На востоке Навоийской области в Республике Узбекистан есть исторический город Нурата. Сохранилось очень много легенд об этом древнем поселении. По одной из них, первый колышек в основании вбил еще Александр Македонский. Свидетельствуют об этом и древние исторические памятники города, особняком среди которых является мавзолей выдающегося казахского бия Айтеке.
Место погребения выдающегося казахского государственного деятеля было обнаружено четверть века назад. Археологи Казахстана при участии своих российских и узбекских коллег провели исследования останков, обнаруженных на месте захоронения. По их словам, это останки мужчины, жившего в XVII веке и умершего в возрасте между 50 и 60 годами. На основании анализа всех полученных данных было вынесено решение, что это действительно захоронение Айтеке би. Он родился в 1644 году, а умер в 1700 году в возрасте 56 лет. Было решено построить здесь большой комплекс, в состав которого вошли мавзолей, мечеть, музей-гостиница. Сам же комплекс получил название Сейткул-кажы Айтеке би. В 2007 году он был отреставрирован за счет средств казахстанских бизнесменов.
Рядом с могилой Айтеке би покоится его предок Сейткул аулие. Сейткул жил в XVI веке при правлении казахского хана Жадикулы Шигая, был его главным бием. Сам он происходил из рода Торткара Младшего жуза и был известен своей справедливостью и праведностью не только среди казахов, но и узбеков, киргизов, каракалпаков и туркменов.
Сейткул был отцом девяти детей, среди которых будущий военачальник и наместник бухарских ханов в Самарканде Жалантос-бахадур. Жалантос (1576-1656 г.г.) в течение тридцати лет бессменно правил Самаркандом и командовал войском в составе Бухарского ханства. Еще одним сыном Сейткула был Акша, у которого родился Байбек. Байбек и есть отец знаменитого Айтеке би. Таким образом получается, что Жалантос-бахадур был родным братом деда Айтеке би.
Множество фактов подтверждают то, что Айтеке би действительно был выходцем из рода выдающихся личностей. Его предка Сейткула еще при жизни называли святым человеком, а дед Акша правил Кокандом, отец Байбек был известным бием в округе, а дядя отца Жалантос-бахадур – эмир Самарканда. Мало того, дальние предки Айтеке би были еще более знаменитыми и считались мудрейшими мыслителями Великой степи. Например, о деде Айтеке би в пятом поколении Оразе-кажы, о его ораторстве в народе слагали легенды.
Как и свои великие предки Айтеке би был благороден, справедлив и мудр. В 25 лет Айттык (настоящее имя Айтеке би) вовсю решал бытовые споры сограждан, а в 30 стал верховным бием всего Младшего жуза.
Айттык с детства был смышленым мальчиком, поэтому его образованием занимались священнослужители аула. С семилетнего возраста маленький Айттык жил рядом с дедом, который частенько укутывал его в ханский чапан. Он видел, как разрешались споры, решались судьбы людей, совершались договоренности о мире или о начале войны. Все это он впитывал с самого детства. До 10 лет он изучал арабский и персидский языки в религиозных школах Бухары, позже в медресе Шердор постигал основы философии, а затем в медресе Мир Араб в Бухаре учился восточной тактике управления государством и военной стратегии эмира Тимура. Вместе с тем, Айтеке би владел не только религиозными знаниями, но и имел энциклопедические познания в географии, литературе и истории.
Айтеке би уделял большое значение укреплению сплоченности и мощи Казахского ханства. Зачастую он ставил именно эти вопросы во главу угла, то и дело предлагая ханам рассмотреть многочисленные инициативы. Одной из таких инициатив была идея оснащения казахского войска огневым оружием (пушки и ружья), а также укомплектование армии специальными отрядами из наиболее обученных и опытных воинов. Начинания Айтеке би часто получали поддержку у хана, но в то же время не исполнялись должным образом.
Вместе с тем, деятельность института биев в Казахском ханстве отличалась полной независимостью. Так, вопреки ожиданиям после смерти Салкам Жангира власть в Казахском ханстве перешла не к старшему сыну Аппаку, а младшему – Тауке. Таковым было решение совета биев, в котором состоял Айтеке би. После восхождения на трон Тауке хана появился ханский совет, наделенный особыми правами. Представителем Младшего жуза в нем был Айтеке би. В то время, чтобы сохранять стабильность в государстве, было выдвинуто предложение о разработке нового проекта закона. Таким образом в 1684 году появился свод законов «Жеті жарғы», автором двух статей из которого (Сүйек құны, Өнер құны) был Айтеке.
Айтеке би был не только талантливым бием, способным принимать справедливые решения, находить достойный выход из любых сложных ситуаций, но и обладал отличными навыками воина, в совершенстве владел всеми видами существовавшего в то время оружия. В устах народа сохранились сказания о том, как Тауке хан и Айтеке би с пятитысячным войском сражались с десятитысячным войском джунгарского военачальника Калдан Бошыка. В этой битве был разрушен Сайрам, а в результате этого противостояния был отменен ежегодный совет в Култобе. Позже совет все-таки состоялся и на этой встрече Айтеке би предложил серьезно реформировать армию. Согласно его инициативе, силы ханства должны быть сосредоточены на границах ханства, а самые богатые на скот аулы – в центральных регионах государства. Кроме того, именно он предложил назначить одного общего военачальника, под командованием которого будет объединено все казахское войско.
Айтеке би скончался в 1700 году, оставив после себя большой след в истории народа. Его жизнь и труды все еще требуют тщательного изучения и осмысления. Истинный патриот своего народа не раз говорил: «Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком своего народа».
Благодаря известной узбекистанской фотожурналистке Умиде Ахмедовой, память об Айтеке би увековечена фотографиями. Два снимка мы публикуем для наших читателей.
Кирилл ДЕНИСОВ