И ожили преданья старины далекой... - «Кызылординские Вести»

И ожили преданья старины далекой…

19.01.2021

1535 0

1 10

Имя нашего земляка, художника Агымсалы Дузелханова вряд ли нуждается в представлении. Благодаря таланту, мастерству и богатству созданных им художественных образов он завоевал достойное место в отечественном изобразительном искусстве.

Земля Сыра щедра на таланты. Бескрайние степные просторы Приаралья стали родиной не одного поколения замечательных художников, чьи имена хорошо известны ценителям изобразительного искусства не только в Казахстане, но и за его пределами. Природа присырдарьинских степей не богата на
краски – здесь нет живописных озер и бескрайних гор, причудливых скал и реликтовых лесов. Тем удивительнее, что именно ее скупая и неброская красота помогла раскрыться таланту такого огромного количества мастеров холста и кисти, среди которых – первый казахский художник-живописец Сердалы Бекшорин, мастер казахского костюма, одна из первых театральных художников Латифа Ходжикова и ее сыновья Кулахмет, Кожахмет, Нурахмет и Султанахмет, внесшие особый вклад в развитие различных жанров изобразительного искусства, лидер поколения художников-шестидесятников, создатель собственной школы живописи Салихитдин Айтбаев, график и художник кино Сахи Романов.

В казахских семьях издревле существовал обычай – старших детей воспитывают бабушки и дедушки, а для собственных родителей они становятся младшими братьями. По всей вероятности, причина кроется в том, что у молодых супругов на момент рождения первенца еще мало жизненного опыта, чтобы воспитать ребенка. Дети, воспитанные бабушками и дедушками, обычно вырастают добрыми и заботливыми, знают и чтят обычаи предков. Таким желанным ребенком, окруженным с рождения любовью и лаской, стал Агымсалы Дузелханов.

Он родился в 1951 году в Казалинске. Сын степи, он с раннего детства окунулся в атмосферу казахского аула. Он засыпал под негромкий говор бабушки, рассказывающей ему очередную сказку про бесстрашного батыра, злого хана или юную красавицу, и просыпался с блеянием овец и мычанием коров, громко возвещающих о начале дня.

А еще он запомнил украшения бабушки Жаркын. Их у нее было огромное количество – серьги, кольца, браслеты, выполненные руками старинных мастеров-зергеров, талантливых народных умельцев. Она умело сочетала их, подбирая к одежде и уделяя внимание цвету и форме. Для будущего художника это были первые уроки дизайна и композиции.

Жизнь казахского аула напоена своей особой поэтикой и многообразием красок. А еще маленький Агымсалы любил тои, свадьбы и гулянья, на которых всегда было шумно и многолюдно и царила атмосфера праздника. Неистовое буйство красок – ослепительно белые нарядные юрты, напоминавшие украшенные лесные поляны ковры, кованые сверкающей медью сундуки, шелковые одеяла и подушки с разноцветными орнаментами, расшитые золотыми и серебряными позументами чапаны и камзолы. Все это позже стало главной темой его творчества.

А пока маленький мальчик рисовал – все, что его окружало. Его старания поощряли не чаявшие в нем души бабушка и дедушка, другие родственники. Хотя по канонам ислама рисовать людей было запрещено. И хотя они были глубоко верующими людьми старой закалки, увлечениям Агымсалы не препятствовали. Да что там не препятствовали!? Старый дедушка Жансугир ездил в город верхом на коне за кистями и красками для любимого внука. А рисунки, на которых мальчик изображал окружавший его яркий и неповторимый мир – рыб, птиц, животных, людей – потом с гордостью показывал соседям и знакомым, гордясь талантом внука.

Бабушке Жаркын он помогал вырезать ножницами казахские узоры, которые потом мастерицы выкладывали на войлоке и валяли текеметы (узорная кошма) с изысканными узорами, которыми украшали стены и пол в юрте. Для будущего художника это были первые уроки мастерства, с которых начался его путь в профессиональное искусство.

Первым росткам его таланта не дали зачахнуть, его страсть к рисованию всегда поддерживали – сначала в семье, потом в школе, затем в армии. После демобилизации Агымсалы Дузелханов поступает в Алматинское художественное училище. Способности и талант юноши замечают, это учебное заведение он заканчивает с красным дипломом. И в 1982 году поступает в Московский государственный институт имени В.И.Сурикова. Его наставниками становятся народный художник СССР Олег Савостюк, заслуженные художники РСФСР Мирон Лукьянов и Игорь Овасапов.

