Фото из открытых источников
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивается с необходимостью возврата товара после его приобретения. Причины для этого могут быть самые разные, но независимо от них вся процедура должна совершаться в соответствии с нормами законодательства. Эти положения обязаны соблюдать и покупатели, возвращающие свою покупку, и продавцы, принимающие товар обратно. В редакцию газеты часто поступают жалобы от читателей по вопросам защиты прав потребителей. Кто-то остался недоволен качеством приобретенного товара, а обменять или сдать его не смог. Кому-то оказали услугу по ремонту, но гарантий не дали. На обращения читателей «КВ» отвечает руководитель областного департамента по защите прав потребителей Еркасым Сулейменов.
— Можно ли вернуть подарочный сертификат?
— Согласно части 3 статьи 396 Гражданского кодекса, подарочный сертификат является публичной офертой. Продажа сертификата – это аванс, то есть предварительная плата за товары, работу и услуги, которые будут предоставлены. Покупая сертификат, вы принимаете оферту, в том числе всех указанных в нем условий. Проще говоря, сертификат – это документ о предоплате. Если вы его купили, значит, согласились со всеми условиями продавца (срок действия, запрет на возврат и т.д.). Если вы покупаете товар на сумму меньше номинала сертификата, продавец не вернет разницу в цене, так как возврат может быть сделан только в полной сумме, а не частично. Перед покупкой сертификата всегда внимательно проверяйте условия его использования. Если истек срок его действия, но вы им не воспользовались, вернуть деньги, увы, не получится, поскольку на условия о сроке действия вы согласились изначально. В силу Закона РК «О защите прав потребителей», вернуть сертификат можно только в пределах срока его действия. Сертификат является предъявительским, а не именным документом, поэтому требовать возврата денег может как тот, кто купил, так и тот, кому сертификат был подарен. Всегда сохраняйте чеки об оплате подарочных сертификатов и любые другие подтверждающие документы.
— Как поступить, если товар случайно разбился или повредилась упаковка?
— Если вы случайно разбили или испортили товар, который вами еще не куплен, то вы не обязаны за него платить. «Пока товар находится на территории магазина, за него отвечает именно магазин. Ответственность за товар переходит к покупателю только после получения чека», — об этом говорит статья 411 Гражданского кодекса РК. Администрация торговой точки должна создать условия для сохранности своих товаров, например, поставить ограждения или даже постелить ковры. Другое дело, если покупатель разбил товар умышленно, то он обязан заплатить. Но прежде магазин должен доказать это в судебном порядке, предъявив, например, запись с видеокамер.
— Можно ли фотографировать товары в магазине?
— Магазин – это общественное место, в которых фотографировать можно. Согласно ст. 20 Конституции РК, любой гражданин имеет право свободно получать и распространять информацию любым способом, не запрещенным законодательством. Более того, в соответствии со ст.18 и п.12 ст.24 Закона РК «О защите прав потребителей» вы не только имеете право осуществлять фото- и видеосъемку, но и предъявить ее в качестве официального доказательства вашей покупки. Таким образом, если охранник магазина запретит вам снимать в магазине в личных целях, смело можно ссылаться на Конституцию и Закон РК «О защите прав потребителей».
Наталья ЧЕРНЕЙ