Самобытностью и яркостью отличается творчество казахстанского живописца Салихитдина Айтбаева, имя которого присвоено художественной галерее Кызылорды. Он родился в 1938 году в Кызылорде, в 1961 году окончил Алматинское художественное училище имени Н.Гоголя. В мир изобразительного искусства он ворвался стремительно, заявив о себе громко и решительно. Его работы «Портрет отца» и «Счастье» были сразу замечены на Всесоюзной молодежной выставке, а картина «Молодые казахи» стала программным произведением национального изобразительного искусства.
В мир искусства он пришел в 60-х годах прошлого столетия. Это был так называемый период оттепели, когда художники получили свободу творчества, которая придала им мощный импульс. В стране появилась целая плеяда людей искусства, которые вопреки сложившемуся стереотипу по зову души и сердца обратились к истокам на-циональной культуры, истории и традициям народа, и начали создавать реалистичные произведения искусства, в которых отразились правдивые картины повседневной жизни народа.
Этот всплеск не обошел стороной и кызылординский регион. Непритязательная на первый взгляд природа Приаралья стала источником вдохновения для многих мастеров кисти. На берегах Сырдарьи за сравнительно небольшой период возникла своеобразная художественная школа, соединившая опыт народного декоративно-прикладного искусства и национальную цветовую гамму с практикой европейских школ живописи.
Особый почерк мастера
В 30-50-е годы ХХ века в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, бурное развитие в искусстве получил социалистический реализм. Но в конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников, отказавшись от академических канонов, посвятила себя поиску собственного стиля и выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства. Шестидесятые годы стали расцветом художественной мысли в Казахстане –«дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от академических канонов и даже конфликтовали с художниками предыдущего поколения, ориентированного на реалистичность в искусстве. Условно их назвали художниками-шестидесятниками.
Лидером этого поколения живописцев стал Салихитдин Айтбаев. Его мастерская стала центром притяжения молодых талантов, здесь шли споры об искусстве, обсуждались новые имена. В этой мастерской состоялась презентация романа писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Попав в мастерскую к Айтбаеву, знаменитый итальянский художник XX века Ренато Гуттузо настолько проникся ее атмосферой, что написал картину «В мастерской Салихитдина Айтбаева». Художник пристально изучал наследие европейского модернизма, чтобы как можно тоньше передавать эмоциональные переживания. Не случайно твор-чество живописца соединило в себе богатый духовный опыт Востока и Запада, прошлого и настоящего. Его работы стали той самой «времен связующей нитью».
Главной своей целью в твор-честве он считал создание уникального национального стиля. Первой работой, обозначившей новую веху в развитии казахской живописи, стала картина «Счастье». «Важно подчеркнуть, что картина, открывшая художника широкому зрителю, явилась итогом не только его собственного раннего творчества. В ней сказались искания многих. В «Счастье» Айтбаева есть своего рода предел той типизации и монументальности, которые были свойственны нашему изобразительному искусству в 60-е годы. Художник нашел, разумеется, не всеобщую, но довольно точную и конкретную формулу направления, которому коренным образом были чужды инсценировочная сюжетность и мелочная натуралистическая детализация», писал российский художественный критик и искусствовед Вильям Мейланд.
Картина художника убеждает нас в том, что счастье – это жить на родной земле, чувствовать ее соки и корни, сливаться с ней воедино и утверждать себя в единстве с ней. На переднем плане – фигуры юноши и девушки с волевыми лицами. Их образы гармонично вписываются в мягкие, плавные линии пологих холмов, заснеженных гор, уходящих в синие дали. Изящные, неторопливые движения красновато-рыжих коней вливаются в этот мерный ритм, рождая ощущение вечности, красоты и величия жизни земли. Повсюду как бы звучит музыка самой природы. Двое моло-дых – хозяева этого прекрасного мира. Цвет их загорелых лиц, одежд повторяют краски земли, воды, неба, золотистых пастбищ. В декоративной щедрости цвета чувствуются традиции народных мастеров.
«Счастье» стало хрестоматийным полотном в казахстанском изобразительном искусстве. В 2018 году Национальный банк РК выпустил коллекционные монеты с изображением картины С.Айтбаева «Бақыт» («Счастье»), которые стали продолжением серии монет, призванных популяризировать богатство национальной культуры и раскрыть полный спектр направлений в изобразительном искусстве Казахстана.
В картинах – целый мир
«Земля и люди», «Табунщики», «Вечерние мелодии», «Гость приехал», «Ферма на джайляу», «Сыновья», «Собрание бригады»… Картины художника – это целый мир, мир счастья и душевного тепла, гармонии человека и природы. Он создал свою философию степи, отражающую его сложный личностный мир, нежно и трогательно запечатлевал образы стариков, юношей и детей. Обладая мощной притягательной энергетикой, заставляя зрителя ощутить силу, красоту и самобытность родной земли, они сразу становятся близкими и понятными. Им присущи лирический романтизм, простота и ясность композиционного решения.
Салихитдин Айтбаев работал в разных жанрах. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания художник отразил в пейзажах и зарисовках сцен сельской жизни, к примеру, это прослеживается в таких его полотнах, как «Мальчик с верблюжонком», «Встреча пастуха», «Целина», «За обедом», «Мать». Мастер работал и в портретном жанре. Особенным реализмом и правдивостью отличались «Портрет сестры Курлан», «Женщина в красном», портрет писателя Ануара Алимжанова. Особую привязанность художник испытывал к графике и создал иллюстрации к сборникам стихов Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», «Солнечные ночи», «Год Обезьяны», трехтомнику «Казахские народные сказки».
Одна из любимых тем художника – сцены из жизни простых людей. Незамысловатые картины родной степи, образы людей, лошади и верблюды на джайляу точно отображают национальный колорит. Отражая сложный личностный мир художника-философа, его творчество вобрало основные тенденции времени и отличалось лаконизмом, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения. Он обладал не только широтой взглядов, но и смелостью поисков нового живописного языка. Он был одним из тех творцов, кто музыкой своей души предвещал и возвещал становление профессионального национального изобразительного искусства.
В творчестве С.Айтбаева отразились основные тенденции времени. Его работы характеризуются лаконизмом форм, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения. Художественная стилистика народного традиционного искусства, особое восприятие природы, цвет, ландшафтные формы – все это, преломляясь через сложный личностный мир самого художника, заставляет зрителя прислушаться к себе и ощутить биение пульса родной земли.
Живописец рано ушел из жизни, но оставил яркий след в искусстве. Он был полон энергии, постоянно экспериментировал и был настоящим философом, думающим, ищущим и созидательным. Его труды стали олицетворением национальной живописной школы, воплотив и утвердив красоту и величие казахской культуры. Созданной им школе живописи принадлежит особое место в национальном изобразительном искусстве. Он разработал свой художественный стиль и манеру. Живописные и графические произведения мастера хранятся в Казахском государственном музее искусств имени А.Кастеева, выставлялись в Лувре, Эрмитаже и Третьяковской галерее.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА