Трагические события первых январских дней потрясли страну, повергнув всех в шок. Сегодня люди постепенно приходят в себя и многие задаются вопросом: «А что это было?».
Совсем недавно торжественно и помпезно страна отметила 30-ю годовщину своей независимости. Было много сказано о достижениях страны, о тех успехах, которые были достигнуты за эти годы, и, конечно же, о нашей толерантности, многовекторности, экономическом благополучии, казахстанской модели межэтнического согласия. Ничего из ряда вон выходящего не предвещали наступившие после новогодней суматохи выходные.
Люди мирно отдыхали, когда 2 января в соцсетях появились кадры с митингующими жанаозенцами по поводу скачка цен на сжиженный газ, что, на первый взгляд, особого разлада в жизнь кызылординцев не внесло. Но когда волна митингов в поддержку западных областей охватила другие регионы, не осталась в стороне и Кызылорда.
4 января во второй половине дня перед ТРЦ «Арай сити молл» собралось несколько сотен людей. Лозунги, которые поначалу выдвинули митингующие, касались социальных вопросов – роста цен, дороговизны, низкой заработной платы и тому подобных требований, но очень быстро протесты получили политическую окраску. Позже мирный митинг перерос в массовые беспорядки, которые привели к трагическим последствиям.
По официальной версии, погибли 227 человек, из них 19 – сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Пострадали 4578 человек, из которых 4353 получили раны различной степени тяжести, в том числе 3393 – сотрудники силовых ведомств. По информации пресс-службы областного акимата, в Кызылординской области погибли 24 человека, в том числе один военнослужащий.
Массовые беспорядки сопровождались поджогом и разрушением административных зданий, причинен ущерб субъектам бизнеса. Мародеры и хулиганствующие элементы начали грабить магазины, ломбарды, банкоматы. Стрельба, кровь, крики, горящие здания и авто, страх и смятение – вот картина тех дней. Мои сослуживцы, ставшие свидетелями тех событий, до сих пор вспоминают об этом с ужасом.
Почему это произошло, что послужило причиной трагедии, унесшей в мирное время жизни сотен людей, и кто виноват в случившемся? Свой взгляд на события выразил доктор философских наук, профессор Кызылординского университета имени Коркыта ата Баймырза Кожамберлиев.
– Мы пережили страшную трагедию. Мы стали свидетелями того, как в мирное время погибли люди, в семьи многих наших соотечественников постучалась беда, постигло ничем невосполнимое горе.
Если быть объективным, причины произошедшего скрыты глубоко. В стране сложился целый клубок проблем разного характера и свойства. Они не решались в течение длительного времени и, накладываясь друг на друга, еще больше усугубляли ситуацию. Напряженность в обществе с каждым годом росла, высокого уровня достигли протестные настроения, что в конце концов и привело к социальному взрыву такой силы. Все мы помним шаныракские события 2006 года в Алматы, забастовки нефтяников Жанаозена в 2011 году, в 2016 году по стране шли земельные митинги. Надо отметить, до недавнего времени Кызылорда с ее моноэтническим населением и устоявшимися патриархальными традициями отличалась относительной стабильностью, хотя в последнее время и у нас стали все чаще наблюдаться протесты, связанные с дискриминацией в сфере трудовых отношений. Все эти протесты должны были стать для власти тревожным сигналом.
– Протестные настроения не раз выливались в митинги и забастовки. Вспомним хотя бы забастовку под занавес уходящего года на нефтедобывающем предприятии ТОО «КуатАмлон Мунай», когда нефтяники, требующие повышения заработной платы, пошли даже на крайние меры – объявили голодовку. В сентябре прошлого года в течение месяца бастовали работники соледобывающего предприятия «Аралтұз» в Аральском районе. Почему протестные настроения во время январских событий стали такими активными, буквально в считанные часы на митинг собралось такое огромное количество людей?
– В последнее время часто говорилось о реализации концепции «слышащего государства», предложенной Президентом страны, которая должна была обеспечить открытость и прозрачность госорганов для населения. Но, как показали последние события, существует большой разрыв между властью и народом. По существу, они живут в разных измерениях. Есть, конечно, какие-то связи, но их явно недостаточно. Власть далека от народа. Иначе чем можно объяснить, когда совсем еще молодой советник министра энергетики по поводу возмущения населения ростом цен на сжиженный газ заявляет на всю страну: «Если люди недовольны ценами на газ, они всегда могут воспользоваться общественным транспортом. Какая проблема?». Это высказывание вызвало бурю негодования в обществе. Это еще раз подтверждает, что те, кто стоят у власти, далеки от народа, не знают и не понимают их проблем.
Произошло расслоение общества. Было это и в советское время, но сейчас оно стало особенно явным. Доходы населения низкие, большинство семей, особенно в сельской местности, живет очень бедно. По данным бюро национальной статистики, среднемесячная заработная плата казахстанцев около 250 тысяч тенге, но мы знаем, что большинство людей вынуждены выживать на зарплату в 50-60 тысяч тенге в месяц. Это признал и Глава государства, ведь не случайно он поручил довести размер минимальной зарплаты с этого года до 60 тысяч тенге. Социальные программы не действуют, или неэффективны. Немыслимых размеров достигла коррупция, начиная с высших эшелонов власти до самых низких ступеней. Даже пятилетний ребенок понимает, что для того, чтобы устроиться на работу, надо дать взятку. Тотальная коррупция, взяточничество, как ржа, разъедает наше общество. Причины всего зарыты глубоко. Социальное неравенство, несправедливость, безысходность, стремительное обнищание переполнили чашу терпения населения. Именно этим объясняется массовый характер протеста.
– Мирный митинг, на который пришли люди, изначально представлял собой акцию в поддержку жителей западного региона, в частности Жанаозена, требовавших снижения цен на топливо. Затем требования митингующих получили политическую окраску, люди стали требовать принятия политических реформ. Участники мирного митинга сами не могут понять, как все переросло в массовые беспорядки, сопровождавшиеся поджогом административных зданий, грабеж и мародерство. Кем были инициированы эти действия, которые привели к многочисленным жертвам, разбираются правоохранительные органы. А на кадрах центральных телеканалов, на видео в социальных сетях мы видели людей, которые грабят торговые дома и магазины, тащат бытовую технику, одежду и продукты питания, разворовывают ломбарды и банкоматы. В Кызылорде, например, пострадали некоторые торговые дома, ломбарды. Вряд ли это террористы, которые впопыхах могли оставить на месте преступления свой сотовый телефон, или обувь, переобувшись в новую.
– Обидно, горько, но мы должны признать, что это люди, которые и сейчас ходят среди нас. Большинство участников митинга – это молодые люди, которым по 25-30 лет. Это то молодое поколение, появившееся после обретения суверенитета, те самые ровесники независимости, на которых страна возлагала большие надежды. Ответственность за это лежит на нас всех, это мы их не сумели правильно воспитать, это наше упущение. Мы потеряли духовные ориентиры, нет системы ценностей, нет соответствующей идеологии, нет патриотизма в ее истинном понимании. Мы на многое закрывали глаза, о многом умалчивали, хотя были и есть большие проблемы в воспитании молодежи, серьезные упущения в образовательной системе, в семейном воспитании.
Мы – одна нация, один народ. Однако феодальный пережиток прошлого до сих пор живет в нашем сознании. Ребенку детсадовского возраста родители внушают, что он «найман», «керейт», «аргын» или кто-то там еще. А значит тот, кто другого рода – чужой, не наш. Ведь посмотрите, что получилось, – в соцсетях выставляют родовые тамги, хвалятся, сколько в каком роду было батыров.
Все это говорит о том, что нам нужно избавляться от приверженности деления на жузы, роды. Так мы новое общество не построим. Клановость, деление на жузы стало присуще нашему обществу на всех уровнях. Национальное самосознание, патриотизм мы заменили жузовым. Были приняты замечательные государственные программы «Мәдени мұра», «Рухани жаңғыру», но мы должны признать, что своих целей, к сожалению, они не достигли.
Что мы видим на самом деле? Растет число молодежи так называемой категории NEET. Посмотрите вокруг, сколько сейчас неустроенной молодежи, которая не работает, не учится. Они не участвуют в общественной жизни, не охвачены молодежными программами, особенно на селе. Опять-таки растет разделение, увеличивается разрыв между слоями общества. Учиться за границей, или в лучших отечественных вузах могут позволить себе дети, чьи родители пользуются в обществе привилегированным положением. Дети из таких семей уже изначально получают все самое лучшее – они посещают хорошие дорогие детсады, а потом учатся в платных частных школах с развитой материально-технической базой и лучшими специалистами, а сельские дети – в обычных школах, где еле тянет Интернет, а учителя задавлены бумажной волокитой. Очень много безработной молодежи, становится все больше маргинализированной молодежи, для которых истинные ценности – это дорогие телефоны, машины и другие атрибуты успешной жизни. Их массово приобретают в кредит, попадая тем самым в долговую кабалу и еще более усложняя свое и без того трудное финансовое положение. Большинство населения финансово безграмотно. Естественно, что манипулировать такими людьми легко и просто.
– Значит, по Вашему мнению, во вчерашних массовых беспорядках, которые привели к таким трагическим последствиям, есть вина всего общества. Тогда возникает другой резонный вопрос: а почему оно стало таким?
– В философии есть такое понятие – психология масс, толпы. А толпа неуправляема, агрессивна. Еще великий Абай говорил, что у толпы нет ума. Если не поднимать культуру, грамотность – финансовую, экономическую, политическую – есть риск, что общество может превратиться в неуправляемую толпу.
Мы часто называем себя наследниками великой цивилизации, наследниками Великой степи, приводим в пример выдающиеся личности, которых было немало на протяжении нашей истории. Те же самые батыры, которые с оружием в руках ценой своей жизни отстаивали независимость народа, защищали его интересы, бии и акыны, которые были примером высокой гражданской позиции и чести, смело подавая свой голос в защиту справедливости. Образцом достоинства и чести, примером беззаветного служения своему народу стала жизнь и деятельность алашординцев.
Надо отметить, на протяжении своей многолетней истории на долю нашего народа выпали тяжелейшие испытания: принудительная коллективизация, голод тридцатых годов, репрессии, которые уничтожили цвет нации, наиболее передовую и прогрессивную ее часть. Когда говорим о голодоморе, нанесшем колоссальный удар по нашей демографической ситуации, мы часто вспоминаем события 30-х годов. В вышедшей в конце прошлого года статье «Независимость превыше всего» Президент Касым-Жомарт Токаев отмечает голод 1922-го года. Это говорит о том, что казахский народ не раз проходил через такие серьезнейшие испытания. Затем последовало массовое переселение на казахские земли представителей других народов. Советским тоталитарным режимом велась планомерная работа по уничтожению нашей идентичности, подавлению национального самосознания.
– Получается, мы потеряли свою идентичность, не сумели сформировать национальное самосознание?
– Подходить к этому однобоко, несомненно, нельзя. Взять, к примеру, языковой вопрос. За тридцать лет в нашем государстве государственный язык так и не смог занять свое достойное место. Хочу привести всего один пример – до сих пор основная масса чиновников не владеет, или очень плохо говорит на государственном языке. Разве мы можем сказать, что казахский язык стал языком науки, научно-технического прогресса? А ведь язык – это главный признак любой нации. Народ, потерявший свой язык, исчезает с исторической сцены, перестает быть нацией.
Корни вчерашних трагических событий лежат очень глубоко. Люди старшего поколения, должно быть, хорошо помнят, какой была ситуация с языком в советское время. Будучи студентом одного из столичных вузов, я не раз сталкивался с открытым пренебрежением к казахскому языку. Помню ситуацию, когда от кондуктора автобуса на вопрос, заданный на родном языке, пришлось услышать: «По-человечески разговаривайте!». Разве это не притеснение по языковому признаку?
Вспомним события 86-го года в Алма-Ате. Ведь люди вышли тогда не только потому, что к руководству властью пришел Колбин. Причины лежали намного глубже. И тогда недовольство людей достигло своего апогея из-за того, что в собственной стране они находились в роли пасынка.
– Вернемся к недавним событиям, которые в обществе назвали «трагический январь», «трагедия Алматы». Большое видится на расстоянии. Пройдет время и народ сумеет разобраться в причинах того, что произошло. Государственные органы еще не озвучили официальную версию случившегося. Тем не менее, как по-Вашему, какие уроки общество должно извлечь из этих трагических событий? Что нужно сделать, чтобы это больше не повторилось?
– Нам всем нужно осмыслить произошедшее и сделать соответствующие выводы. Нам нужно укреплять национальное самосознание. Надо поднимать систему образования, уделить внимание семейному воспитанию. Нам надо вернуть Конституцию 1993 года, где четко обозначены статус и роль государственного языка. Внедрить действенные, разумные государственные программы, развивать сельское хозяйство, создавать нормальные условия для жителей села, избавляться от коррупции, которая ныне стала одним из главных тормозов прогрессивного развития страны. Государственные органы должны пересмотреть методы и стили своей работы, быть максимально открыты, повернуться к народу лицом. Необходимо провести реформы в сфере правоохранительных органов, в судебной системе. «Неужели нам так и жить, подстерегая друг друга, оставаясь ничтожнейшими из всех народов на земле? Или все-таки наступят светлые дни, когда люди забудут воровство, обман, злословие, вражду и устремятся к знаниям, обучатся ремеслу, начнут добывать богатства честным, достойным путем», – писал Абай. И хочется верить, что мы сумеем создать то общество, о котором почти два столетия тому назад мечтал великий классик.
– Спасибо за беседу.
Беседовала Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА