Хранительница истории - «Кызылординские Вести»

Хранительница истории

27.04.2021

1289 0

photo 2021 04 26 17 37 30

Кызылординский областной историко-краеведческий музей свое начало берет с 1939 года. С первых дней создания этого очага культуры здесь был создан фонд. Сегодня в нем насчитывается более шестидесяти тысяч экспонатов, в числе которых немало ценных и редких предметов материальной и духовной культуры.

Почти десять лет главной хранительницей этого бесценного историко-культурного наследия является Аманкуль Дуйсенбайкызы. Опытная музейная работница, за плечами которой сорок лет работы в областном историко-краеведческом музее, вкладывает все усилия, чтобы сохранить и передать потомкам в целости и сохранности экспонаты.

По словам А. Дуйсенбайкызы, все экспонаты регистрируются в государственной книге поступлений. Музейный фонд состоит из предметов основного и вспомогательного фондов. Основной фонд составляют подлинные экспонаты истории, материальной и духовной культуры. Сюда относятся предметы народного творчества и быта, исторические документы, произведения изобразительного искусства. Основной фонд находится под государственной охраной.

photo 2021 04 26 17 36 49 1

– Особенность этого фонда в том, что его экспонаты не выдаются никому на руки, – отметила моя собеседница. – При необходимости мы можем выдать, к примеру, лишь копии тех или иных документов. Мы не вправе реставрировать экспонаты, в том числе документы или фотографии. Предметы основного музейного фонда являются первоисточниками для изучения истории, экономики, культуры и других отраслей и служат для создания экспозиций, научной работы. К вспомогательному фонду относятся материалы, изготовленные музеем для нужд экспозиций, дубликаты, фотокопии и другие.

Программа сохранения экспонатов является приоритетной в деятельности каждого музея. Работники фонда проводят научное описание музейного предмета, его маркировку, организуют место для хранения, инвентаризацию. Из всех музейных функций, куда входят комплектование, хранение, изучение и презентация экспонатов, именно хранение можно назвать наиважнейшей. Оно подразумевает хранение как предмета, так и информации о нем.

– Наряду с хранением в нашем деле важен строгий учет экспонатов, – продолжает А. Дуйсенбайкызы. – Только при должном внимании к этим составляющим в нашей работе не будет порчи экспонатов, утраты или их расхищения.

Фонд музея – это большое сложное хозяйство. Все экспонаты подразделяются на двенадцать классификаций, которые, в свою очередь, делятся по отраслям. Самая большая из них – сельскохозяйственная. Сюда входят экспонаты, рассказывающие о животноводстве, земледелии, рисоводах области. Особое место занимают материалы, посвященные ветеранам Великой Отечественной войны и Героям Социалистического труда, которые в послевоенное время принимали активное участие в становлении и развитии родного края. В ряду этнографических экспозиций особую ценность преставляют изделия прикладного искусства. В первую очередь, это ювелирные изделия – казахские национальные білезік (браслеты), кольца, серьги, подвески. Это коллекции национальной одежды, изделия из войлока, предметы конского убранства и многое другое.

Документальные материалы – одна из составляющих фонда. Как отметила наша героиня, с обретением независимости нашей страны был издан ряд энциклопедий об истории земли Сыра.

– При их создании многие исторические материалы были найдены именно в наших хранилищах, – подчеркнула хранительница фонда. – Сейчас в рамках программы «Рухани жаңғыру» многие ученые занимаются научными исследованиями. Большинство древних исторических документов для своих научных работ они смогли найти также у нас.

Здесь очень много материалов про ветеранов войны. К примеру, среди них Узмат Мадиев, который участвовал во взятии Бранденбургских ворот в Берлине. Земляки его называли казахским Рокоссовским. Дусенбай Жарыкбаев из Жанакорганского района дважды участвовал в сражениях под Сталинградом. К сожалению, у многих ветеранов войны нет документальных свидетельств их героических сражений. У них остались лишь воспоминания, которыми они делились при встречах с сотрудниками музея. Рассказы про подвиги фронтовиков являются неотъемлемой частью экскурсий для подрастающего поколения.

А. Дуйсенбайкызы с особым трепетом рассказывает, как они по крупицам и с большим трудом собирали экспонаты, записывали в командировках рассказы героев. Она пришла работать в музей в 1984 году сразу после окончания Джезказганского педагогического института по специальности «география». Молодая научная сотрудница сразу же окунулась в работу по сбору экспозиций, которая проводилась в то время по специальному приказу облисполкома. Сотрудники музея ездили по районам, по самым отдаленным аулам.

– Помню, как в первый же год в суровую зиму меня отправили собирать материалы про известных чабанов из совхоза Бирлик Жанакорганского района, – вспоминает наша героиня. – Задание необходимо было выполнить любой ценой. Чабаны находились на самых отдаленных участках, куда невозможно было попасть без специального автотранспорта. Директор совхоза Шайзада Каракожаев, видя мое упорство, согласился дать машину только на третий день. Меня впечатлил тяжелый труд пастухов. В бескрайних снежных степях нам с трудом удалось найти их жилище. Они были расположены в землянках на глубине трех метров. Здесь же они содержали и только родившееся поголовье домашнего скота. Со своим заданием я справилась, и вскоре материалы о моих героях пополнили фонд музея.

Сейчас тематика экспонатов для исследований выбирается на общих заседаниях руководства музея с научными работниками и хранителями фонда. К примеру, в настоящее время возобновлена исследовательская работа по развитию нефтегазового сектора региона, в частности, про историю нефтяных компаний. Основа этой экспозиции в музее есть, но отрасль развивается, а значит, появляются новые документальные данные и экспонаты.

Работники музея проводят широкую пропагандистскую работу среди населения на предмет того, чтобы люди сдавали в дар музею редкие экспонаты и другие исторические материалы.

– Традиционной у нас стала акция «Дар музею», в ходе которой жители области сами приносят фотографии или личные вещи своих родственников, среди которых немало известных личностей, – продолжает А. Дуйсенбайкызы. – Сейчас музей принимает от граждан все материалы без ограничений. Ведь это история нашего края, история людей, у многих из которых были нелегкие судьбы. Например, несколько лет назад к нам приехала женщина из Шымкента в поисках каких-либо материалов о своем отце. Она обрадовалась, когда их нашли в нашем фонде. Оказалось, что мать женщины сдала все фото и документы мужа в музей перед переездом в южный регион. А недавно музей посетил пожилой мужчина. Видели бы, как он плакал, когда на экспозиции про ветеранов Великой Отечественной войны увидел фото своего отца. Это было единственное свидетельство и память о родном человеке. На фотографии отец был запечатлен, будучи студентом Кызылординского педагогического училища. Сын никогда не видел его. Он был еще в утробе матери, когда отец ушел на фронт и пропал без вести. А недавно супруга ветерана ВОВ Демченко сдала
на хранение музею самое сокровенное – его личные вещи и документы. Они будут выставлены на экспозициях 9 мая.

По словам главной хранительницы фонда музея, особенно много новых экспонатов здесь появилось в период с 1980 по 1985 годы. Как известно, в 1980 году музей переехал в нынешнее двухэтажное здание из здания церкви Перовской Казанской Божией Матери (сейчас храм иконы Казанской Божией матери). На протяжении пяти лет музей был закрыт. Здесь шла большая реэкспозиционная работа. Под руководством директора музея Комекбая Каракозова, главной хранительницы фонда Баян Айтбаевой усиленно проводился сбор экспонатов, осуществлялось пополнение фонда музея. Были собраны уникальные материалы об известных жырау и жырши, акынах, кюйши, термеши Приаралья. Здесь есть домбра известных артистов областной филармонии Акмырзы Туякбаева и Алибека Байкенова, гармонь, домбра и чапан Нартая Бекежанова. Все они в послевоенное время в составе бригады артистов часто выезжали с концертами в аулы. В музее собрана уникальная коллекция сценических костюмов известных деятелей культуры и искусства – Розы Баглановой, Мадины Ералиевой и других. Есть научные работы ученого Шахмардана Есенова.

Сегодня под руководством Аманкуль Дуйсенбайкызы в фонде музея трудятся научный сотрудник и два хранителя экспонатов. В приспособленных помещениях в специальных шкафах и полках они бережно хранят предметы истории родного края. О своих экспонатах главная хранительница фонда может говорить часами, увлекательно и с большим азартом. Она знает все о каждом документе или предмете фонда, в особенности об известных людях нашей области. Может неустанно рассказывать о ветеранах войны, деятелях культуры и искусства, бывших партийных работниках, простых тружениках.

А. Дуйсенбайкызы – профессионал своего дела. Она, как говорят в народе, – ходячая энциклопедия, кладезь истории Приаралья.

– Значение фонда музея неоценимо в вопросах сохранения наших корней, нашего духовного наследия, национального кода, – подчеркнула она. – Очень важно это бесценное наследие передать потомкам.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: