На бескрайних просторах Великой степи сформировался особый пласт народного поэтического творчества. Многовековая история народа, его думы и чаяния нашли наиболее яркое отражение в творчестве степных поэтов и музыкантов – жырау, жырши, акынов, салов и сери. Традиции песенно-импровизаторского искусства народа особенно хорошо сохранились в низовьях Сырдарьи. Не случайно в народе бытует выражение «Сыр елі – жыр елі», что буквально означает «Земля Сыра – Родина жыра». Одним из жанров казахского фольклора, наиболее ярко представленного в Приаралье, являются жыры.
Родиной ста жырау прозвали в народе Кармакшинский район, откуда вышла целая плеяда величайших златоустов своего времени, акынов и жырау – Ешнияз сал, Балкы Базар, Дур Онгар, Кете Жусуп, Жиенбай, Омар Шораяк, Турмагамбет, Нуртуган, Сарсенбай. Заложенные ими музыкально-поэтические традиции ныне достойно продолжают молодые акыны Приаралья.
Победителем международных и республиканских конкурсов и фестивалей традиционного искусства жырау и жырши является Кунсулу Туркпен. По итогам 2020 года она была признана лауреатом государственной молодежной премии «Дарын», которая присуждается за выдающиеся успехи в научной, творческой, общественной деятельности, а также за высокие спортивные достижения. К.Туркпен стала победителем в номинации «Народное творчество».
Кунсулу родилась в 1992 году в ауле Акжар Кармакшинского района. Пристрастие к музыкальному творчеству и сочинительству проявились в ней уже в детстве. В 2005 году, еще будучи школьницей, она заняла первое место на областном туре традиционного фестиваля детского творчества «Бозторғай». В том же году юная исполнительница приняла участие в международном форуме жырау «Летняя школа традиционной музыки этники» в Кыргызстане, заняла второе место на республиканских Дельфийских играх в номинации «Традиционное исполнение». В следующем 2006 году завоевала Гран-при областных конкурсов жырау «Жауынгер жүрек», посвященного 100-летию А.Егизбаева, и «Күміс көмей – Көшеней», приуроченного к 60-летию Кошенея Рустембекова. В 2007 году была отмечена специальным призом республиканского конкурса «Арқалы жырау жырласын!», состоявшегося в Актобе, в 2019 году была удостоена третьего места на конкурсе жырши в Мангыстау, посвященном 160-летию Мурына жырау. В 2018 году стала победителем республиканского телевизионного мегапроекта «Мен қазақпын» в номинации «Терме».
В беседе с корреспондентом «КВ» Кунсулу Туркпен рассказала о себе, творческих планах, о нынешнем состоянии традиционного искусства жырау.
– Петь жыры и терме Вы начали с детских лет. Известно, что нынешнюю молодежь больше привлекают современные жанры, например, эстрада. Чем вызван выбор Вами традиционного народного искусства?
– Пробуждению во мне интереса к жырам и терме во многом способствовали мои родители. Отец прекрасно играл на домбре, знал огромное количество жыров, терме и дастанов. Заметив мои способности, он научил меня всему, что знал сам, объяснил, в чем разница между жырами, терме и дастанами, под его руководством я впервые взяла в руки домбру. Жыры начала исполнять с 11 лет. Своими первыми наставниками в искусстве считаю хорошо известных в народе жырау Алмаса Алматова, Бидаса Рустембекова, Серика Жаксыгулова, Руслана Ахметова.
– Традиции древнего и уникального народного искусства, насыщенного глубоким философским смыслом, нашли свое яркое отражение в Приаралье. Наш регион считают кладезью песенного искусства жыра и терме, где сформировалось несколько школ жыра. Расскажите о них.
– В низовьях Сырдарьи жили и творили великие музыканты и сказители, жырши и жырау, творческое наследие которых является достоянием всего тюркского мира. Песенные традиции Кете Жусупа, Канлы Жусупа, Дур Онгара, Ешнияза сала, Карасакала Еримбета, Турмагамбета нашли свое достойное продолжение в творчестве Кошенея, Манапа, Нуртугана, Сарсенбая. Уникальным было искусство Нартая Бекежанова. Родиной акынов прозвали в народе Кармакшинский район, где на стыке двух столетий – в конце XIX и начале XX веков – выросла целая плеяда замечательных мастеров песенно-импровизаторского искусства, которых называли «шайырами». Это были не просто акыны, а создатели сотен эпических сказаний.
Наш народ всегда высоко ценил искусство красноречия. Недаром в народе бытует выражение «Өнер алды – қызыл тіл» («Главное искусство – красноречие»). Сильной и неординарной личностью был жырау, поэт и переводчик Турмагамбет Изтлеуов, его творчество отличалось многообразием и актуальностью тем, искренностью и правдивостью. Большим приобретением для казахской литературы стал осуществленный Турмагамбетом в 1936 году перевод поэмы Фирдоуси «Шахнаме». По мнению казахстанских литературоведов и критиков, поэт создал вольное адаптированное изложение поэмы на казахском языке, которое стало одним из лучших переводов жемчужины восточной классики. В 2012 году к 130-летию поэта вышел в свет двухтомник «Шахнаме» в переводе Турмагамбета, в следующем году при поддержке акимата Кызылординской области на основе перевода Турмагамбета Изтлеуова была издана музыкальная антология «Шахнаме» на 48 CD-дисках продолжительностью записи около 70 часов. Над масштабным проектом работали более двадцати певцов-сказителей из Кызылорды – в их числе Алмас Алматов, Майра Сарсенбаева, Бидас Рустембеков, Шолпан Бимбетова, Арнур Кошеней и многие другие.
В нашем регионе сложились три направления, или, как еще говорят, три школы жыра. Исследователи и искусствоведы, как, например, Мардан Байдилдаев, выделили в Приаралье три крупные школы жыра. Это школы жыра Жиенбая жырау, Нуртугана и Нартая. Сегодня выделяют еще одну – школу жыра Сарсенбая жырау, который также выделялся своей особой, отличной от других манерой и стилем исполнения. Сегодня в области работают четыре школы традиционного искусства жыра: в Кармакшинском районе – Дом жырау имени Кошенея Рустембекова, при музыкальной школе класс жыра имени Сарсенбая жырау, в Аральском районе – центр имени Нуртугана шайыра, в Шиелийском районе – школа жыра имени Нартая Бекежанова.
– Последователем какой школы жыра являетесь Вы сами?
– Я последовательница школы Жиенбая жырау. Он родился в 1864 году в ауле №2 Куандаринской волости Казалинского уезда (ныне аул имени Турмагамбета Кармакшинского района). Его нагаши – дядя по линии матери – был известный в Приаралье акын и жырау Омар Шораяк.
Жиенбай владел грамотой и записал в переводе с арабского знаменитый дастан «Кероглы». Айтысы Жиенбая с признанными мастерами поэтического слова Кете Жусупом, Турымбетом Салкынбайулы были записаны ученым-исследователем Марданом Байдилдаевым и опубликованы в 1965 году в сборнике «Айтыс», жыры были собраны Алкуатом Кайнарбаевым и вошли в сборник «Ғасырлар толқыны», вышедший в свет в 2004 году.
Творческие традиции Жиенбая продолжили его сыновья Рустембек и Дастанбек, а также его внуки. Человеком редкого таланта был внук Жиенбая жырау Кошеней. Знаток казахского фольклора, он знал наизусть и исполнял такие эпосы и дастаны, как «Кероглы», «Рустем-дастан», «Кобыланды», «Алпамыс», «Кыз Жибек», произведения признанных жырау Приаралья Базара жырау, Кете Жусупа, Жиенбая жырау, Турмагамбета. К великому сожалению, он рано ушел из жизни, погиб в 26 лет в результате несчастного случая. Но свою короткую, яркую жизнь он посвятил служению своему народу и искусству, оставив богатое наследие.
Разумеется, каждая исполнительская школа жыра, сформировавшаяся на территории области, имеет свои особенности. Так, например, последователи школы Жиенбая исполняют свои жыры горловым пением. Такая манера пения чаще присуща народам Алтая, Тывы, Хакасии, Азербайджана, Туркменистана.
Отличается исполнительская школа Нуртугана. Известно, что он был больше акыном, поэтому особое внимание последователи этого направления уделяют искусству красноречия. Сегодня последователь исполнительской школы Нуртугана – жырау Елмура Жанабергенова, а также представители талантливого семейного коллектива Танирбергеновых.
А Нартай Бекежанов был не только акыном и жырау, но и прекрасным певцом. Его талант был многогранным. Он был одновременно и акыном, и замечательным композитором. Некоторые из его стихов в музыкальном сопровождении со временем превратились в песни, другие были более похожи на терме – имели импровизационно-речитативную песенную форму. Главное – во всех этих произведениях ярко проявился музыкальный почерк Нартая. Традиции песенного искусства Нартая продолжили Курманбек Бекпеисов, Акмарал Ногайбаева.
– Известно, что выдающиеся жырау прошлого могли петь, завораживая и привлекая к себе внимание слушателей, сутки напролет, что говорит о том, что в их арсенале было огромное количество жыров. Насколько богата Ваша творческая копилка?
– В моем исполнении слушатели могут послушать такие известные жыры, как «Кобыланды батыр», «Кероглы», «Кыз Жибек», «Алпамыс батыр», «Зухраб батыр» из поэмы «Шахнаме», а также жыры и дастаны акынов и жырау земли Сыра. Могу похвастаться, что исполняю по памяти около восьми эпосов и дастанов, каждый из которых длится до трех часов. Если учесть все терме и толгау, то чтобы спеть все произведения, имеющиеся в моем арсенале, мне потребуется два дня. В прошлые времена, мастерство и талант сказителей оценивались именно умением и способностью петь в течение нескольких дней. Конечно, это требует еще и наличия слушателей, которые в состоянии столько времени слушать. Сейчас таких слушателей немного, но тем не менее, интерес к древнему искусству предков растет, особенно среди молодой аудитории.
В устном творчестве нашего народа содержится много ценных и интересных мыслей, они прививают такие важные нравственные ценности, как верность и справедливость, любовь к стране и родной земле, уважение к старшим, забота о близких. Народное искусство не устарело, не поблекло за давностью лет, а напротив – продолжает жить и развиваться.
– Спасибо за содержательный разговор.
Беседовала Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА