Есть вещи, которые никого не оставляют равнодушными: хрупкая красота первого снега, аромат свежего хлеба или прикосновение к старинным реликвиям. Знают путь к потаенным струнам нашей души также народная музыка и танцы. Нередко, глядя на танцующих джигитов и девушек в национальных костюмах, мы непроизвольно расправляем плечи и мысленно кружимся под огненно-завораживающую мелодию вместе с танцорами. Слушая народные песни в исполнении профессиональных певцов, подпеваем. А глядя на шедевры народных умельцев, изготавливающих ковры, посуду, национальную одежду и украшения, мысленно прикидываем, как бы красиво вписались эти вещи в интерьер дома или в наш гардероб.
Сохранение национальной идентичности, о которой говорит в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев, предполагает воспитание у молодого поколения любви к национальным традициям и обычаям, языку и музыке, литературе и свадебным
обрядам.
Азы мастерства народных ремесел, а также основы хореографии и музыки преподают детям в кружках городского учебно-методического центра дополнительного образования отдела образования города Кызылорды, или как принято его называть Дворца школьников. По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе этой организации Алтынай Тулегеновой, чтобы секреты мастерства, народные песни и танцы, а также традиции не были утеряны, педагоги стараются передать детям все свои знания и навыки.
– В нашем центре по 4 направлениям работает 51 кружок, – пояснила она. – Сейчас в связи с пандемией 70 процентов наших учеников обучаются дистанционно. Но для учеников, которые обучаются первый год, для посещения открыты некоторые кружки. При этом соблюдаются все санитарно-гигиенические требования.
В музыке – душа народа
Кружком «Народное пение» руководит Молдир Тулебаева. Она работает в этом центре уже 11 лет. Ее ученики виртуозно играют на домбре и исполняют песни под собственный аккомпанемент. Доказательством их мастерства служат их многочисленные победы, ведь практически все они являются лауреатами различных музыкальных конкурсов областного и республиканского значения. В числе победителей – Ернур Саду, Айзере Арыстан, Нуртай Темирбек, Амиржан Айдарулы, Турсын Амангельды и Акгулим Коныртай.
– В песне живет душа народа, – считает Молдир Муратбековна. – Казахская песня – величайшее музыкально-поэтическое наследие нашего народа. Многообразно и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве во всей полноте отразилось извечное стремление казахского народа к добру, правде, свету, счастью. Благодаря исключительной задушевности, искренности народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит, без ложной патетики, любить свою Родину, народ, землю. Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности; это исток любой культуры, это корни, уходящие в века, это глубина, несущая мудрость поколений.
Преподаватель музыки также рассказывает своим ученикам и об истории создания домбры – одного из величайших инструментов, который является главным символом казахской музыкальной культуры, ведь без нее не обходится ни одно событие в жизни народа.
– Так было во времена кочевников и остается по сей день, – отмечает она. – Этот инструмент неизменно объединяет людей разных профессий, вероисповеданий и национальностей. Ведь порой его чарующие звуки способны рассказать и донести куда более глубинные мысли, чем слова. Домбра по праву является одним из семи национальных сокровищ Казахстана. В 2010 году этот музыкальный инструмент был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
По некоторым данным этот уникальный инструмент имеет 4000-летнюю историю. Так, в конце 80-х годов на плато Майтобе в Алматинской области ученые обнаружили наскальный рисунок, на котором были запечатлены танцующие люди и музыкальный инструмент, сильно напоминающий домбру. Эта уникальная находка, датируемая эпохой неолита, хранится в Алматинском музее народных инструментов имени Ыхласа.
Юные музыканты с большим интересом впитывают и исторические знания, и музыкальную грамоту. Молдир Тулебаева сама разработала четырехлетнюю программу обучения для юных музыкантов, по которой и учатся ее воспитанники. Многие из них потом становятся профессиональными музыкантами, продолжая свое обучение в колледжах и вузах.
В ритме танцев Великой степи
Есть среди бывших воспитанников Дворца школьников и те, кто после прохождения обучения, вернулся в родные стены уже преподавателем. В их числе руководитель кружка хореографии Разия Мусабаева. В детстве она сама посещала кружок танцев во Дворце школьников, с юных лет полюбив этот вид искусства.
– Танцы всех народов уникальны, ибо каждый народ уникален по своему, – считает она. – У каждого своя история, свои условия, в которых формировалась культура. Мне очень интересно знакомиться с танцевальными традициями других народов. Думаю, танец – один из способов познания души народа, его характера и самобытности. И меня радует, что детей, которые хотят это постичь, год от года не становится меньше. Популярность народного танца в последние годы растет, как растет и сознание важности народных истоков.
Культура казахов за многие тысячелетия прошла сложный и интересный путь развития. Танцевальная культура казахского народа имела свою самобытность. Танец, подобно другим видам искусства, передавался кочевниками из поколения в поколение и отражал особенности быта. Школ по обучению танцу (как это было в Индии, Японии, Китае и других странах Востока) не существовало. Искусство танцоров передавалось из поколения в поколение.
– Песни и танцы сопровождают казахов всю жизнь: на встречах друзей, свадьбах и праздниках, – рассказала Разия Ораловна. – Особенность казахского танца – это экспрессивность исполнения, резкость движений, подвижность плеч, «игра» суставов, напряжённость и собранность корпуса и гибкость. Всему этому я стараюсь сейчас обучить своих учеников. Конечно же, не все они посвятят свою жизнь танцам, но умение хорошо танцевать, чувствовать ритм всегда пригодится им в жизни, сделает ее ярче и веселее. И потом они уже сами передадут тайну прелести казахского народного танца своим детям и внукам.
Рукоделие – источник тепла и уюта
Казахские народные ремесла формировались под влиянием кочевой культуры племен. Суровая жизнь кочевников заставляла их самостоятельно изготавливать всё необходимое для жизни из того, что было под рукой. Так как главным занятием кочевника было скотоводство и охота, в качестве материалов для ремесел, в основном, использовались кожа, шерсть, пух, кости рога крупного и мелкого рогатого скота. Это привело к развитию таких ремесел, как валяние шерсти и изготовление войлока, выделка кожи, пошив одежды из кожи и войлока, изготовление ковров и кошмы.
В центре дополнительного образования в кружке «Асыл мұра» Салтанат Кожантаева обучает изготавливать вещи из войлока. У нее богатый педагогический опыт. За 25 лет своей работы она обучила многих девочек основам ковроткачества и войлоковаляния. Сама она родом из Казалинска, и этим народным ремеслам научилась у бабушки и мамы.
– В любом народе умение девушки заниматься рукоделием ценилось очень высоко, – говорит она. – И наш народ не стал исключением. Одним из важнейших и древнейших казахских ремесел по праву считалось изготовление войлока и работа с ним. Толстый войлок (кошму) использовали для покрытия юрт. А тонкий войлок служил материалом для пошива различной одежды: чапанов, халатов, шапок и другой. Войлок служил основой для ковров «текемет», которые стелили на пол в юрте, и для красивых ковров «тұскиіз» с рисунками и орнаментами (их вешали на внутренние стены как украшение). Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и изготовление ковриков из тонких полос ткани (көрпе). И современные девочки с удовольствием учатся этому мастерству.
Для того, чтобы овладеть этим непростым ремеслом, необходимы большое терпение и усидчивость. Ведь на изготовление одного совсем маленького ковра уходит по несколько месяцев. Девочки сами рисуют эскизы. Затем вместе с Салтанат Кожантаевой подбирают шерсть и потом приступают к этому кропотливому процессу. Из-под рук юных мастериц выходят прекрасные изделия, которые неоднократно одерживали победы на ежегодном конкурсе «Наследие предков сохраним и преумножим». К 8 Марта девочки подарили мамам клатчи (небольшие женские сумочки) из войлока с национальным орнаментом, которые сейчас очень популярны. Для всех членов своих семей юные мастерицы под руководством своего преподавателя сделали войлочные тапочки и даже чехлы для мобильных телефонов.
Всеми необходимыми материалами кружок снабжает Дворец школьников. Сейчас, поскольку большинство занятий кружка ведется в онлайн режиме, С. Кожантаева учит девочек искусству оригами. Они изготавливают цветы из бумаги, потому что это самый доступный материал.
– Приятно отметить, что в последние годы, несмотря на то, что мы живем в эпоху высоких технологий, все больше девочек увлекается всевозможными видами рукоделия, – говорит преподаватель. – Исторически так сложилось, что во все времена женщины всех народов, возрастов и сословий занимались теми или иными видами творчества. И вот, женское рукоделие снова переживает период расцвета, становится все более популярным. А вместе с ним сохраняется и национальная самобытность ремесел казахского народа.
Инна БЕКЕЕВА