Один из залов Кызылординского областного историко-краеведческого музея посвящен археологии. Здесь собраны представляющие огромный интерес и непреходящую ценность материалы, дающие представление об истории региона, начиная с сакского периода. Среди предметов, найденных в ходе археологических раскопок, – амфоры, посуда, монеты, украшения, орудия труда, фрагменты фресок и другие предметы.
Все эти артефакты были добыты в результате исследовательских изысканий, проведенных археологами на местах древних поселений и городищ. Как правило, самая горячая пора для них – это весенне-летние месяцы. На несколько месяцев лишив себя благ цивилизации, в полевых условиях они занимаются раскопками на местах древних поселений и курганов, радуясь каждому осколку керамики, обломку кирпичика, или случайной монете, добытой в результате кропотливого труда.
Земля Приаралья, ставшая преемницей культуры древних племен и народностей, хранит в себе немало тайн и загадок. Здесь сосредоточена квинтэссенция самобытной культуры древних номадов – кочевников Великой евразийской степи. Именно здесь, на важнейшем «перекрестке» торговых и миграционных путей располагались места традиционных зимовок кочевых племен.
Чирик-Рабат: столица саков или некрополь вождей?
Городище Чирик-Рабат расположено в 300 километрах к юго-западу от Кызылорды у сухого русла Жанадарьи и представляет собой огромную древнюю крепость овальной формы, окруженную системой концентрических валов и рвов, внутри которой видна прямоугольная планировка более позднего периода. Изучение памятника имеет огромное значение для исследования эпохи сакского и огузского государств и даже позволило выделить отдельный термин в археологии под названием «Чирик-Рабатская культура». До недавнего времени было принято считать Чирик-Рабат сакской столицей, резиденцией царицы Томирис.
Еще в 60-х годах прошлого века памятник был исследован Хорезмской экспедицией под руководством Сергея Толстова. Тогда же было высказано предположение о том, что поселение являлось столицей саков-апасиаков, но в результате дальнейших исследований не было обнаружено монументальных зданий и жилых построек. Практически вся территория занята погребениями, а в центре найдено большое помещение, которое скорее всего было храмом, и постройка квадратного плана скорее всего ритуального назначения, где, вполне возможно, совершались религиозные обряды, связанные с погребением умерших. Все это позволило ученым высказать предположение, что Чирик-Рабат – это сакральный погребально-культовый центр, где саки позднего периода хоронили своих вождей и родовую знать.
Позже археологические исследования здесь велись ТОО «Антик» под руководством Жолдасбека Курманкулова. По мнению археологов, на ранней стадии своего существования Чирик-Рабат все же был городом – убежищем и резиденцией племенных вождей. Поселение имело огромное стратегическое значение, так как находилось на оживленном караванном пути, в месте соединения дельт Амударьи и Сырдарьи, как бы охраняя южную границу саков-апасиаков. Очевидно, этим и объясняется укрепление его многорядными оборонительными сооружениями. В окрестностях городища также была выявлена целая система искусственной ирригационной сети, берущей начало от основного русла Жанадарьи.
Среди находок, добытых в ходе археологических раскопок на городище Чирик-Рабат и переданных на хранение в областной музей, немало женских украшений: выполненные из золота ожерелье, серьги. Большой интерес представляют застежки, найденные в 2017 году экспедицией Ж.Курманкулова. Они выполнены в форме полумесяца или полусферы, есть и в виде ромба длиной около одного и диаметром 0,5 сантиметра, есть отверстия для нитей. Застежки не только служили для соединения деталей одежды, но еще и были украшением, на них изображены цветочные и космогонические узоры. Зооморфными узорами, присущими для чирик-рабатской культуры, украшена и найденная здесь ложка, вырезанная из кости животного. Края ее изогнуты, есть довольно длинная ручка.
Резиденция огузов Жанкент
Средневековый Жанкент, резиденция древних огузов, относится к IX-XI векам. Городище расположено на территории Казалинского района в полутора километрах от одноименного аула. По некоторым дошедшим до нас арабским источникам, Жанкент был известен как Карьят ал-Хадиса, или ал-Мадина ал-Джадида, в персидских письменах упоминается как Дих-и-Нау, а в тюркских письменах именовался как Янгикент, или Жанкент, что означает «новый город», «новое поселение».
С 2015 года археологические исследования на Жанкенте на основании договора с ГУ «Кызылординское областное учреждение по охране памятников истории и культуры» ведет научно-исследовательский центр «Археология и этнография» при университете имени Коркыта ата.
Обнаруженные здесь археологами следы древних ирригационных систем, разветвленная сеть канализации говорят о высоком развитии культуры и быта населявших эти места племен и народов. Города с мощными крепостными стенами и оборонительными сооружениями на старом русле Сырдарьи являются свидетельством того, что проживавшие здесь большие и малые народы имели тесные торговые, политические и экономические связи с соседним могущественным Хорезмом и странами Восточной Европы.
В ходе раскопок здесь находят обломки керамики и костей животных, чеканные монеты, предметы утвари.
О том, что огузы умели работать с различными металлами – золотом, серебром, владели техникой изготовления ювелирных изделий говорят украшения, пополнившие фонд областного музея. Научный сотрудник музея Гульжанар Оразалиева рассказала об экспонатах, найденных в ходе раскопок на городище Жанкент:
– Древние огузы были искусными мастерами по металлу. Среди экспонатов – крыловидная нашивка зооморфной формы, которая представляет фигурку в виде «распластанных стилизованных птичьих крыльев». Изделие выполнено с применением технологии отлива и штамповки из бронзы и не имеет прямых углов, края сглаженные, верхняя центральная часть и основание имеют округые очертания. С лицевой стороны по краю всего изделия, фиксируется буртик, имеющий небольшой уклон с внешнего фаса, вдоль буртика виден штампованный каплевидный орнамент. На изделии есть кольцевые крепления со сквозными отверстиями – одно в нижней части и три – в верхней части изделия. Расстояние между крыльями – 7 сантиметров, длина всего основания – 3,5 сантиметра, вес изделия – около 15 с половиной грамма.
Найдены также ременные пряжки разной формы. Ременная пряжка округлой формы изготовлена из бронзы с применением технологии штамповки и формовочного отлива. Крючок подвижный, имеет осевое сквозное крепление, выходит за пределы рамки с нахлестом. Крепление крючка представляет собой тонкий медный стержень, который пронизывает пряжку насквозь. Пряжка поясная прямоугольной формы также выполнена из бронзы с применением технологии формовочного отлива. Она состоит из рамки и приемника, разделенного между собой осевым креплением крючка. Крючок подвижный, имеет осевое сквозное крепление в основании, не выходит за пределы рамки.
Найденные в ходе раскопок на городище Жанкент асыки являются верным доказательством древнейшего происхождения игры в кости. Еще в эпоху огузов асыки служили одним из самых распространенных развлечений детей. Найденные здесь асыки (альчики) вылиты из бронзы и являются аналогом таранной кости мелкого рогатого скота. Размер 2,8х2х1,7 сантиметра, вес – 53,4 грамма. Изделие изготовлено искусно с соблюдением пропорций и естественных форм, остеологического аналога. Еще один асык также вылит из бронзы, но меньше по размеру и выполнен с соблюдением анатомического строения таранной кости мелкого рогатого скота.
Другой интересный артефакт – это колокольчик или бубенчик диаметром 2,6 сантиметра, изготовленный из бронзы. Трудно точно сказать, для чего его использовали жители Жанкента. По одной из версий, это одна из частей музыкальных инструментов, применяемых огузами во время проведения своих ритуальных обрядов. Колокольчик вполне могли привязывать к бубену, кобызу, дауылпазу, чтобы во время совершения обряда они издавали звуки. Например, такие инструменты, украшенные перьями филина и привязанными колокольчиками и бубенчиками, использовали во время своих камланий шаманы-баксы. Есть еще мнение, согласно которому колокольчик или бубенчик мог быть просто элементом женского украшения. Женщины кочевых племен украшали косы шаш-бау (монистами), которые при ходьбе издавали переливы, а также данный предмет мог быть дополнением к какому-нибудь ожерелью или застежке. А еще он мог применяться в качестве колокольчика, который вешали на шею животного. Его называли «гак» и обычно делали из бронзы, меди или железа. В нашем случае, колокольчик также выполнен из бронзы. В его верхней части имеется отверстие для того, чтобы в него вдевали нить или проволоку. Гак вешали на шею верблюжонка, молодого телка, которые могли потеряться. После того, как его введут в стадо, колокольчик с шеи животного снимали.
Судя по найденным находкам, археологи датируют Жанкент IX-XI веками, эпохой расцвета огузского государства. На раскопках были найдены обожженные печи – тандыры, в стенах – два захоронения, обнаружены также хумы – крупные керамические сосуды для зерна и прочего, кости собак крупной породы, верблюжьи кости, медные изделия, большое блюдо.
Культура оседлых скотоводов, рыболовов и земледельцев восточного берега Аральского моря в первом тысячелетии нашей эры составила основное ядро тюрков-огузов, живших на этой территории в эпоху раннего средневековья. Затем они были вытеснены кипчакскими племенами и впоследствии переселились на территории нынешнего Азербайджана, Турции, сыграв позже значительную роль в образовании Сельджукской империи. Степи Восточного Приаралья хранят в себе еще много тайн и загадок. Их дальнейшее изучение и исследование – задача ученых и археологов. Но уже сейчас бесспорно одно. Кызылординский регион обладает большим туристическим потенциалом и надо приложить все усилия для того, чтобы сделать его привлекательным для посещения туристов со всего мира.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА