В Кызылорде состоялось первое заседание экспертной комиссии при областном Общественном совете по сбору и анализу информации о тарифах на газ. Какова компетенция этой группы, чего ожидать потребителям в дальнейшем, с этими и другими вопросами корреспондент «КВ» обратилась к председателю экспертной группы Болату Нурхожаеву.
– Мы знаем, что вот уже на протяжении нескольких лет вы пытаетесь разобраться с тарифами на газ. Расскажите, пожалуйста, чем конкретно будет заниматься экспертная группа?
– Давайте начнем с того, что областной филиал АО «КазТрансГаз Аймак» оказывает услуги по транспортировке газа по распределительным трубопроводам высокого и низкого давления, осуществляет деятельность по реализации газа всем категориям потребителей.
Для газификации населенных пунктов области и создания новых активов КПФ АО «КазТрансГаз Аймак» была утверждена инвестиционная программа на 2014-2019 годы на общую сумму 24 миллиарда тенге. Если обратиться к статистике, то она показывает, что в марте 2013 года цена на природный газ составляла 6,6 тенге, в январе 2014 года – 8 тенге, в июле этого же года цена поднялась до 12,9 тенге. Позже тариф снова упал до 12,6 тенге. В 2015 году тариф составил – 12,7 тенге, затем 18,9 тенге. В 2016 году – 19,9, в 2018 году – 21 тенге. В 2019 году произошло незначительное снижение на 20,9 тенге.
В рамках реализации инвестпрограммы к системе газоснабжения подключены 4 районных центра и город Байконыр. То есть, конечная цена на природный газ зависела от трех компонентов – оптовой цены, утверждаемой Минэнерго, внутренних расходов и затрат «КазТрансГаз Аймак», регулируемых КРЕМ и инвестиционным тарифом, который был введен на срок реализации инвестпрограммы.
По логике, если инвестпрограмма завершилась, значит, тариф должен уменьшиться. Но не тут-то было! Вместо него в тариф добавили еще какие-то расходы и в результате последние два года мы имеем средний тариф.
В прошлом году на одном из заседаний общественного совета руководитель АО «СП «КазТрансГаз Аймак» сказал, что газ подается пятьдесят на пятьдесят. То есть, половину мы получаем из газопровода «Бейнеу — Бозой — Шымкент», вторую половину получаем с месторождения Акшабулак. В то же время, выступая следом за своим руководителем, инженер предприятия сказал, что мы вообще не получаем газ из Акшабулака. То есть, сами руководители точно не знают, откуда они берут газ! Поэтому мы и создали экспертную группу для сбора полной картины. Сколько газа добывает ТОО «СП «Казгермунай», сколько мы получаем, по какой цене и так далее. Все это мы проанализируем и передадим независимым экспертам для проверки правильности тарифа.
– Вопрос, кто в регионе производит и куда отпускается сжиженный газ, интересует многих потребителей. Будет ли экспертная группа проводить анализ и в этом направлении?
– Прежде всего, хотелось отметить такой момент. Чтобы сделать информацию о тарифе на газ более прозрачной, к нашей комиссии подключились специалисты областного департамента экономических расследований. По их информации, в «Казгермунае» цена сжиженного газа составляет 28 тенге за кубометр. До потребителя она доходит с большой накруткой, так как существуют посреднические компании. Но более подробно об их деятельности будет известно после окончания расследований. Тем не менее, известно, что по закону предприятие, которое имеет спецтехнику для перевозки газа по требованию розничного продавца, не может напрямую взять его у производителя по 28 тенге и продать со своими расходами потребителю, потому что существует административный барьер. У перевозчика должна быть соответствующая производственная база с необходимыми емкостями для хранения газа. А если убрать этот барьер? Тогда предприниматель, у кого есть спецтехника и необходимое разрешение на перевозку газа, сможет покупать тот же сжиженный газ по 28 тенге и продавать его, скажем, со своими расходами по 35 тенге. Тогда и конечная цена на автозаправках будет не 60 тенге, как сейчас, а скажем 40. Я категорически против наличия посредников, которые получают деньги ни за что. В розничной торговле газ должен поставляться напрямую от производителя к покупателю. Непонятно, что мешает так сделать. Если есть какие-то трудности, пусть нам объяснят.
– Давайте вернемся к инвестиционной программе. Вы сказали, что она обошлась в 24 миллиарда тенге. В этой связи вспомнились публичные слушания, на которых рассматривалась заявка Кызылординского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» на повышение тарифа на товарный газ в 2017 году. Тогда цена для населения была 19,92 тенге за кубометр, монополист просил увеличить тариф на 2 тенге. В случае одобрения проекта получилось бы 22,28 тенге (с учетом НДС).
– Да, на тех слушаниях директор филиала озвучил причины изменений тарифа, приведя такой аргумент – рост тарифа обусловлен увеличением затрат, связанных с реализацией товарного газа, а также масштабом предусмотренных работ в рамках инвестиционной программы предприятия. Помнится, спикер тогда отметил, что в отопительный сезон 2015-2016 годов потребители испытывали дефицит поставок газа. Теплоэнергетические предприятия были вынуждены использовать мазут. Проблема была решена за счет подключения Кызылорды к магистральному газопроводу «Бейнеу — Бозой — Шымкент» и строительства автоматизированной газораспределительной станции АГРС-2.
В результате потребление газа за первое полугодие 2017 года по сравнению с таким же периодом 2016 года выросло на 163 процента. Спикер сказал, что в рамках инвестиционного проекта в каждом районном центре согласно штатному расписанию предусмотрено по два специалиста – директор газового хозяйства и техник, хотя по нормам в каждом районе должна быть своя аварийная служба. В связи с ростом количества газифицированных абонентов появилась острая необходимость открытия новых газовых участков по обслуживанию населения, что наряду с другими объективными причинами также приводит к росту затрат монополиста. И те два тенге, на которые монополист просит увеличить тариф, пойдут на покрытие этих затрат.
Те слушания выдались эмоциональными и градус обсуждения иногда зашкаливал. В принципе, так и должно быть, поскольку на общественных слушаниях надо излагать не только свои доводы, но и выслушивать мнение этой самой общественности.
Председатель Общества защиты прав потребителей Серик Тенизбаев тогда сказал, что монополист намерен улучшить свое положение за счет населения вместо того, чтобы провести внутреннюю оптимизацию и изыскать собственные средства на эти цели. То есть, монополист предложил свои затраты в районах области переложить на плечи жителей Кызылорды. Мы все тогда выступали против этого. Поскольку монополист коммерческая структура, хотя и государственная. Пусть берет кредиты и покрывает свои издержки.
– На какой тариф могут рассчитывать кызылординские потребители?
– Пока сложно сказать. Сейчас тариф на газ, скажем, в Атырауской области составляет 7-8 тенге. В нашей области он стал на днях 18 тенге. Между тем, мы тоже газодобывающая область. Кроме того, наши природные условия ближе к западным регионам, чем к южным. У нас отопительный сезон в среднем длится 7 месяцев, а на юге три-четыре месяца, и спрашивается, почему нас сравнивают с южными областями? Поэтому тариф на газ у нас должен быть такой же, как на западе. Этим вопросом наша комиссия тоже будет заниматься, соответствующий запрос мы отправим в Правительство РК.
Что касается тарифа на бытовой газ, то скажу так. Монополист обещал на следующем заседании нашей комиссии предоставить все расчеты. Поэтому пока говорить рано. Но мы будем придерживаться того, что затраты на газовую сеть должны ложиться не на плечи населения, не на кредиты и областной бюджет, а на собственные деньги компании. Тогда и тариф на газ будет ниже.
Предлагаем, как вариант, если государство закроет оставшуюся часть из 24 миллиардов тенге, то монополисту придется снизить начальную цену на газ. К сожалению, на сегодня, мы не знаем, какой реальный размер долга у монополиста, сколько из них закрыто за счет населения и так далее.
– Почему этот вопрос не поднимался Общественным советом раньше?
– Мы не раз пытались его поднять, но все заканчивалось отговоркой монополиста «коммерческая тайна». В прошлом году к анализу деятельности квазигосударственного сектора разрешили привлекать общественные советы. Теперь, мы, конечно же, будем разбираться в этом. Для этого и создали экспертную группу. Будем привлекать для анализа независимых экспертов. По результатам работы комиссии, экспертные мнения и предложения будут вынесены на заседание Общественного совета, а далее в соответствующие инстанции, так как Общественный совет является консультативно-совещательным, наблюдательным органом, который прислушивается к мнению гражданского общества по любому общественно значимому вопросу. И по закону на запросы Общественного совета государственный орган обязан предоставить полный ответ.
– Спасибо за беседу.
Наталья ЧЕРНЕЙ