Богатая история Приаралья уходит корнями в глубину веков. «Узлом этногенеза казахов» назвал эти края ученый-археолог Сергей Толстов, возглавивший в 40-50-е годы прошлого века Хорезмскую этноархеологическую экспедицию. По справедливому утверждению известного ученого-археолога, академика НАН РК Карла Байпакова, в свете изучения происходивших здесь исторических процессов ясно вырисовывается облик народа, имя которому – Қазақ елi. Свидетелями дней минувших можно назвать памятники архитектуры и культуры, которыми богата земля Сыра.
В Шиелийском районе, в пяти километрах к востоку от аула Байгекум расположен пантеон Окшы ата, где похоронены известные люди, жившие сотни лет назад. В народе его прозвали пантеоном семи святых. По всей вероятности, эта цифра взята условно – у казахов число семь считается магическим, священным. На самом деле число захоронений намного превышает указанную цифру. По свидетельству ученых, пантеон существовал задолго до возведения мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане. И, наверное, поэтому обычай хоронить великих людей в одном определенном месте берет свое начало именно от пантеона Окшы ата.
Название пантеона вовсе не значит, что Окшы ата был первым, кто нашел здесь вечное упокоение. В начале XX века ученый-востоковед Василий Каллаур писал, что видел полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича, которые, по всей вероятности, говорили о том, что здесь находилось городское поселение. Среди всех этих развалин возвышался купол мавзолея Окшы ата. Возможно, по этой причине пантеон был назван его именем. Здесь покоятся особо почитаемые в народе личности – Окшы ата, Асан ата, Гайып ата, Есабыз ата, Кыш ата, Досбол датка, Бала би.
Окшы ата, чья личность окутана тайнами и легендами, жил в ХІ веке. Судя по его мавзолею, это была незаурядная и неординарная личность – простым смертным не воздают таких почестей. По некоторым источникам, его настоящее имя Ибрагим, по другим – Когентуп. Имя Окшы он получил благодаря роду своей деятельности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. Его мастерская находилась в городище Бестам, развалины которого находятся в 20 километрах от поселка Шиели. Существует предположение, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал ученый-краевед Ауельбек Конратбаев, он был батыром, тысячником хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей. По другой версии, Окшы ата – выходец из Бухары, миссионер, который был отправлен в сырдарьинские степи для внедрения ислама.
Длина мавзолея Окшы ата, выполненного из жженого кирпича, составляет 7,15, ширина – 7,10 метра, высота стен – 3,30, высота купола – 3,35 метра. В рамках программы «Культурное наследие» в 2005 году была проведена реконструкция памятника.
Одно из древнейших захоронений в пантеоне – усыпальница Есабыза ата. Проповедник ислама, он помогал бедным, занимался врачеванием. Если верить преданиям, то святому Есабызу перед смертью приснился Окшы ата, который сказал: «Я лежу тут один, будь мне спутником».
Более поздними захоронениями в пантеоне времен Кокандского ханства являются мазары Бала би, Досбола датка. Судя по немногим сохранившимся источникам и материалам, Бала би родился в 1811 году в Байгекуме. Его отец Есенали имел четырех сыновей – Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета. Когда Бименбету исполнилось 13 лет, умер отец и подростку пришлось познать горькую участь сиротства. С детских лет среди сверстников Бименбет отличался умом, сметливостью, самостоятельностью. Воспитывался он у дяди Аргынбая, младшего брата отца, который часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин. Очень скоро Бименбет проявил все свои способности и стал известной личностью. Он обладал незаурядным ораторским мастерством, владел даром убеждения, и его, несмотря на юный возраст, часто приглашали решать спорные вопросы и конфликты. Народ прозвал его Бала бием, что означало «мальчик би».
До сегодняшнего дня сохранились в народе его искрометные выражения, крылатые слова, афоризмы и меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было ни одного спора, где бы Бала би не выходил победителем. Силой ораторского дара, меткостью слова он отстаивал интересы народа и справедливость.
На земле Сыра сохранилось немало свидетельств древней старины, и вместе с тем наша земля является олицетворением новой жизни, новых веяний, инноваций, духовности. Между тем, особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА