истории целого ряда народов евразийского пространства.
Ареал распространения жетыасарских памятников чрезвычайно широк, и территория, занятая жетыасарскими городищами, простирается далеко на север, восток и юго-восток от давшего культуре имя жетыасарского урочища.
Большинство жетыасарских городищ представляют собой овальной или округлой формы двух и даже трехъярусные возвышенности (төбе) высотой от 8 до 25 метров и площадью от 1,5 квадратных километра до 18 гектаров. Огромные, многослойные, хорошо укрепленные города-крепости размещались в непосредственной близости от водных источников и были окружены некрополями, насчитывающими огромное количество курганов. Все городища располагались группами по 5-7, иногда до 10 крепостей. Они находились друг от друга на расстоянии не более 2-8 километров.
Первая характеристика культуры и типология памятников внутри урочища были даны ее первооткрывателем С.Толстовым в 1948 году. Он выделил три крупных периода в истории жетыасарской культуры: Жетыасар I (последние века до нашей эры – конец III-IV веков нашей эры), Жетыасар II (IV-VI, возможно VII века нашей эры) и Жетыасар III (VII-IX века нашей эры).
В результате найденных в ходе раскопок захоронений и остатков жилищ ученые считают, что Жетыасарская культура раннего периода относится к античной эпохе. С.Толстов отметил сходство найденных здесь фрагментов керамики с античной и хорезмийской культурой. Но есть и отличия. Постройки в Хорезме традиционно возводились из квадратного кирпича, а при строительстве городов Жетыасара использовались брикеты прямоугольной формы.
По результатам проведенных археологами раскопок ученые предположили, что первый этап Жетыасарской культуры характеризовался его мощным расцветом, строились дома, существовали тесные экономические связи с Отыраро-Каратауской и Кауынчинской культурами, в IV-VI веках было сильно влияние гуннов. Не случайно археологами было найдено здесь большое количество предметов быта и керамической посуды гуннского образца. Наиболее сильно сходство двух культур проявляется в традициях захоронения.
В целом, некрополи располагались вблизи каждого жетыасарского городища, период существования которых – от двух-трех столетий до тысячи и более лет. В связи с этим и число курганных могильников вокруг разных городищ было неодинаково.
Тем не менее, раскопки дают представление о погребальном обряде, который не менялся на протяжении всех периодов существования жетыасарской культуры. Покойные в богатых одеждах, завернутые в камышовые циновки, укладывались на встроенные внутри камеры лежанки-суфы, иногда с войлочной подушкой под головой. При этом предыдущие захоронения или отодвигались в сторону, или же оставлялись на месте. По прошествии значительного отрезка времени ранние погребения убирали из склепа, а камеру подготавливали к новым захоронениям, снова и снова тщательно обмазывая глиной стены, суфы, полы, иногда и совершая небольшие перестройки внутри камеры.
Вблизи погребенного ставились сосуды с заупокойной пищей. Набор посуды оставался стандартным. Кроме заупокойной пищи, рядом с захороненным размещали оружие, предметы туалета, орудия труда. К сожалению, все эти могильники были разграблены и до нас дошли лишь жалкие крохи погребальных инвентарей, о первоначальном богатстве которых можно судить по случайно сохранившимся погребениям. Изучая их, ученые пришли к выводу о необычайной устойчивости как самих погребальных сооружений, так и единого для всех их типов погребального обряда, бытовавшего на данной территории без каких-либо изменений на протяжении всего существования культуры. Антропологические исследования говорят о едином в основной массе населении, хотя в отдельных курганах и могильниках можно отметить иной расовый тип.
Археологические находки свидетельствуют о своеобразии материальной культуры древнего населения Жетыасарского урочища, а также высоком уровне мастерства древних зодчих. Городища расположены так, что с любого из них можно увидеть все остальные, из чего следует, что поселения Жетыасара представляли собой своего рода агломерацию. Удивляет и точность выполнения строительных работ. Древние архитекторы не просто «лепили» дома друг к другу, а строили симметрично и параллельно друг другу при соблюдении точных расчетов. О высоком уровне архитектурного мастерства жетыасарцев говорят и конструкции сводов и оборонительная система городищ. Каждое из поселений было ограждено крепостными стенами, бойницами, башнями. Из этого следует, что жители города могли дать отпор любому врагу и защитить свое поселение. Причем оборонительные башни имели коридоры, через которые можно было не только попасть в город, но и выйти из него.
Интересно, что материал для строительства жетыасарцы производили сами, причем самого высокого качества. Жившие здесь племена умели обращаться с глиной и знали все секреты изготовления изделий из этого материала. Доказательство – керамическая посуда, которая отличалась уникальной техникой исполнения, что говорит о высокой культуре жившего в этих местах народа.
Огромное количество костей животных свидетельствует о том, что основным видом деятельности жителей этих городищ было скотоводство. Между тем, примитивная ирригационная система говорит о том, что земледелие играло здесь второстепенную роль. Тем не менее, жетыасарцы обрабатывали землю, выращивали злаковые культуры и даже делали вино. Города эти были богаты и могущественны, но как бы то ни было, они прекратили свое существование. О причинах их исчезнования строят догадки и гипотезы ученые. Ясно, что им понадобится не одно десятилетие, чтобы разгадать феномен Жетыасара.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА