Казалинский район – один из районов области с богатой историей. На этой земле родились знаменитые батыры, великие певцы и композиторы, государственные и общественные деятели разных эпох. Они навечно остались в народной памяти. В их числе Бекарыстан би.
Для начала будет уместно отметить, что с древнетюркского слово «би» переводится как знать, править. У казахов би — это судебные и политические деятели, которые внесли значимый вклад в развитие и единение казахских племен. Они призывали людей к единству и сплоченности, защищали интересы рода, обладали ораторскими способностями и мудростью.
Существовали бии региона, аула, рода, племени. Чтобы получить звание, человеку нужно было продемонстрировать перед народом свои правовые знания и ораторский талант. Ученые отмечают, что по значимости бии были вторыми после ханов, а правители прислушивались к их мнениям. Бии заботились о простых людях, поэтому народ высоко ценил их деятельность. Их знания, основанные на мусульманских традициях и житейском опыте, передавались из поколения в поколение. О том, кто такие бии в своих трудах рассказал казахский историк и этнограф Шокан Уалиханов. Ученый утверждал, что бии имели высокий авторитет в народе за умение предотвратить разногласия и преступления. Их приговоры всегда были справедливыми, поэтому не подвергались сомнениям. В решении политических проблем участвовали ханы и султаны, но решающим было слово биев.
Точная дата рождения Бекарыстана окутана тайной. В некоторых источниках указываются 1785-86 годы, в других – 1765 год. Его отец Амалдык был сыном известного в младшем жузе бия Нурбая. Прадедушка Бекарыстана пользовался большим уважением как среди простого люда, так и знати. С его мнением считался даже хан Абулхаир, который подарил Нурбаю саблю с выгравированной надписью «Тұран ойпатының биі Нұрбай би» (Би Туранской впадины Нурбай би).
Мама Бекарыстана, также знатного происхождения. Ее отец Жылкыайдар прославленный батыр, участник знаменательного для казахского народа Булантинского сражения против джунгар, в котором решалась судьба нации. Юношей он стал сподвижником Сартая батыра, легендарное войско которого, известное как «Мың бала» (тысяча юношей), вступило в неравный бой с противником и изменило ход войны.
Бекарыстан рос крупным мальчиком. Благодаря своим физическим данным не раз становился победителем в состязаниях по «қазақ күресі». Но больше всего у него была склонность к знаниям. Он с интересом слушал эпосы, жырау, которые рассказывали старики. Благодаря им в нем прочно сформировались такие качества, как честность, справедливость, любовь к родной земле, народу, уважение к национальным традициям и обычаям. Он обладал даром красноречия, начал овладевать ораторским искусством. Все это привело к тому, что к Бекарыстану стали приходить люди, чтобы послушать его познавательные рассказы, рассуждения о жизни, ситуациях в обществе. Приходили к нему и за советом. Несмотря на молодость он умел здраво осмысливать и решать самые сложные спорные ситуации, и мирить враждующие стороны. В судебных делах выступал как обвинитель, так и защитник. Он безотказно помогал каждому человеку, нуждающемуся в его поддержке. Брал под свое покровительство бедных и сирот. Слава о нем быстро распространилась по округе. О мудрости принимаемых им решений говорит следующий пример.
Как-то люди из одного рода оказались на грани кровной вражды. Всему причина смерть Сырлыбая, которого в порыве гнева убил выстрелом из лука Акмырза. Раманкул, брат убитого, затаил «кровную обиду» и решил отомстить убийце. Родственники обеих сторон понимали, что этот конфликт еще более ухудшит отношения между ними, и в итоге все может превратиться в крупное противостояние. Чтобы уладить конфликт, к Раманкулу приходили люди и просили его простить Акмырзу. Однако тот был непреклонен, и крупные выкупы также отклонялись. Раманкул не изменил своего решения даже после разговора с Жанкожой батыром. Прославленный полководец тогда спросил у него, есть ли в округе человек, которого он уважает, прислушивается к его мнению и согласится с принятым им решением.
– Есть такой человек, – сказал Раманкул. – Это Бекарыстан би. Что он скажет, так и будет.
Жанкожа батыр повел его к Бекарыстану бию. Он, выслушав рассказ о произошедшей истории, спросил у Раманкула.
– Сколько было ран на теле убитого брата?
– Одна, – ответил тот. – Сырлыбай умер от одного выстрела из лука, стрела попала прямо в сердце.
– Если рана одна, то убийство было совершено в порыве гнева, – сказал судья. – В таком состоянии человек не ведал, что делает и убийство было совершено по неосторожности. Если бы ран было две и более, то тогда это считалось бы преднамеренным преступлением. Возьми выкуп и прости Акмырзу.
Таково было заключение Бекарыстана бия. Раманкул прислушался к его решению и последовал мудрому совету.
Годы жизни Бекарыстана Амалдыкулы пришлись на неспокойные времена. Это были годы освободительной борьбы казахского народа против кокандского, хивинского господства и политики царизма.
В первой половине XIX века на казахских землях низовий Сырдарьи поочередно господствовали беки Кокандского и Хивинского ханства. Они стали устанавливать тяжелые налоговые сборы для казахов. Началась кровавая эпоха утверждения колониальных порядков и вытеснения коренных обитателей степи с обжитых мест. Оседлые казахи не уезжали и платили дань. Однако захватчики не останавливались на этом – они убивали всех биев и батыров, истребляли старейшин и начальников, подвергали население Приаралья мощному гнету.
Царская администрация изымала у сырдарьинских казахов орошаемые земли, и они вынуждены были осваивать новые.
Продвижение России в Южный Казахстан и Семиречье, набеги Хивы и Коканда вызвали восстания казахов во главе с Жанкожой Нурмухаммедулы, который не признавал ни русских, ни хивинцев, ни кокандцев и даже ханов.
В ряды повстанцев вступил и Бекарыстан Амалдыкулы. Он, как и тысяча его товарищей по оружию храбро сражался против захватчиков. Но основная его роль в освободительной борьбе состояла в поднятии боевого духа сарбазов, которых он настраивал на победу. Говорят, что Жанкожа батыр перед тем, как отправиться в поход навещал Бекарыстана Амалдыкулы, чтобы он благословил его.
В жизни Бекарыстана би было немало интересных, значимых и знаменательных событий, информация о которых передается из поколения в поколение. О нем складывали легенды, невероятные рассказы. Вот один из них. Род бия кочевал в прибрежных районах Аральского моря. Как правило, кочевник со своими стадами устремлялся в те места, где можно было найти тучные пастбища, хороший водопой, прохладу и отсутствие мошкары. Чтобы дойти до кочевья зимой приходилось передвигаться по замерзшему льду моря. Вереница груженых повозок растянулась на сотни метров. Бекарыстан би со старейшинами рода ехал в авангарде кочевья. Вдруг к ним прискакал наездник и сообщил, что к каравану приближаются на лошадях туркменские барымтачи. Тогда би направился на быстром коне в арьергард вереницы, взял лук и запустил стрелу в сторону, откуда должны были напасть на караван грабители. По рассказам аксакалов, стрела была длиной чуть ли не полтора метра. Она, как гвоздь воткнулась в твердый лед. Преследователи, увидев ее, прекратили погоню. Их смутил внушительный размер стрелы, который привел их к заключению, что ее обладатель должен быть огромным богатырем с недюжинной силой, к тому же очень смелый. Так, благодаря одной выпущенной стреле кочевники благополучно добрались до места. После этого случая, говоря о Бекарыстане Амалдыкулы, отмечали, что это тот человек, который выстрелом одной стрелы остановил врага.
1996 год в Казалинском районе был объявлен годом Бекарыстана би. В районе проводились различные тематические мероприятия, посвященные Б. Амалдыкулы. Особый акцент делался на изучение его биографии, жизни и быта. Тогда же было принято решение переименовать аул Карла Маркса в аул имени Бекарыстана би и установить его бюст. Местные аксакалы предложили возложить к подножию памятника горсть земли с могилы прославленного бия. Надо сказать, что последние годы жизни Б. Амалдыкулы жил в Каракалпакстане, там же его и похоронили. Делегация из Казалинска исполнила пожелание аксакалов.
Сегодня аул имени Бекарыстана би является административным центром аульного округа Майдаколь. Населенный пункт находится примерно в 45-50 километрах от районного центра, поселка Айтеке би. Здесь проживает чуть менее трех тысяч человек. И все от мала до велика помнят и гордятся своим прославленным земляком.
Канат ЖОЛДАСОВ