"Меня продала подруга за 5 000 тенге". История жертвы - «Кызылординские Вести»

«Меня продала подруга за 5 000 тенге». История жертвы

23.08.2021

2070 0

photo 371703

В рамках Международного дня памяти о работорговле Международная организация по миграции в Казахстане поделилась историей одной из жертв торговли людьми, подвергшейся сексуальному насилию (для обеспечения безопасности и конфиденциальности имя жертвы остается анонимным), передает Tengrinews.kz.

В отмене трансатлантической работорговли решающую роль сыграло восстание 1971 года в Санто-Доминго в ночь с 22 по 23 августа. Именно поэтому Международный день памяти о работорговле и ее ликвидации отмечается ежегодно 23 августа.

Оля (примечание: имя изменено) — студентка второго курса. Трагический инцидент произошел в ночь с 15 на 16 мая 2021 года.

ac8244d90356d34351c7ba63a8768b54
Фото Международной организации по миграции в Казахстане

«Со мной случился такой инцидент, как групповое насилие, и получилось так, что меня продала моя подруга за 5 000 тенге», — вспоминает Оля.

Сейчас она находится в приюте для жертв торговли людьми. С Олей работают психологи, социальные работники, ей оказывается и юридическая поддержка.

«Я была знакома с подругой на протяжении двух-трех лет. Я работала барменом-официантом, а она в соседнем магазине работала продавцом, куда мы часто ходили за покупками. Позже начала вместе с нами ходить и гулять», — рассказывает Оля.

Свою причастность знакомая Оли отрицает, и, к сожалению, по статье 309 Уголовного кодекса РК ее к ответственности привлечь не удастся.

«По этой статье обычно преступников берут с поличным, и доказать это, скорей всего, не получится. Мое дело сейчас расследуется, и там много неясностей. Хотят закрыть дело, но мы боремся. Главное, чтобы дело дошло до прокуратуры.

Я подала заявление спустя две недели после инцидента, так как до этого я не могла. У меня было не то состояние…» — говорит Оля.

Насильники не отрицают половой контакт, но говорят, что Олю продала подруга и это недоказуемо. Судмедэкспертиза показала двух обидчиков, но есть опасение, что дело может не дойти до прокуратуры и суда.

«Преступники предлагали деньги, чтобы замять дело и развалить его, по их словам, за отсутствием доказательств», — рассказывает Оля.

4baaf66b5b9c9f2223ff484bd5953255
Фото Международной организации по миграции в Казахстане

«Первые две недели я рыдала днями и ночами напролет и смотрела в одну точку. Благодаря помощи я вышла из этого состояния. Я вообще не думала, что меня кто-то сможет вытащить из этого состояния. Мне сказали: «Ты мне всегда нужна», и эти слова на меня сильно повлияли… Эти теплые слова на тот момент мне очень помогли», — продолжает Оля.

В приюте, где Оля сейчас находится вместе с другими девочками, обеспечивают всем необходимым. С 10.00 до 18.00 каждый день дежурит психолог. Также к ним каждый день приезжает социальный работник и несколько раз в неделю — медик.

Оля рассказала о том, что было сложнее всего и как проходил процесс подачи заявления.

«В первую очередь, это время. Благо дело, я сохранила вещи. Не знаю, зачем я их вообще отложила, но благодаря именно им судебная медэкспертиза доказала факт насилия. Без этих вещей не думаю, что дело вообще бы рассматривали в прокуратуре», — говорит Оля.

У преступлений есть срок давности, при изнасиловании речь идет о восьми годах. Тогда встает вопрос о том, как можно добиться правосудия, учитывая, что даже при двухнедельном сроке возникают сложности доведения дела до суда.

На недавней встрече со следователем ей сказали, что преступники предлагают разрешить вопрос деньгами, не озвучив, о какой сумме идет речь.

«Мне было интересно узнать, во сколько они оценивают свой поступок и свободу. Следовательница назначила встречу, куда я пришла со своим юристом. Озвучена была очень смешная сумма, услышав ее, я рассмеялась: 300 000 тенге», — вспоминает Оля.

По изнасилованию возбуждено две статьи — групповое изнасилование и извращенная форма.

«Я буду идти до конца, так как я твердо убеждена, что такие люди не должны ходить на свободе. Будучи взрослым человеком, я как-то смогла справиться с этой ситуацией. Но я не представляю, как бы это смог пережить кто-то помладше — ребенок», — сказала Оля.

Один из обидчиков писал мне в соцсетях. Все сообщения я пересылала следователю и на контакт, конечно же, не выходила. Он писал о том, что он понимает, что мне не сладко, но и ему плохо. Также о том, что он потерял жену и только что рожденного ребенка. Но это не было связано со мной, — продолжает свой рассказ Оля. 

Насильников было двое, и один из них ее периодически бил. Оля пыталась выпрыгнуть в окно с пятого этажа, до того как все началось. Однако он ее подхватил и бросил на кровать. Пока он тащил на кровать, Оля сорвала тюль, за что он ее ударил в область уха. У нее потемнело в глазах, и она очень долго не могла прийти в себя. Одно ухо не слышало, второе слышало совсем чуть-чуть. Он также отобрал у Оли телефон и угрожал, после чего она уже боялась что-либо сделать.

Оля рассказала, что ее вдохновляет и поддерживает в ней мотивацию.

«В первую очередь, я хочу чтобы мои обидчики сели в тюрьму. Со мной это уже произошло, но нужно отгородить от них общество, чтобы это ни с кем больше не случилось. Во-вторых, я сама планирую работать в этой сфере. После того как закончу обучение, планирую стать социальным работником. Также я очень люблю детей и учусь на учителя начального образования. Думаю, это и является моей мотивацией — воспитывать и учить детишек.

Я бы хотела с детства прививать любовь к детям и воспитать в них то, что мы все одинаковые вне зависимости от цвета, расы и физических различий. Все мы люди, и все мы равны, — говорит Оля.

Торговля людьми существует, потому что это прибыльный бизнес. Согласно докладу Генерального секретаря ООН от 7 сентября 2020 года, торговля людьми приносит торговцам глобальную прибыль в размере около 150 миллиардов долларов в год, 99 миллиардов из которых поступают от коммерческой сексуальной эксплуатации. По уровню доходности торговля людьми сравнима с торговлей наркотиками и оружием.

«Вряд ли удастся полностью искоренить этот вид преступления. В Казахстане очень развито вовлечение в проституцию и трудовая эксплуатация. Несмотря на то что часто призывают больше доверять людям, я же считаю, что надо быть бдительнее. Не нужно никому доверять, так как были случаи, когда родственники продавали жертв в рабство, — делится своим мнением Оля.

Оля считает, что уменьшить количество случаев торговли людьми можно, если больше говорить об этом.

«До того как со мной произошел этот случай, я знала, что есть вовлечение в проституцию, но не могла подумать, что может происходить так, как это случилось со мной. Думаешь, что девушки в коммерческий секс идут добровольно либо из-за нужды в деньгах», — говорит она.

Оля считает, что необходимо также внести поправки в закон и ужесточить наказание. К примеру, практически невозможно доказать вину по статье 309 «Вовлечение в проституцию», так как нужно поймать преступника с поличным. Также бывают случаи, когда невинных людей подставляют.

«Хотелось бы, чтобы люди были более человечными и не проходили мимо, если становятся свидетелями случая торговли людьми», — поделилась своим мнением Оля.

Из положительного Оля отмечает наличие реабилитационных центров, спонсируемых государством, и то, что есть возможность получить юридическую помощь в раскрытии преступлений.

«К тому же не только неправительственные организации, но и государственные органы вовлечены в работу по противодействию торговле людьми, и выделяются финансы центрам помощи», — отметила Оля.

Для меня сегодняшний День памяти о работорговле и ее ликвидации значит, что проблема актуальна и точка в ней не поставлена. Думаю, что еще нужно очень много усилий приложить. Но главное, что если об этой проблеме говорят, то значит процесс запущен, — сказала девушка в заключение.

Читайте также: