Работать на благо людей - «Кызылординские Вести»

Работать на благо людей

26.02.2022

2370 0

6 4

Почти год прошел с того дня, когда в Кызылорде был назначен новый аким. Говорить о каких-то коренных изменениях в жизни областного центра за это время, наверное, рановато. Хотя как житель города могу сказать, что и за этот небольшой срок сделано немало. Главным приоритетом в работе акима любого уровня должно стать создание надлежащих условий жизни населения. Беседа корреспондента «КВ» с акимом города началась с темы реализации молодежной политики, которая является одним из основных приоритетов в работе Ганибека Казантаева.   

– Работа в рамках реализации молодежной политики в городе началась почти с первых дней после моего назначения акимом города. Хотелось бы отметить, что определенную работу в этом плане проводит молодежный ресурсный центр. Прежде всего меня интересует работа колледжей, которые обучают молодых людей рабочим специальностям. В ходе одной из встреч с молодежью я поинтересовался, сколько молодых людей были трудоустроены после окончания колледжей, чем занимаются выпускники и какую помощь им могут оказать власти города. Не буду скрывать, акимат города имеет определенные возможности, и потому как аким города я готов оказывать поддержку молодым людям, которые получили рабочие специальности. К примеру, строители, повара, сварщики. Я часто встречаюсь с руководителями строительных и других компаний и потому имею возможность способствовать трудоустройству молодых людей, получивших дипломы. Пусть подрядные компании для начала возьмут их в рамках молодежной практики, а потом сами отберут нужных и способных ребят. Я понимаю, что взять всех нереально, но нужно отобрать из них наиболее способных. И так можно делать каждый год, и тогда молодые люди будут сами заинтересованы в том, чтобы пойти на работу в ту или иную компанию.

2 10

В нынешнем году колледжи заканчивают 1860 человек, мы уже предварительно распределили их по строительным компаниям, ресторанам и другим заведениям в соответствии со специальностью, которые молодые люди получают. Наша задача – сделать так, чтобы молодежь не осталась на улице.

В настоящее время в городе планируется построить жилой квартал. Мы предложили руководству подрядной компании взять на работу молодых выпускников наших колледжей. Руководитель компании согласился на это и сказал, что собирается позвать своего сына, который сейчас находится в Алматы. С тем, чтобы сын пригласил на работу своих одноклассников, друзей и знакомых. Обещал обеспечить им достойную зарплату.

Не секрет, что немало молодых людей, имеющих строительные специальности, сегодня сидят без дела. Их нужно активнее привлекать к работе, и потому основную ставку в этот деле мы хотим сделать на местных рабочих, а не гастарбайтеров. У нас же немало сильных строительных компаний, которые хорошо известны не только в области. Так вот, хочу предложить им такую форму работы. Если допустить, что вдруг закроется граница с Узбекистаном, мы остаемся без рабочей силы. А так не должно быть, у нас должны быть свои рабочие и специалисты, как это было во все времена.

– Ганибек Конысбекович, давайте поговорим о проведении отчетной кампании акимов различных уровней. К сожалению, в последние годы подобные отчеты проводятся в основном ради «галочки». Мне кажется, настала пора внести в эту работу что-то новое, скажем так, свежую струю. Возьмем Вас, акима города. Вы встречаетесь с населением в пригородных аулах, в городских микрорайонах, рассказываете им о том, что сделано, что делается и что будет сделано в областном центре. Затем по установившейся традиции, Вы проводите отчетную встречу где-нибудь в театре или доме культуры при стечении большого количества людей. Есть ли смысл повторять каждый раз одно и то же, и насколько такая практика себя оправдывает?

– Давно уже повелось, что с населением я встречаюсь в трех местах. Это КБИ, поселок Титова, а затем в Доме культуры имени А. Токмагамбетова. Позже мы несколько изменили формат таких встреч, включили в список жилой массив «Саяхат», дачные массивы «Сабалақ», «Эдельвейс». И если мы встречаемся с жителями в шести точках, итоговой встречи нам и не нужно. То есть в нынешнем году мы собираемся проводить встречи именно в таком формате.

– С первых дней на посту акима города Вы подняли проблему поливной воды. А это как раз то, чего не могут добиться жители частного сектора. С решением этого вопроса появилась бы возможность сажать у себя на приусадебном участке огурцы, помидоры, бахчу, плодовые деревья и многое другое. Другими словами, можно заготавливать запасы на зиму, не выходя со своего двора. Есть ли какие-то предварительные результаты этой работы?

– Когда я начал работу в должности акима города, проблема стояла достаточно остро, ситуация была непростая. Я начал с того, что стал объезжать, чаще обходить наиболее проблемные участки города. Это, прежде всего, стихийные свалки, заваленные мусором каналы и арыки, в которых когда-то журчала вода. Об этом немало писали в социальных сетях, часто критиковали.

3 10

Мои детские годы прошли в районах, потом пять лет я учился в институте в Кызылорде. Помню, в районе стадиона был небольшой арык, у которого мы любили сидеть, в нем купались дети, даже ловили рыбу. Первым делом я начал искать этот арык, спрашивал людей, проживающих поблизости, и нашел его. Бросил клич, и всем миром очистили его от мусора, решили подвести к нему воду из канала Саркырама. Очистили, забетонировали берега и пустили воду.

Хотя, согласитесь, очистка одного арыка не может решить проблему. Отсутствие поливной воды сейчас стало одной из наиболее острых проблем жителей частного сектора. Мы очистили еще несколько арыков, и во многие дома пришла поливная вода.

Однако говорить, что проблема решена, еще рано. Воды катастрофически не хватает, и неизвестно, когда эта проблема найдет свое решение. И потому мы решили сделать ставку на скважины. Специалисты провели исследования и подготовили проектно-сметную документацию на бурение 24 скважин в различных частях города.

В мои студенческие годы поливной воды было в избытке во всем городе. Естественно, в городе было много зеленых насаждений. Сейчас встал вопрос, как восстановить эти каналы, как подать воду? Воды в Сырдарье почти нет, и ее просто не хватает на полив приусадебных участков жителей. И потому было принято решение о бурении скважин.

Для решения вопроса мне пришлось побывать на приеме у тогдашнего министра экологии Магзума Мирзагалиева. Я объяснил, что у нас нет возможности брать воду для полива из Сырдарьи. Другой момент – все больше становится подпочвенных вод. Говорю это как житель этого города. Мы не можем посадить деревья, так как подпочвенная вода не дает им расти – через два-три года дерево высыхает. А скважина выполнила бы и другую задачу – вертикальное осушение почвы.

По большому счету, средства на бурение 24 скважин я мог бы попросить из областного бюджета. Если они заработают, появится возможность заполнить все арыки, лотки, построить большие и малые каналы, которые будут подавать воду жителям частного сектора. Стоимость проекта – около 3 миллиардов тенге. Глубина одной скважины, которую специалисты называют «верховодкой», около 60 метров, и это недорого. Надо сказать, в министерстве наш проект поддержали и в настоящее время он находится в работе.

К сожалению, сейчас в силу не зависящих от нас причин мы немного не успеваем реализовать весь проект. Но мы дали обещание и потому в марте уже начнем бурение 10 скважин в центральной части города, двух скважин на левом берегу, а также в пригородных аулах. Из областного бюджета выделили средства, и в марте работы начнутся. К тому же, эти скважины будут выполнять роль дренажа, для отведения подпочвенных вод.

1 10

Есть и экономический фактор. Бурение скважин и установка насосов обойдется почти в 80 миллионов тенге. Но я не буду тратиться на покупку и установку насосов. Мы построим защитные сооружения, установим ограждение и тут же передадим их предпринимателям. Такие объекты не нужно держать на своем балансе, они должны работать и приносить прибыль.

К слову, с прошлого года мы ведем работу по передаче коммунальных объектов предпринимателям и за это время сделано немало. Пробурим эти десять скважин, на подходе еще 25. На всю эту работу будет затрачено 40-50 миллионов тенге. Тогда как качать воду из Сырдарьи обошлось бы значительно дороже, в 76 миллионов. Тут и покупка насосов, дизельного топлива, очистка каналов и арыков и другое. А предприниматель полностью возьмет на себя содержание, обслуживание и бесперебойную работу скважин.

Вода из этих десяти скважин будет подаваться в действующие каналы и арыки. Что касается недействующих, то нами разработана проектно-сметная документация и определены места, где они будут прорыты. А на левобережье на сегодня все готово: каналы, лотки и все необходимое, нет лишь источника воды. На днях пробурили одну скважину. Как и ожидалось, вода пошла, и мы убедились, что наш проект даст реальные результаты. На очереди бурение и подключение второй скважины. И тогда жители левобережья не будут испытывать затруднений с посадкой деревьев и зеленых насаждений.

Кроме всего прочего, скважины на левом берегу будут способствовать тому, что в подвалах многоэтажных домов не будет собираться подпочвенная вода. Наша задача – обеспечить весь город поливной водой при помощи скважин, поскольку надежды на каналы и Сырдарью мало. И потому независимо от природных факторов мы сможем подавать воду в любое время. Это выгодно и экономически, и экологически. Здесь уже не будет нехватки или отсутствия поливной воды. Например, уже который год зеленые насаждения в парке Первого Президента приходится поливать при помощи автоцистерн.

– Недавно состоялось объединение предприятий «Қызылорда су жүйесі» и «Қызылорда тазалығы». В чем была причина такого шага и что по-Вашему, это даст?

– Если говорить в целом, по поручению Правительства и Агентства по защите потребителей предприятие «Қызылорда тазалығы» должно покинуть конкурентную среду. В 2022 году его уже не должно быть. По итогам 2021 года остались 4 региона – Алматы, Нур-Султан, Туркестан и Кызылорда, где такие предприятия еще существуют. Мы три раза объявляли аукцион по продаже предприятия, но все три раза на торги никто не пришел и не подал заявку. Первоначальная цена была 1 миллиард 235 миллионов тенге, но никто не изъявил желания его приобрести. Во второй раз снизили цену наполовину – 700 миллионов тенге, опять покупателя не оказалось. В третий раз снизили цену еще на 50 процентов, уже 300 миллионов тенге, и опять желающих не оказалось. Пригласили знакомых и предложили им купить, но никто желания не изъявил.

5 5

Агентство по защите прав потребителей, которое давало разрешение на вид деятельности предприятию, после этого отказалось выдавать такое разрешение. Мы оказались в тупике и не знали, что делать. Город уже в скором времени будет утопать в отходах. Разрешения на вид деятельности нет, никто покупать его не хочет. Ответа на этот вопрос не было.

В конце концов обратились к председателю Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Серику Жумангарину и обрисовали ситуацию. Он сказал: есть только один путь решения проблемы, и спросил, есть ли у нас еще такое же предприятие. Я ответил: есть, «Қызылорда су жүйесі». Господин С. Жумангарин сказал: Если есть водоканал, то мы дадим ему вид деятельности. Для этого нужно объединить эти два предприятия. Другого выхода нет. Открыли устав «Су жүйесі», а там оказалась графа «Иная деятельность». В конце концов, функции предприятия «Қызылорда тазалығы» мы включили в графу «Иная деятельность» ГКП «Қызылорда су жүйесі». С этим мы вновь пришли в Агентство по защите прав потребителей, которое выдало нам разрешение. Как оказалось ГКП «Қызылорда су жүйесі» разрешается такой вид деятельности.

Разумеется, ситуация непростая, поскольку оба предприятия относятся к убыточным. Однако другого выхода не было, и нам пришлось взяться за дело. Я доложил руководителю региона, что год будет завершен с долгами в размере 326 миллионов тенге и что этому радуюсь. Г. Абдыкаликова была в недоумении и спросила, чего же я радуюсь?

Я ответил: «Я рад, что мы сумели определить, с какими долгами мы сможем завершить год, чего до этого не было. И это очень хорошо, поскольку в следующем году мы уже будем работать на погашение этого долга».

В первую очередь, это конечно же, сбыт. Дело в том, что я не только аким, но и житель этого города. Я поехал в «Қызылорда су жүйесі» и собрал весь коллектив. Причем я стал бывать там каждую субботу, собирал руководство, специалистов, ветеранов, чтобы вместе искать пути решения проблемы. Основной проблемой предприятия были потери. Если допустимая норма потерь должна быть 17 процентов, то здесь она достигла 46 процентов. Необходимо искать пути, чтобы снизить количество нормативных потерь до допустимой нормы. Стали вместе искать причины и нашли. Оказалось, что там, где проложили новые трубы, старые не были отключены. Пришлось выкапывать их и отключать. Постепенно довели потери до 30 процентов, стали сокращаться объемы расходов.

Другой вопрос – сбыт. Из Алматы пригласили специалистов, которые стали подсчитывать наши долги. Оказалось, отдельные автомойки и даже рестораны не были взяты на учет. До конца прошлого года мы завершили подсчет всех наших расходов, и сейчас предприятие перешло на биллинговую систему.

Хочу сказать, что у наших сограждан несколько страдает культура платежа. Да, люди платят за свет, за газ и другие услуги, а когда речь заходит о плате за воду или вывоз мусора, почему-то никто не спешит, оставляют на «потом». И потому было принято решение отключать от воды злостных неплательщиков.

4 9

Несколько слов о санитарной чистоте. После недавнего снегопада в наш адрес было немало критики. Дело в том, что специальная техника, которая была приобретена в 2013-2014 годах, уже устарела. Привлекали спонсоров, продали несколько единиц устаревшей техники, к зимнему сезону сумели отремонтировать и подготовить лишь 125 единиц. В результате в зимний сезон была задействована вся имеющаяся техника. Мы постоянно созваниваемся с коллегами из других регионов. Так, в Петропавловске говорят, что на уборку снега вышло 176 единиц техники, кто-то говорит, что вышло 215… Стоит позавидовать, поскольку у нас этого нет. Но, несмотря на это, наши люди прилагают все свои силы, чтобы поддержать в областном центре санитарную чистоту.

В городе более 800 улиц, поддерживать на них постоянно чистоту дело непростое. Но мы делаем все, что в наших силах. И потому и тут начали привлекать индивидуальных предпринимателей, которые заняты на уборке и вывозе мусора. Собрали их и предложили им работать вместе. Каждый получит свой микрорайон, за который и будет отвечать. Со своей стороны, городской акимат будет в меру своих возможностей субсидировать их работу.

– Деньги ваши останутся при вас, горакимат будет помогать дополнительно, – заверил я.

Большинство предпринимателей выразило согласие и готовность работать. Если эта работа у нас пойдет, у предпринимателей появится возможность для приобретения дополнительных единиц спецмашин. Со временем весь город можно будет разделить между ними. А когда предприниматель заинтересован в результате своего труда, думается, порядок на улицах города будет. Например, в соседнем Шымкенте такая форма работы действует уже давно. За каждым микрорайоном или кварталом закреплен ответственный предприниматель, который строго следит за порядком и чистотой, сам же собирает плату. Даст Бог, в течение предстоящего полугода и у нас будут подобные результаты. Такую же форму работы мы предложили владельцам ассенизационных машин. В конечном итоге всеми этими вопросами должны заниматься представители малого бизнеса.

Есть пилотный проект, который называется «Проект 109», но сейчас он простаивает. Мы обратились в областной акимат с просьбой передать его нам. В чем его особенность? Если говорить доступным языком, это диспетчерская связь с населением. Справедливости ради отмечу, что такой телефон существует, из областного бюджета на него выделяются средства. По идее, на этот номер можно звонить по любому поводу. Мы попробовали позвонить и пожаловались, что на нашей улице в микрорайоне «Арай» нет воды. Отвечают, что вода будет. Я спросил, когда будет, дело в том, что мне нужно уезжать, дома никого не останется. На том конце отвечают: ничего не могу сказать, вы, пожалуйста, названивайте. На вопрос, сколько же можно звонить, услышал ответ: телефон-то бесплатный! Хотя они не должны так отвечать.

Мы же разработали определенную схему. Если бы «109» передали нам, мы бы посадили там представителей всех структур: энергетиков, газовиков, АО «КРЭК», представителей водоканала, автобусного парка, «Қызылорда тазалығы» и других. Эти люди прошли бы соответствующее обучение, а сами предприятия будут обязаны наладить оперативную работу. Если у вас в доме нет света, вы не будет звонить в КРЭК, где, кстати, постоянно занято, невозможно дозвониться и получить ответ. Наша же служба будет оперативно реагировать на каждый вызов по любому поводу. Это было бы очень удобно жителям города, которые получали бы конкретные ответы на свои вызовы. Изначально служба «109» будет призвана обеспечивать прямую связь населения с коммунальными службами. Это будет единый центр для связи со всеми службами. Информация должна проходить в течение трех-пяти минут, и в течение этого времени ремонтники должны выехать по указанному адресу.

Такую работу можем наладить только мы и никто другой. Давайте сравним, сколько человек звонит в ЖКХ и сколько на «109». Результат – 90 на 10! То есть мы должны создать такой костяк специалистов, которые должны будут ознакомиться и пройти обучение на коммунальных предприятиях города, чтобы потом смогли дать квалифицированные ответы на любые вопросы. Кроме того, в рамках проекта на всех городских автобусах будет установлена система GPS, которая позволит отследить любую машину в любой точке города. Такая система уже установлена на всех автомашинах «Қызылорда су жүйесі» и «Қызылорда тазалығы». Работают три диспетчерские. Другими словами, это будет оперативная связь со всеми коммунальными службами города. Нам сейчас, как воздух, нужна такая служба, которая могла бы контролировать работу всего городского хозяйства.

– Расскажите, пожалуйста, более подробно о работе общественного транспорта…

– В социальных сетях каждый день пишут о, скажем так, ненадлежащей работе общественного транспорта. Наши службы провели расследование нынешней ситуации, которая там сложилась в настоящее время. У нас всего пять социально значимых маршрутов, их обслуживают машины городского автобусного парка. 21 маршрут обслуживают частники. Себестоимость перевозки одного пассажира для них равна 126 тенге. А городской акимат обязал их взимать с пассажиров по 90 тенге. В их числе все представители социально уязвимых слоев населения. Только на обслуживание этой категории нам в год нужно 12 миллионов 400 тысяч тенге. Это совсем немного. Если бы я был частным перевозчиком, то я перевозил бы пассажиров только в часы пик, а в остальное время сидел бы дома, так как в остальное время я бы работал себе в убыток. И потому хочу отметить, что это заранее убыточное предприятие.

По нашим планам, внедрение службы «109» помогло бы решить вопрос субсидирования частных перевозчиков. Этот вопрос рассматривался на протяжении 4 месяцев в самых различных инстанциях: аким области, заместитель акима области, областное управление пассажирского транспорта. Дело в том, что частным перевозчикам мы должны возмещать убытки, а это могут быть только субсидии. Другими словами, мы должны им выплатить разницу между себестоимостью и установленной платой за проезд.

У нас есть такое понятие, как «Субсидирование сельского хозяйства». Сельхозтоваропроизводители получают субсидии на удобрения, гербициды, поливную воду и другое. В то же время они жалуются на небольшие размеры субсидий. Надо сказать, прежде всего, я предприниматель, и потому с точки зрения представителя бизнес-структур мне это непонятно. Кое-кто недоволен тем, что я все время поднимаю этот вопрос. А я буду его поднимать, потому как субсидии нужны и городским коммунальным службам, в частности, пассажирским перевозкам.

Я спрашиваю рисоводов: можете вы продавать рис по 200 тенге? Отвечают, нет, потому что цена любого товара зависит от коньюнктуры рынка. На самом деле, эти средства нельзя назвать субсидией – это обычная поддержка сельскохозяйственного производства. А что касается субсидий на работу частных перевозчиков, это, прежде всего, необходимо населению. Мы пригласили нескольких частных перевозчиков для беседы. Я сказал, что городские власти будут платить вам субсидию. В то же время у нас есть ряд условий. Первое. Вы должны внедрить систему электронного билетирования. Это одно из главных требований субсидирования, и потому тут не может быть никакого «не хочу» или «не буду». То есть мы должны видеть реальную картину, сколько за день вы перевезли пассажиров. А информация из этих устройств тут же попадает в общую базу данных.

Второе. Допустим, я пассажир и сел к вам в автобус. У меня не оказалось наличных денег, но имеется электронная карточка для оплаты проезда на общественном транспорте. А вы хотите лишить меня моих прав, что недопустимо. И третье. В оборудование для электронного билетирования встроена система GPS, которая позволяет отслеживать местонахождение транспортного средства в любое время. Это позволит держать на контроле движение всех автобусов на том или ином маршруте. Я понимаю, в пути могут быть поломки, может спустить колесо и прочее. Но если машины нет на маршруте более двух часов, водитель будет платить штраф, или субсидия за этот день выплачиваться не будет.

Или другая ситуация. Может случиться серьезная поломка или же машина попала в ДТП. В таком случае вопрос должен быть решен максимум за два дня. Если же автобуса нет на маршруте более двух дней, оплата всем машинам, работающим на маршруте, производиться не будет. То есть будет отвечать весь маршрут, если мы выплачиваем субсидии, своевременно находиться на маршруте должны все машины. Однако для того, чтобы выплачивать субсидии, должно быть соответствующее решение сессии областного маслихата. Если маршрут не будет социально значимым, субсидии выплачиваться не будут. А до этого мы должны пройти через общественный совет, независимую экспертизу, министерство и другие инстанции. И лишь после получения одобрения всех этих инстанций вопрос будет рассматриваться на сессии областного маслихата.

Все эти вопросы на сегодняшний день мы решили. Но у меня другой вопрос. Я не пойму, почему социально значимыми должны быть всего лишь пять маршрутов, а как же остальные? Это же ущемление прав жителей отдельных частей города. Как я понимаю, социально значимые маршруты должны обслуживать именно окраины города, где уровень жизни населения ниже, чем у жителей центральной части. Непонятно, по какому признаку тут идет разделение.

На этом и порешили, частные перевозчики согласились установить систему электронного билетирования. Даст Бог, уже в марте в автобусах можно будет платить при помощи карточки. А на большинстве остановок заработают указатели маршрутов, график движения автобусов вплоть до интервалов. Все это подключено к центральной базе.

Еще один важный момент. Несколько предпринимателей предложили пригнать в город новые автобусы и заняться пассажирскими перевозками. Я дал согласие.

– Я тоже хотел затронуть эту тему. В свое время были предприниматели, которые были готовы пригнать и даже пригнали в областной центр новые автобусы, но ушли ни с чем…

– Сейчас я сам приглашаю желающих принять участие в решении этого важного вопроса. Однако, если вы твердо решите войти в этот рынок, вы должны будете выполнять все требования городских властей. Никто уже не может позволить себе не выйти на маршрут, покинуть его, нарушить график и т.д. Здесь правила диктует рынок.

– Сейчас много разговоров вокруг микрорайона «Байтерек». Что Вы могли бы сказать относительно этого вопроса?

– Почти с первых дней работы на посту акима города я достаточно часто посещаю «Байтерек», «Сабалақ» и другие микрорайоны, знакомлюсь с тем, как там живут люди. При встречах с акимом каждый говорит о своих проблемах, которых немало, просит оказать помощь. Я собрал подчиненных и озвучил свою идею создать специальный фонд, который будет оказывать помощь таким людям. Однако большинство моих подчиненных было против. Тем не менее, я настоял на своем, собрал предпринимателей, общественников, блогеров и рассказал им о своей идее. После этого вновь встретился с населением этих микрорайонов и разъяснил: для того, чтобы получить материальную помощь, нужно написать заявление, которое по моему представлению будет рассмотрено специальной комиссией. Она и решит, кому оказывать помощь, а кому – нет. В результате с определенными трудностями, но вопрос был урегулирован, а фонд «Мейірім Қызылорда» заработал. А недавно нам позвонили из Администрации Президента, фонда «Қазақстан халқына» и просили рассказать о том, как создавался наш фонд, какие были трудности и путях их преодоления. Мы разъяснили, что в каждом регионе должна быть создана комиссия, которая будет решать, кому какую помощь оказывать от имени фонда «Қазақстан халқына». Отметили, что, прежде всего, необходимо провести большую разъяснительную работу среди населения.

– Еще один вопрос касается состояния полигона твердых бытовых отходов.

– В настоящее время город имеет два полигона – старый и новый. Построили завод по переработке мусора, который работает на основе государственно-частного партнерства. Кызылординцы хорошо знают, что в отдельные дни, особенно когда дует северный ветер, все зловоние оттуда несет на поселки Тасбогет, Белкуль и жилой массив «Саяхат». Отметим, что на старый полигон все еще продолжают доставлять мусор. К сожалению, в Казахстане очень мало организаций, которые занимаются разработкой проектно-сметной документации, а в Кызылорде и вовсе нет.

Когда был в Министерстве экологии, вторым вопросом, который я озвучил у министра, был именно вопрос полигона. Для того, чтобы наладить его работу на должном уровне, нам нужно 1,2 миллиарда тенге. Нужно провести рекультивацию, закапывать остатки мусора, посадить деревья, пробурить скважину, провести работу по озеленению. Сейчас работаем в этом направлении, надеемся завершить ее до конца года.

Если говорить о другом полигоне, то тут еще много предстоит сделать. В настоящее время проводим реорганизацию всего хозяйства. Думаю, будем работать на основе ГЧП, поскольку всю работу нам не осилить.

– Несколько слов о Вашей команде…

– Я всегда отдавал предпочтение инициативным людям, умеющим поставить дело, умеющим работать с населением. Спрашиваю: знаете ли вы, сколько молодых людей учится в колледжах, сколько в нынешнем году заканчивает, сколько выпускников прошлого года трудоустроено? Внятного ответа я не услышал. Также оказалось, что мои подчиненные мало что знают о том, сколько молодых людей было призвано в ряды Вооруженных сил, не имеют представления об этой работе. Как оказалось, люди почти ничего не знают о курируемой ими сфере. Не поставлена работа с молодежью. Зато они мастера готовить отчеты, просить служебные машины и дополнительные штатные единицы. То есть мы имеем готовых бюрократов. И потому кое-кто уже получил взыскания и, думаю, сделает выводы.

– Многое из того, что Вы сегодня сказали, было уже реализовано за время, когда Вы работали акимом Сырдарьинского района. К примеру, впервые в Сырдарьинском районе был образован общественный совет. Какие возможности имеют такие советы?

– У меня с первых дней была идея создать общественный совет в областном центре. Однако этому помешали некоторые обстоятельства – перевелись на другую работу заместители акима города, руководитель ветеранской организации и другое. Вместе с покойным Бакытжаном Сайлыбаевым обсуждали все эти вопросы и строили планы. Я сразу понял, что это живой, инициативный человек, который может дать многое. Разделили город на четырнадцать кварталов. В каждом квартале должен быть свой совет, во главе поставить ветеранов, которых слушают люди, которые могут повести за собой. В Сырдарьинском районе такая работа дала очень хорошие результаты. Общественные советы сами проводили всю необходимую работу.

В нынешнем году мы создаем общественный совет в Кызылорде. Я предложил в его состав включить не директоров школ или других чиновников. Каждую отрасль должен представлять один человек. Например, по одному представителю от здравоохранения, образования, коммунальных служб и т.д. Причем это должны быть известные в своей сфере люди, ветераны, к мнению которых люди прислушиваются. Должен быть реальный общественный совет, который может самостоятельно принять любое решение. Я надеюсь, в течение полугода мы завершим эту работу. Мое мнение – городу нужен общественный совет, чтобы люди сами могли решать свои проблемы. К сожалению, фраза «Золотой мост между населением и властью» сегодня стала звучать формально. А так должно быть на самом деле, и этого мы будем добиваться.

– Спасибо за беседу.

Беседу вел Казбек БОТАЕВ

Читайте также: