Бесценное наследие Жанкента - «Кызылординские Вести»

Бесценное наследие Жанкента

29.01.2022

1666 0

6 1

Городище Жанкент – один из ключевых памятников средневековой истории Казахстана. Древняя столица Огузского ханства вызывает особый интерес у ученых. Важнейшим историческим источником, скрывающим в себе богатейшие сведения о материальной и духовной культуре ее населения, является керамика – основной археологический материал городища.

Исследования памятника позволили выявить массовый и довольно богатый керамический материал. На сегодняшний день коллекция жанкентской керамики, собранной с 2005 года, насчитывает несколько десятков тысяч фрагментов. Целые изделия занимают меньший процент.

Керамика городища Жанкент – весьма интересный материал. В комплексе сочетаются предметы с пышной орнаментикой, но грубой ручной лепки, вместе с теми же лепными, но довольно презентабельными, утонченными, симметричными в пропорциях изделиями. Жанкентская керамика – это и круговая неорнаментированная керамика, отличная от лепной не только способом изготовления, но и структурой, формой и функциональным назначением. Изделия из глины не ограничиваются посудой, это еще и предметы домашнего быта и интерьера. Среди них встречаются такие виды, как тарная посуда – хумы, столовая посуда – дастарханы (небольшие в диаметре круглые столики на ножках), кружки, кувшины, крышки, кухонная – горшки, баночные сосуды, сковороды-жаровни, бытовые изделия – тубеки (горшок для детской колыбели), светильники, сфероконусы, детские игрушки, декоративные облицовочные плитки, изваяния в виде голов баранов, очаги-подставки.

Цвет керамики достаточно разнообразен – от красного до красновато-коричневого, от светло-серого до темно-серого, от бледно-желтого до кирпично-красного. Встречаются фрагменты розоватого и зеленоватого цветов.

Поверхность большинства изделий имеет определенную обработку. Причем в большинстве случаев обработана поверхность лепных изделий. Это способы простого или специального заглаживания, лощение (порой до металлического блеска), замазывание слоем глины и орнаментирование. Нередки случаи сочетания нескольких этих способов обработки поверхности на одном изделии. Декор отличается большим разнообразием как в технике нанесения, так и в тематике рисунков.

Широко представлена кухонная посуда. Особенно выделяются горшки крупных и средних размеров. Высота объемных, крупных емкостей чуть больше или приближена к диаметру тулова, достигая почти 30 сантиметров. Горшки средних размеров, диаметр тулова которых достигает 20 сантиметров, превосходят количеством первый вид и имеют несколько вариантов оформления. Аналогии кухонных горшков Жанкента есть на многих археологических памятниках Южного Казахстана – на Древнем Отраре. Особенно близки жанкентским изделиям орнаментированные кухонные горшки из Каратобе.

Одной из самых интересных керамических категорий на городище являются крышки сосудов. Большинство целых крышек обнаружено при раскопках верхних горизонтов «жилого комплекса». Некоторое количество отмечено в верхних слоях на южном участке расширения внешней стены городища. Порой эти изделия фиксируются на глубине почти 4 метров в виде фрагментов. Крышки все лепные, полусферической формы. Внешняя поверхность их декорирована резным орнаментом, внутренняя сторона лощена. Крышки от кухонных горшков довольно массивные, диаметром 15-27 сантиметров. Есть и небольшого диаметра – 7-8 сантиметров.

Среди кухонной посуды весьма интересны сковороды или, как их характеризуют в других памятниках, жаровни. Они изготовлены исключительно ручной лепкой. В Жанкенте все найденные фрагменты небольшие, в основном, это стенки сковород, придонной и донной частей. Стенки слеплены почти под прямым углом относительно дна, с наклоном наружу. Форма сковороды (тонкое дно и более толстые стенки), возможно, связана с функциональной принадлежностью сосуда. То есть тонкое дно скорее нагревалось при приготовлении пищи. А толстые стенки позволяли удерживать жар. В качестве дополнительных элементов сковород присутствуют налепные горизонтальные ручки в виде ушек. Причем эти детали, видимо, использовали не просто как ручки, но и как подставку для крышек, поэтому такие ушки есть и во внутренней части сковород. В их форме есть еще одна интересная деталь – на некоторых фрагментах стенки резко спущены почти наполовину высоты изделия. Назначение этих проемов еще не ясно, поиск аналогий не дал результатов. Остается лишь предположить, что наиболее удобным способом взятия пищи из такой крупной сковороды, неудобной для переноса, было сгребание из нее содержимого как раз через этот проем.

Следует отметить еще одну важную особенность сковород, связанную с внешней поверхностью их дна. Снаружи дно всех фрагментов имеет густое покрытие мелкими зернами или их отпечатками. На первый взгляд зерна напоминают какой-то злак, но при внимательном рассмотрении их под микроскопом оказалось, что это мелкие крупицы из глинистой массы. Однако на стенках пустот, из которых выпали эти зерна, фиксируется злаковая кожура. По-видимому, перед изготовлением посуды, поверхность, на которую должна конструироваться сковорода, покрывалась специальным слоем-посыпкой во избежание прилипания изделия к месту формовки. В качестве посыпки использовалась шелуха от злаковых культур, которые еще не определены. Ее смешивали с глиной, заполнявшей пустую кожуру злаков. После обжига, при котором шелуха выгорала, глина получала форму зерен.

В целом сковороды – это крупные в диаметре, по-видимому, не предназначенные для переноски, стационарные кухонные емкости. Внешне они довольно грубые, на поверхности есть множество мелких трещин и пустот. Благодаря сложному составу посуда долго сохраняла в своем «теле» высокую температуру и не позволяла остывать содержащейся в ней пище.

7

Столовая посуда Жанкента представлена, в первую очередь, кружками, мисками, кувшинами, столовыми горшками.

Керамические изделия исторического памятника также представлены единичными и немногочисленными экземплярами, не являющимися массовым материалом. К примеру, здесь редко встречаются детские игрушки. Среди них изделия зооморфных форм, изображающие фигуру лошади. Размеры их небольшие – около 5-6 сантиметров. Цвет предметов красный с розовым оттенком. Они сформированы из высоко ожелезненной глины.

Сложно определить функциональное назначение сосудов грушевидных форм с множеством сквозных отверстий на дне или с одним сквозным отверстием на стенках сосуда – циделок. Их размеры небольшие, первые сосуды – высотой 10 см., диаметр дна – 6 см., диаметр тулова – почти 10 см. По данным энтографических материалов Средней Азии такие сосуды – маслобойки и кувшины-цедилки – использовались в молочном хозяйстве, в частности, для сцеживания молока и приготовления кисломолочных продуктов типа творога.

В одном из помещений городища Жанкент в рыхлом слое археологами был обнаружен сосуд интересной формы: раздутым туловом, резко суженным дном и широким плоским венчиком. Он был вкопан в землю рядом с очагом. Высота сосуда – 13,2 см., диаметр дна – 2,9 см., диаметр венчика – 12,2 см., тулова – 11 см. Цвет посуды темно-серый со светло-коричневыми, красными участками. По мнению некоторых ученых, этот сосуд представлял собой тувак – детский горшок. В другом помещении на дне ямы был обнаружен сосуд цилиндрической формы с широко отогнутым венчиком, диаметр которого был 20 см. Сосуд был заполнен золой. Обнаружение этих сосудов близ домашних очагов вызывает у археологов сомнение в том, что это детские горшки. Определение их функционального назначения пока остается затруднительным. Возможно, эти сосуды использовали для хранения углей.

На городище найдены также интересные керамические предметы – светильники. Выделяются несколько форм этих изделий, все они с заметным слоем копоти на всей или почти на всей поверхности. В основном, они небольших размеров, диаметрами 11-14 см. В большинстве случаев светильники в форме невысоких чашек с плоским дном с одним или тремя носиками-выступами, выделенными из края венчиков и с наличием одной петлевидной ручки.

Не совсем ясно и назначение таких предметов как пряслица (грузики). Найдены изделия двух видов, отличающихся по форме, – дисковидные и усечено конусовидные, со сквозным отверстием по центру. Одни исследователи считают, что эти изделия необходимы в ткацком ремесле, другие – для рыболовных снастей.

В ходе исследовательских работ на городище было найдено несколько археологически целых очажных подставок. Они имеют форму стилизованных голов баранов, украшены сложной резной орнаментальной композицией. Очажные подставки приставлялись к прямоугольному очагу, расположенному в центре помещений. Сложным остается вопрос о роли этих предметов. Есть мнение, что подобные очажные подставки служат не столько утилитарно-бытовым целям, сколько являются культовыми предметами. Очаги, снабженные такими фигурками, превращаются в своеобразный очаг-алтарь и выполняют функции домашнего святилища.

В коллекции керамики городища есть значительное количество изделий, изготовленных на гончарном круге. Среди них немало фрагментов дастарханов – небольших круглых столиков на круглом поддоне или небольших ножках. Диаметры столешниц – рабочей поверхности – от 52 до 70 см., толщина – 1,5-2 см. Все дастарханы с бортиками по краю дисков. Внутренняя сторона, как правило, декоративная, с наличием узоров.

Керамические изделия как важнейший исторический источник свидетельствуют не только о материальной стороне жизни древнего населения, но отображают и некоторые стороны духовной культуры. Если, с одной стороны, керамическая посуда предназначалась для хранения в ней какого-либо продукта, то, с другой стороны, в глазах мастера, ее изготовителя, керамика была объектом выражения его эстетического мировоззрения. Ярким проявлением этого был орнамент на керамике. Он также довольно часто выступает в качестве этнического и культурного индикатора.

В коллекции керамики Жанкента есть значительное количество фрагментов горловин керамических горшков с налепными жгутиками, поверх которых узкой палочкой сделаны косые насечки. Интересным является орнамент в виде поочередно перевернутых вершинами вверх и вниз треугольников, разделенных линией зигзага из вдавленных оттисков палочек. Вся эта композиция нанесена между двумя параллельными линиями. Такой орнамент встречается на плечиках горшков, крышках и светильниках с их подставками. Этим видом декора украшена поверхность рогов, морды, верхняя часть груди, а также края очажной подставки. Орнаментация этих подставок интересна. У каждой подставки она индивидуальна. Несколько вариантов декора по-разному сочетаются на каждом из очажных поставок. Вместе с тем есть и устойчивые узоры, нанесенные только на определенную зону. Так, рога, представленные в виде массивных завитков, с обеих сторон декорированы мотивами из треугольников, зигзагообразных и прямых линий. Морды баранов чаще украшены также треугольниками и зигзагами. Теменные части головы баранов украшены рядами из вертикальных «елочек». Изменения орнамента прослеживаются уже на торцевых частях подставок – грудных частях, декорированных сочетанием разных видов узоров.

Интересный декор представлен на многочисленных керамических крышках. Это резной орнамент, изображающий трехъярусный цветок в профиль. В профиле прослеживается двулистник с раскрытым бутоном в центре. По форме изображение напоминает лотос.

В коллекции жанкентской керамики присутствует значительное количество фрагментов крупных хумов с довольно своеобразным орнаментом, сделанным в технике штампа. Он встречается также на дастарханах. Тематика штампованного орнамента разнообразная – птицы, растения, насекомые и другие.

Еще одним интересным и достаточно необычным является орнамент на хумах в виде фигур, условно названных «пауками». Узор отпечатывался в виде буквы «Х» с овальными петлями с двух сторон в центральной части.

Хумы украшались не только штампами. Для них характерны как простые резные линии, так и составленные из них узоры в виде пышных, свисающих от горловин к тулову гирлянд. Нередко эти параллельные линии были разделительной зоной в некоторых орнаментальных композициях, отделявших один вид орнамента-штампа от другого. На средневековой керамике также часто встречался декор в виде «потеков» или «мазков».

Орнаменту керамического комплекса Жанкента характерен также вид так называемой «рыбьей чешуи». Он зафиксирован на фрагментах преимущественно кухонных котлов и горшков и наносился на тулово сосуда. Техника нанесения такого узора различна. В одних случаях ее наносили по поверхности изделия легким скользящим движением края ногтя, или какого-либо дугообразного предмета, с последующим надавливанием. Причем на поверхности такого орнамента имелись следы текстильного плетения. То есть очевидно, что узор наносили через ткань.

В целом, керамика Жанкента отличалась интересной и разнообразной орнаментацией. Наиболее распространенным был резной орнамент. Широкой была и тематика. Наиболее яркой декоративной чертой, представленной в Жанкентской керамике огузского периода, было использование образа барана. Он выражен как в виде символов, так и вполне реалистически. Особенно ярко этот образ представлен и использован в оформлении очажных подставок. Ими оформлялись верхние концы подставок, причем головы баранов смотрели в противоположные стороны. Совершенно очевидно, что акцент мастер делал на массивных, скрученных спирально рогах, которые сами по себе являются символом барана и доминирующей деталью декора подставки. Поверхность рогов орнаментировалась треугольниками.

Декоративный элемент, называемый «бараньи рога» сохранился до настоящего времени в этнографической орнаментике казахов, что, безусловно, имеет под собой обоснованный исторический базис. Баран для огузов был одним из основных видов домашних животных. Их разводили не только для собственных хозяйственных нужд, но и для торговли. Овцы для огузов были с одной стороны материальным достатком (мясо, шерсть для войлока, одежды и ковров), с другой – баран был для тюрков сакральным животным, воплощавшим силу, власть. Орнаменты в виде головы барана или спиралевидных завитков рогов этого животного очень широко распространены в орнаментике народов Средней Азии. Изготовление войлочных ковров или национальной одежды казахов не обходится без обязательного декорирующего узора – «қошқар мүйіз». Этот орнамент был не просто элементом декора ковров, а был символом богатства и достатка, для носителя вещей с подобной символикой служил оберегом. Бараны считались животными, обладающими «благодатью», которая может исцелить людей от разных болезней. Очевидно, что распространенность такого орнамента в керамическом комплексе Жанкента связана с почитаемостью огузами этого животного.

Диас НУРТАЙ

Подготовлено по материалам книги «Комплексные исследования городища Джанкент» (составители И.А.Аржанцева, А.А.Тажекеев, Алматы, «Арыс», 2014г.)

Читайте также: