В областном историко-краеведческом музее немало интересных документов, рассказывающих о прошлом нашего города. Кызылорде чуть больше 200 лет. Для города – возраст небольшой, но за этот исторический период здесь произошло много интересных событий.
В учебниках истории Казахстана говорится, что крепость Акмечеть была основана в 1817 году на берегу Сырдарьи. Но в очерках истории Казахской ССР, автором которых является известный востоковед
М. Вяткин, утверждается, что город Акмечеть был основан на год позже. Внутри находились две мечети, медресе, около 50 домов, три колодца. Вокруг в целях безопасности вырыли ров глубиной 11 метров, он был заполнен водой. Казахские батыры, недовольные порядками хивинских и кокандских завоевателей, не раз совершали походы на них. Среди казахов младшего жуза большим авторитетом пользовались храбрые батыры Жанкожа и Бухарбай. Ситуация резко изменилась летом 1853 года, когда крепость штурмом взяли русские войска под командованием генерала Василия Перовского. В отряде было 2170 солдат, двенадцать орудий. Кокандские воины отчаянно сопротивлялись, но сдали крепость. Для того, чтобы упрочить свои позиции, генерал заказал два парохода, принял меры по усилению артиллерии.
Генералу Перовскому был вручен «рескрипт», в котором ему объявлялась благодарность, было указано, что за взятие крепости старому воину вручается награда. 31 августа 1853 года крепость Акмечеть была переименована в форт Перовск. Затем образовался Перовский уезд, в который входили 23 волости и 186 аулов. Уезд граничил с Тургайской и Акмолинской областями. Жителей в нем было около 180 тысяч человек.
В 1863 году здесь открыли библиотеку и читальный зал. В 1867-м Перовск получил статус уездного города. В 1868 году здесь стало работать почтовое отделение. В 1879 году появился телеграф. В то время открыли начальные школы, начали работать кирпичный завод, ветряные мельницы, лавки, мастерские. Герб уездного города был утвержден в 1909 году, который потом сменился гербом казахской автономии.
В 1868 году здесь уже были частные дома, которые в основном принадлежали русским купцам и чиновникам. В городе также имелись 343 торговые точки бухарцев, афганцев, сартов. Караваны русских купцов доставляли в Перовск муку, сахар, ювелирные изделия, увозили шерсть, каракуль и скот. Часть купцов обосновалась в городе, открыв первые торговые дома. Если в 1885 году в городе насчитывалось всего 25 купцов, то через тринадцать лет их стало на двести больше. В 1880 году в городе работали два кирпичных завода, две мельницы, несколько маслокачальных установок и пивной завод, который производил в год 16000 ведер пива. Сейчас на месте пивоваренного завода находится торговый дом «Ағжан». На пересечении нынешних улиц Ауэзова и Токмагамбетова располагались кузнечные ряды.
В 1897 году перепись населения дала новые цифры о проживающих в Перовске – 5058 граждан. В 1918 году в Перовском уезде началась перепись детей школьного возраста от 5 до 14 лет. В 1885 году открылась школа при одной из мечетей, в 1901 году – русско-киргизское училище. С 1 января 1919 года были открыты четыре русские школы, четыре мужских и одна женская мусульманская школы, которые в дальнейшем были реорганизованы в казахскую, узбекскую и польскую школы. Работала в Перовске и русско-туземная школа. Одна из туземных школ, построенная по проекту генерала Брюнова в 1878 году, располагалась по улице Исы Токтыбаева.
Одна из ярких достопримечательностей города – вокзал, построенный в 1905 году в стиле русской архитектуры. В связи с тем, что планировалось проложить северную часть железной дороги от Оренбурга до Кубека и южную – от Ташкента до Кубека, в городе появилась своя первая железнодорожная станция, вокзал, депо, первые дома для железнодорожников, административные здания. Протяженность железной дороги «Оренбург – Ташкент» составила 1765 верст, движение должно было идти в обоих направлениях. Для этого между Оренбургом и Ташкентом надо было построить 72 станции, 159 разъездов, 17 крупных мостов. 21 апреля 1901 года царь Николай II утвердил план строительства железной дороги и приказал выделить необходимые средства. Прокладка северной части железной дороги началась в 1901 году и закончилась 26 июля 1905 года. Железнодорожная артерия изменила жизнь горожан, начал формироваться рабочий класс. В 1907 году в городе начал работу аптечный магазин.
В то время в городе было мало мебельных лавок. Местные жители обходились самой скудной мебелью, сделанной кустарями в переулке мастеровых. Ведь никто из приезжих господ не собирался задерживаться здесь надолго. Сейчас в домах кызылординцев еще можно встретить те самые пузатые комоды и рамы для картин, круглые «садовые» столы и «манерные» табуреты на одной разлапистой ножке, что создавали мастеровые по женским эскизам.
В городском саду Перовска стояла «афишная» тумба. Но использовали ее не для афиш. В городе не было театра, и благотворительные вечера устраивались нечасто. На тумбу клеили рекламные «прожекты», иногда даже цветные. И рассматривая сохранившиеся в архивах их фотокопии, невольно сравнивая нынешнюю рекламу со старинной, признаешь: купеческое достоинство, гордость былых торговых домов звучали в каждой рекламной строке.
В Перовске было много любителей охоты, но не было магазина, в котором продавались принадлежности для охотников и рыбаков. Охотничье и рыбацкое снаряжение часто заказывали посредством предложений в журнале «Охота». Дорогое оружие можно было купить в торговом доме Лепажа – «привилегированного поставщика их императорских Высочеств». О качестве беспокоиться не приходилось. Наибольшим успехом у офицеров пользовались беккеровские ружья из ружейного двора «К. и Ю.Беккер». Доставить их фирма бралась в любую точку света. Если не почтовым сообщением, то со своим нарочным.
Споров, рекламировать ли папиросы, в начале прошлого века не существовало. Дамы предпочитали папиросы «Седой генерал». Что б еще стали курить поклонницы генерала Перовского? Мужчины курили папиросы «Пушка» торгового дома Отто Демпке, крымские папиросы «Нарзан», но чаще всего в уездный город доставлялись в деревянных коробках гильзы. Бумажные гильзы для набивания табака. Ну, и пахучий, прессованный табак в фунтовых пачках.
А какой красочный плакат был наклеен в простенке между окнами здания, которое занимала компания «Зингер»! Та самая, чей товар –
швейные машины. Это первая фирма, открывшая свое представительство в уездном городе. С плаката всем улыбалась барышня в кокошнике, красавица-швея за швейной машинкой с ножным приводом.
В конце XIX века на средства бухарца Айтбая Балтабаева была построена мечеть «Айтбай». После войны в ее здании располагались сначала медресе, кинотеатр, затем школа-интернат. В 1970-81 годы – ковровый цех. Только с обретением независимости Казахстана мечети вернули свой статус.
Собор иконы Казанской Божьей матери был построен на правительственные средства в 1890-1895 годах. До 1982 года в этом здании располагался историко-краеведческий музей. В 1989 году собор был передан в ведение русской православной церкви.
После революции 1917 года был подписан декрет об образовании Советской Киргизской Автономной Социалистической республики. В ее состав вошли все области и уезды нынешнего Казахстана, а также Астраханская и Омская области России. Столицей республики стал Оренбург. А Перовск стал называться Акмечетью. Только вот трудно было понять, почему республика называлась киргизской. Именно по этой причине казахская интеллигенция в 1924 году начала активное выступление о создании Казахской республики. 15 апреля 1925 года в Акмечети открылся пятый Всесоюзный съезд трудящихся. На нем и было принято решение именовать казахов казахами, а не киргизами. Киргизскую республику переименовали в Казахскую. Столицей новой Казахской республики стала Кзыл-Орда. Тогда же городу подвели электричество. Кзыл-Орда зажила полнокровной жизнью. Вместо саманных глинобитных лачуг возводились новые дома. В это же время стали открываться учебные заведения. В 1926 году в городе появился свой театр, первой его постановкой был спектакль «Еңлік-Кебек». Однако столицей Кзыл-Орда была недолго, всего четыре года. В 1929 году решением Правительства столица была переведена в
Алма-Ату.
Мира ЖАКИБАЕВА