Годы учебы в Москве дали многое для будущего художника в плане профессионального роста. Благотворное влияние оказало также посещение знаменитых музеев и картинных галерей. Особенно вдохновили его увиденные в музее изображения, выполненные древними скифскими мастерами. С этого пошло его увлечение древней историей предков. Он собирает материалы о сакских племенах, изучает историю древних племен, обитавших на территории Великой степи, собирает данные о выдающихся исторических личностях сакско-скифского периода. Сведения о быте, образе жизни, обычаях, одежде и военных доспехах древних сакских племен он черпает из художественной научной литературы – «Древнее искусство Ирана» Лукина с фотографиями Персеполя и Бихустанской скалы с надписями царя Дария, изучает реконструкцию одежды саков, разработанную художником Гореликом. Так появился цикл исторических картин «Саки». К художнику обратился известный казахстанский писатель и историк, автор дилогии «Томирис» Булат Джандарбеков.

Художника всегда интересовала тема исторического прошлого народа. Им созданы полотна, посвященные гуннам, эпохе Казахского ханства, борьбе с джунгарскими захватчиками. Художник обращается к образам выдающихся исторических и государственных деятелей, ханов, полководцев, батыров, культовых личностей. Центральные образы его полотен – Томирис, Чингисхан, Культегин, Абылай…

Причем особенность работ А.Дузелханова – они оптимистичны, не оставляют гнетущего впечатления, даже если образы, запечатленные на них воинственны, грозны. На его картинах, даже посвященных баталиям и битвам, нет кровавых сцен, убитых и раненых.

На переднем плане в картине «Томирис» – выдающаяся сакская воительница в богатом костюме на великолепном скакуне. Художник изобразил её в профиль. Одежда Томирис украшена восточными узорами и оторочена золотом. Её тонкий стан охвачен широким поясом, на котором висит боевой меч. За спиной царицы — фиолетовая накидка, подобная мантии, на голове – высокий головной убор с острым верхом, украшенный драгоценными камнями. Правая рука царицы сжимает золотой скипетр. Она величественно держится в седле, красивое лицо невозмутимо, а взгляд красивых глаз с миндалевидным разрезом устремлен вдаль.

Действие происходит на бескрайней равнине, которая на горизонте смыкается с небом. Нет никакой растительности, кроме верблюжьей колючки, ноги воинов вязнут в песке. Это пустыня. Войско Томирис многочисленно, две длинных вереницы пеших воителей по обеим сторонам от Томирис идут нескончаемым потоком. Хвосты колонн теряются в далёкой перспективе на заднем плане. На солнце поблёскивают бронзовые шлемы, торчат копья.

Однако воины на переднем плане идут согнувшись. Один опирается на меч, как на посох, с трудом передвигая ноги, тонущие в песке. Другой уже не может держать на весу тяжёлый щит, он касается земли. Лица людей измождены, тяжёлый переход по безводной пустыне вымотал их. Один из воинов, проходящий в колонне за спиной царицы, угрюмо и недобро смотрит в сторону владычицы, но этот поток людей подвластен ей и не отклоняется от заданного направления.

Томирис восседает на великолепном сытом скакуне в богатой сбруе, которому не терпится сорваться с места. Сама повелительница прекрасна, непреклонна и способна на всё. Она контрастирует с подчиненной ей массой людей, едва бредущих от усталости и жажды. Видно, что художник не только проникся интересом к образу легендарной царицы, но и старался показать ее не только как прекрасную женщину-воительницу, но и как царицу саков-массагетов Томирис, наводя на размышления о ее роли как исторической личности.

Картины Агымсалы Дузелханова «Аблай хан», «Абулхаир хан», «Томирис», «Золотой воин», «Туркестан», «Ордабасы» и другие находятся в резиденции Президента Республики Казахстан в Алматы и Нур-Султане, исторические картины «Огуз хан» и «Кероглы» приобретены для резиденции президента Республики Туркменистан, ряд его полотен хранятся в музеях Казахстана и зарубежных стран.

А.Дузелханов дипломант всесоюзных, республиканских и международных выставок, конкурсов книги и плакатов, лауреат премий Абая, Алишера Навои, «Лучшая книга» (Ташкент) и других.

Им иллюстрировано большое количество школьных учебников издательства «Атамура» – букварь, а также учебники по изобразительному искусству, музыке, истории, казахскому языку и другим предметам. Он автор большого количества учебно-методических пособий для студентов графических факультетов – «Офорт», «Киллография. Продольная гравюра», «Кcиллография. Торцовая гравюра», «Линогравюра» и «Литография».

В 1992 году, учитывая знание и любовь художника к истории, владение им техникой гравюры по металлу, А.Дузелханова пригласили принять непосредственное участие в разработке дизайна национальной валюты Республики Казахстан – тенге.

В 1996 году Указом Президента РК ему присвоено почетное звание «Қазақстанның еңбек сiңiрген қайраткepi» (Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан). В 2000 году А.Дузeлханов стал одним из победителей Международной выставки-конкурса «ГЛОБАЛ АРТ-2000», организованной ООН в Нью-Йорке (США), в которой принимали участие художники из более 100 стран мира и вошел в число 33 лучших художников. В декабре 2002 года Указом Президента РК стал лауреатом Государственной премии Республики Казахстан за серию исторических картин о Казахстане.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: