Вопросы воспитания казахских девушек были актуальными во все времена. Как говорил великий Абай, плохое воспитание – печаль будущего, поскольку честь и достоинство девушки – это честь и достоинство всего народа.
Казахский народ издревле окружал своих девочек особой заботой, любовью, но держал в строгости и послушании. Их воспитывали на основе уважения и почитания национальных ценностей, традиций предков. У казахов говорят: «Хочешь узнать нацию, узнай ее девушек». Поэтому кодекс девушек ставился всегда во главу угла. Значение поговорки «Девочке – в сорока домах запрет, в тысячи – проверка» было всегда актуальным. «Девушка – поступками и поведением» – в этой поговорке раскрываются желания народа видеть своих девочек воспитанными, скромными, отзывчивыми, негрубыми, покладистыми. Чистота душевная и телесная оберегала семью и была символом крепости семейных уз.
Вместе с тем не секрет, что казашки были умелыми наездницами и сражались на поле боя не хуже мужчин. С детских лет девочку учили держаться в седле, непринужденно общаться, быть сильной и ловкой. Девушка должна была уметь постоять за себя, проявив физическую выносливость в состязаниях и находчивость в музыкально-речевых поединках с юношами. Девочки наравне с мальчиками принимали участие в конных скачках «байге», а в конных состязаниях «қыз қуу» («догони девушку») они были основными участницами. Они охотились с ловчими птицами, уже в 14-15 лет укрощали и объезжали диких лошадей. Устное народное творчество донесло до нас легендарные рассказы о знаменитых девушках-батырах, не боявшихся бросить вызов мужчинам. Женские состязания проводились не ради потехи зрителей, они были не менее серьезны, а подчас и более драматичны, чем мужские поединки. Народные произведения донесли до нас образы дев-воительниц, которые при необходимости могли защитить и себя, и свою семью, вступить в бой с врагом и одержать победу. Жениться на такой девушке было не просто — жених должен был доказать свое право на невесту в состязаниях с соперниками — в скачках, стрельбе из лука, в борьбе. Нередко и сама невеста вступала в борьбу со своим женихом, и одолеть ее было по силам далеко не каждому мужчине. Зато победителя ждала награда — после замужества такие девушки становились верными и преданными женами своих мужей, мудрыми советчицами и нежными матерями.
Автору этих строк не раз приходилось общаться с опытными педагогами области на тему воспитания наших девочек – будущих хранительниц семейного очага. Среди них была ныне покойная Хадиша Нугманова. Кандидат педагогических наук, профессор КГУ имени Коркыта ата, она долгие годы проработала в родном вузе, издала ряд книг и учебных пособий по народной педагогике. Х.Нугманова не раз отмечала, что в последние годы, к сожалению, заметно снизилась роль матерей в вопросах подготовки своих дочерей к будущей семейной жизни. «Недаром в народе говорят «Анасына карап – кызын ал» – «Бери девушку в жены, посмотрев на ее мать». Издревле девушку, с детских лет помогавшей матери и по хозяйству, и в уходе за детьми, начинали более активно привлекать к труду, обучать женским домашним ремеслам. К 12-13 годам она уже обладала всеми навыками ведения хозяйства, в этом возрасте начиналось воспитание с учетом всех этикетных норм, подготовка к замужеству», – подчеркивала педагог.
Раньше в школе нам преподавали психологию и основы семейного воспитания. Тогда девочкам объясняли многие интересные вещи, о которых, честно сказать, большинство моих сверстниц впервые узнавало из уст педагогов. Было видно, что дома матери не ведут с ними разговоры на трепетные и важные темы. Увы, этот школьный предмет сегодня выпал из общеобразовательного процесса. А зря.
Для родителей все дети одинаковы, но девочка должна знать, что и когда следует делать, живя по казахским традициям. Этому их должны научить матери – лучшие для них наставницы. Когда девушка попадет в другую семью, к ней будет строгий подход. Всё и вся будут чужими. Намного легче станет, если она дома получила определенные навыки, как себя вести. К домашнему труду нужно приучать с детства, точно так же, как к приему гостей, общению с родственниками. Раньше, конечно, было строже, все поступки невестки оценивались критически. Ведь она – представительница целого рода, семьи, от нее зависит, как сложатся отношения с новыми родственниками.
– Я тоже когда-то была келинкой, – рассказывает 65-летняя Женискуль Кадырова, – и спрос с меня был очень строгий. Но мне удалось весь свой опыт, переданный мне матерью, применить в своей семейной жизни. Мне кажется, у меня это получилось. В свою очередь, я передала все свои навыки, любовь и терпение свои дочерям. Сегодня они тоже уважаемые невестки. Это и есть преемственность традиций, которая не должна прерываться.
По мнению моей собеседницы, многие девушки, только выйдя замуж, совершают ошибки. Начинают вести себя грубо, показывают свой характер.
– Это неправильно, – говорит она, – нужно потерпеть немного, ведь в каждой семье свои особенности. Женщину с норовом нигде не будут принимать: ни в обществе, ни в семье мужа. Ведь у казахов говорят «замуж выходят за родственников супруга». Так нужно почитать их, со временем придет и к тебе уважение. У меня тоже три невестки, двое из которых вообще ничего не умели делать по дому. Я относилась к ним, как к своим дочерям, ведь они тоже чьи-то дети. Многому их научила. Главное – взаимное уважение и терпение.
В последнее время в обществе делается акцент, в первую очередь, на получение молодыми профессиональных знаний. При этом забывается, что первостепенным для человека всегда было и остается воспитание. «Враг человечества – получивший знания невоспитанный человек», – говорил великий мыслитель Аль-Фараби. Отсюда и все наши беды.
Несомненно, груз забот и обязанностей девушек очень тяжелый. Она –верная супруга, заботливая сноха, будущая мать. Безусловно, главой семейства у казахов во все времена был мужчина. Он был кормильцем, воином, защитником. Однако, женщина-мать всегда занимала особое место. Она была не только хранительницей семейного очага, воспитывала детей, но и являлась соратницей супруга, его советником. Не зря в народе говорят, что «хорошая женщина даже плохого мужчину сделает ханом». Именно от женщины зависит будущее семьи, состоятельность супруга. Ставшая матерью большого семейства и снискавшая всеобщий почет и уважение женщина преклонных лет имела порой гораздо больший авторитет, нежели глава семейства. Человеку, посягнувшему на авторитет матери, говорили «Ананын ак сутин сыйла» – «Уважай молоко матери».
«Прежде всего, необходимо уделять большое внимание воспитанию наших дочерей. Именно они – будущие жены, будущие матери, хранительницы домашнего очага… У нашего народа своя культура, свои традиции и обычаи. В народе особо подчеркивают: «Кыздын жолы жiнiшке». Путь девушки, путь дочери – тонок, нельзя оборвать его…», – отмечал в своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Первый Президент РК, Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Да, девушки сейчас наделены многими правами. Они стали раскрепощеннее и независимее. Изменилась психология отношений казахских мужчин и женщин. Трансформировались и упростились многие народные традиции, а некоторые и вовсе исчезли. Претерпели изменения и взаимоотношения членов казахской семьи, нормы общения и поведения. Невестки стали независимыми не только по отношению к мужу, но и к его родственникам.
Статус женщины в современном обществе стал более многоплановым, но до сих пор остается важным соблюдение казахскими женщинами традиционных семейных норм. Всегда должны оставаться любовь и уважение к дому и семье, уважение к старшим, родственникам мужа. Женщина должна поддерживать в семье уют и порядок, мир и согласие. На этих принципах мы должны воспитывать наших дочерей, прививая им любовь к национальным традициям и обычаям. Все эти качества формируют нравственный облик казахской женщины.
Бота МЕЙРАМОВА