Камзол как произведение искусства - «Кызылординские Вести»

Камзол как произведение искусства

26.03.2022

2013 0

kamzol kak proizvedenie iskusstva

Известный в республике мастер по возрождению национальных ремесел, официальный представитель Союза ремесленников Казахстана, руководитель областного  Центра ремесленников Карлыгаш Ильясова в предпраздничные дни была очень занята. Участие в выставках,  дефиле, пошив заказов, подготовка к поездкам. Вот и в этот раз несколько  дней  Наурыза она провела в Петропавловске, где состоялась республиканская  выставка народных ремесел. Для этого мероприятия мастерица подготовила коллекцию женской одежды из велюра, бархата, хлопка, а также сумки, сувениры.

Изделия Карлыгаш Ильясовой давно  узнаваемы в республике. Они отмечены дипломами, призами международных культурно-этнографических фестивалей, выставок-ярмарок. В рамках акции «Сделано в Казахстане» она неоднократно побеждала в региональных выставках-конкурсах «Лучший товар народного потребления». Вот и в этот раз мы с ней встретились на выставке, организованной на открытии областного центра поддержки женщин-предпринимателей. Она привезла свои камзолы, жилеты, сшитые в национальном стиле, сумочки. Все они отличного качества, выполнены из велюра, бархата, расшиты бисером, стеклярусом и пайетками. Неудивительно, что многие из них раскупались здесь же.

Карлыгаш Ильясова много лет работала швеей в цехе промкомбината «Гигант» в поселке Шиели. В 1985 году поступила в Ленинградский архитектурно-строительный техникум. Вышла замуж, переехала в Кыргызстан по месту жительства супруга. В школе преподавала рисование, технологию, руководила кружком декоративно-прикладного искусства. В 2006 году К. Ильясова вернулась в родные края. Работала мастером по производству в профессиональном лицее №6, учила преподавателей и студентов кройке и шитью. В 2011 году она организовала Центр возрождения национальных ремесел. Такие мастера декоративно-прикладного искусства, как Карлыгаш Ильясова  – хранители национальной самобытности. Они от поколения к поколению передают  секреты своего ремесла.

– В год участвую в нескольких выставках в области и в республике, – говорит Карлыгаш. – К каждой готовлюсь серьезно – обязательно создаю новые изделия, сувениры. Приятно, что находятся ценители, причем не только среди иностранцев. На показах  раскупаются почти все платья и по хорошей цене.

В ее Центре налажено обучение молодых людей традиционным для нашего народа ремеслам. В ближайших планах Карлыгаш – возрождение ковроткачества, ведь ковры ручной работы – это всегда эксклюзив. Да и женщин, которые хотят научиться этому искусству, в области немало. К сожалению, женщина никак не может добиться существенной господдержки в своих проектах.

Как говорит мастерица, раньше в аулах многие женщины ткали ковры. Секретами  их изготовления  владели наши мамы и бабушки, но со временем ковры ручной работы стали редкостью. Сейчас древнее искусство вновь привлекло к себе внимание, получило новую жизнь. Изготовление ковров ручной работы – это сложный и кропотливый процесс. Даже работая в мастерской не в одиночку, огромного количества ковров не произведешь, это штучная работа. Настоящие шерстяные ковры хорошо продаются, их часто заказывают коллекционеры или музеи, а также просто ценители эксклюзивных вещей.

Есть у Карлыгаш и изделия из войлока. Казахи, как прямые наследники кочевых традиций, сформировавшихся в степи на протяжении тысячелетий, унаследовали этот самобытный вид народного прикладного искусства, присущего только кочевникам. Материал легкий по весу, обладающий мягкой и приятной фактурой и теплоизоляционными свойствами был незаменим в быту. Для изготовления войлока брали  овечью и верблюжью шерсть. Из него  шили  верхнюю одежду (шекпен, каттама), головные уборы, обувь, также он служил отличным материалом для изготовления юрты.

В настоящее время использование войлока претерпевает настоящий бум. Податливый и практичный материал становится все более популярным. Современные мастера используют его для изготовления различных изделий в национальном стиле.

Мира ЖАКИБАЕВА

Читайте также: