Мастер поэтической импровизации — «Кызылординские Вести»

Мастер поэтической импровизации

25.08.2022

703 0

В этом году исполняется 180 лет со дня рождения Базара Ондасулы, одного из ярких представителей традиционного искусства жырау. Он родился в местечке Карак, которое относилось к шестому аулу Казалинского уезда (ныне Кармакшинский район), в семье бедняка скотовода. Он был известен еще и как Балкы Базар благодаря своему происхождению – Балкы из рода Шомекей.

Земля Сыра издревле славилась музыкантами и сказителями, жырши и жырау, чье творческое наследие ныне является достоянием всего тюркского мира. Не случайно здесь, на берегу Сырдарьи, родился великий Коркыт, сказитель и философ, музыкант и создатель кобыза, прозванный в народе покровителем жырау. Приаралье является родиной целой плеяды выдающихся жырау – Кете Жусипа, Канлы Жусипа, Дур Онгара, Ешнияз сала, Карасакала Еримбета, Турмагамбета, традиции которых нашли свое продолжение в творчестве Кошенея, Манапа. Уникальным было искусство Нартая Бекежанова – его импровизаторское искусство сопровождалось игрой на сырнае (гармони).

В двухлетнем возрасте будущий мастер поэтической импровизации лишился отца, мальчика воспитывал его нагаши Отемис – дядя по материнской линии. Он рано познал трудности и тяготы сиротской доли, с малолетства пас байский скот. В девятилетнем возрасте его взял на воспитание Таспен би. У хлебосольного бия часто и подолгу гостили прославленные жырау и жырши из присырдарьинских степей и Арки. Благодаря им в мальчике рано пробудился поэтический дар. Уже подростком он стал известен в округе как талантливый импровизатор.

Поощрял мальчика и Таспен би. Пригласив к себе уважаемых и именитых людей со всей округи, он даже устроил в честь юного музыканта той. Подарил юноше нарядный чапан и быстроногого скакуна, дал ему свое благословение.

О талантливом сказителе заговорили не только жители Иргиза и Кызылкумов, слава о нем распространилась по Средней Азии, он покорил своим искусством жителей Хивы, Ургенча. Он слушал распространенные в тех краях киссы, в Хорезме познакомился с дастанами Кероглы, Жусупа-Ахмета. Благодаря его переводам в присырдарьинских степях услышали произведения поэтов Востока. На основе восточных сказаний Базар жырау создал дастаны «Әмина қыз» и «Айна-тарақ».

У кочевых племен жырау значили больше, чем поэты – часто они выполняли роль советников степных правителей. Как известно из истории, обладавший неограниченной властью хан Абылай прислушивался к советам мудрого Бухара жырау, только он мог позволить себе говорить с ханом на «ты» и критиковать его политику. Имена многих жырау были неразрывно связаны с именами выдающихся правителей казахской степи: Коркыт – советник хана Огуза, Шалкииз – Темир бия, Асан Кайгы – молодых султанов Жанибека и Керея, Жиембет жырау – Есим хана, Махамбет – хана Жангира.

Базар жырау не был придворным поэтом. Темы его произведений – нравы современников, раскрытие духовного мира человека. Излюбленный его жанр – толгау, полные философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира. Творческое наследие поэта свидетельствует о том, что он был знаком с восточной и исламской философией. Его толгау «Тіршіліктің түрлері», «Кермиық», «Керқұлан» заставляют задуматься о доброте и алчности, человечности и жестокости, справедливости и неравенстве. Образность языка достигается умело используемыми афоризмами Коркыта баба, Лукпана хакима, народными поговорками. Многие его произведения посвящены красоте родной земли, природе, временам года. Известны также его эпиграммы, в которых он едко высмеивает пороки общества, критикует правителей и биев, сочувствует беднякам.

За свободолюбие и сочувствие к простым людям он не раз оказывался в тюрьмах Ургенча и Казалинска. Базар жырау прекрасно владел домброй, обладал он и композиторским искусством. Напевы его жыров отличаются особой мелодичностью и красотой звучания. Его песни, толгау и дастаны были записаны Торемуратом – сыном его друга Нурумбета. В советскую эпоху были опубликованы сборники его произведений «Терме», «Қазақтың әдебиет нұсқалары», его сочинения вошли в сборник «Бес ғасыр жырлайды». В 1985 году вышел в свет сборник «Стихи и дастаны». Исследованием творчества Базара жырау занимались ученые Абубакир Диваев, Алькей Маргулан. Высокую оценку творчеству Базара жырау дали поэты Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, которые назвали его видным представителем поэтического искусства казахов после Бухара жырау и Махамбета.

Выдающийся представитель музыкально-поэтического творчества казахского народа Базар жырау нашел свой последний приют в Узбекистане, в местечке Жалпактай Учкудукского района Самаркандской области.

Казахский народ всегда гордился мастерами поэтического слова – певцами-сказителями. Созданные ими жыры и дастаны, воспевающие героические страницы истории народа и наполненные глубоким философским смыслом, передавались из поколения в поколение.

Как писал Мухтар Ауэзов, наш народ не оставил нам в наследство памятников архитектуры, скульптуры, живописи, но оставил нам бесценное богатство – искусство жырау. Поэтический дар казахского народа создал особый тип поэта – акынов-импровизаторов, которые донесли до наших дней поэтическое наследие прошлого.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: