Несмотря на то, что антимонопольное ведомство страны было создано на заре независимости, в 2021 году впервые в карте праздничных дат Казахстана появился профессиональный праздник – День работников антимонопольного органа. Он отмечается 7 июня. О том, какая работа проделана, корреспонденту «КВ» рассказал руководитель областного департамента по защите и развитию конкуренции Ерсин ОРЫНБАЕВ.
— Расскажите о приоритетных задачах вашей работы после обретения самостоятельного статуса?
— Как известно, в сентябре 2020 года был подписан Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан». В результате чего было создано новое Агентство по защите и развитию конкуренции, напрямую подотчетное Президенту. Агентство заменило ранее существовавший Комитет по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики РК. Приоритетными направлениями работы стали создание проконкурентной среды, что подразумевает разгосударствление экономики, изменение конкурентного поля, создание равных возможностей для всех предпринимателей, а также прекращение монополизации рынков.
В декабре этого же года был подписан Указ Президента РК «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Среди них разработка «Национального проекта по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2021-2025 годы», внесение в законодательство РК изменений и дополнений, предусматривающих внедрение механизма и методологии оценки воздействия на конкуренцию проектов нормативных правовых актов, в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития и так далее. Антимонопольный орган активно приступил к выполнению поставленных задач.
Стоит отметить, что в нашей работе прослеживается возрастающая тенденция по профилактике правонарушений в области конкурентного права. Так, в целях защиты и дальнейшего развития конкуренции мы придерживаемся стратегии предупреждения нарушений и поддержки предпринимателей вместо моментального привлечения к административной ответственности.
— В чем особенность конкурентного рынка в нашей области?
— Если говорить о конкурентном рынке региона, то основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Тем самым, развитие конкуренции — комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
Долгое время в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь, к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Анализ текущей ситуации развития конкуренции основных отраслей экономики показывает, что ряд отраслей экономики является избыточно концентрированным (например, по Кызылординской области это такие рынки, как реализации ГСМ и сжиженного газа в районных центрах, реализация товарного газа, оптовая реализация СЗПТ, установка и обслуживание домофонных систем, техническое обслуживание и поверка приборов учета и другие), что говорит о сохранении в экономике страны угроз со стороны монополий, даже если поведение компаний, действующих на этих рынках, является конкурентным.
Проведенные анализы товарных рынков выявили ряд нормативных правовых актов, оказывающих негативное влияние на конкуренцию. В частности, были выявлены сферы экономики (электроэнергетика, железнодорожный транспорт, телекоммуникации, топливно-энергетический комплекс и другие), где наблюдается высокая монополизация.
Конечно, есть у нас рынки, где конкуренция достаточно развита. В Кызылординской области это такие рынки, как реализация первичного жилья, строительно-монтажных работ при подключении потребителей к природному газу, услуги кооперативов собственников квартир, услуги дошкольного образования, розничной реализации угля, услуги такси и другие.
— Какая работа для повышения конкурентоспособности бизнеса была проделана?
— Наша работа заключается в защите и развитии конкуренции. Мы провели анализ таких рынков, как реализация товарного газа, первичного жилья, социально значимых продовольственных товаров (яйца куриные, гречневая крупа, подсолнечное масло), строительных материалов (керамический кирпич, арматура, бетон товарный, плита перекрытий, цемент), ГСМ (бензин, дизельное топливо), сжиженного нефтяного газа, комбикормов и сена, а также рынки строительно-монтажных работ в системе газификации, услуг содержания и обслуживания кладбищ, создания телевизионных программ и трансляции. Анализ выявил нарушения законодательства в области защиты конкуренции в части ценового сговора, а именно на рынке производства и реализации керамического кирпича, арматуры, товарного бетона, цемента, розничной реализации сжиженного нефтяного газа через АГЗС и дизельного топлива, оптовой реализации сахара и мяса кур. Субъектам рынка были вынесены уведомления о наличии признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции. На сегодня все уведомления исполнены — снижены цены в среднем от семи до 15% на дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, кирпич, товарный бетон, мясо кур.
Также департаментом были установлены признаки нарушения законодательства в области защиты конкуренции в отношении субъектов рынка, которые зарегистрированы в других регионах республики. В частности, в отношении производителя яиц ТОО «Жас Канат» (Костанайская область), дистрибьютора подсолнечного масла ТОО «Прима Дистрибьюшн» (г. Алматы), производителей арматур ТОО «Фирма Стальной союз» (Павлодарская область) и ТОО «Металл-Сервис KZ» (ЗКО). Сведения по этим субъектам направлены для принятия мер коллегам из Костанайской, Павлодарской, Западно-Казахстанской областей и Алматы.
Вместе с тем, в прошлом году были подписаны с субъектами рынка 34 антимонопольных комплаенса. А именно по снижению цен на медицинские маски до 15-20 тенге, по сдерживанию цен на продукты с производителями риса и соли, а также с крупными супермаркетами и оптовыми поставщиками. А также в сфере строительства жилья, производства и реализации строительных материалов.
Для развития конкуренции на площадке департамента совместно с предпринимателями региона проводились заседания Совета, где поднимались вопросы по выявлению и устранению барьеров.
В нынешнем году совместно с областной прокуратурой проведена проверка в отношении ТОО «СП «Казгермунай». По ее результатам в действиях субъекта выявлены признаки злоупотребления доминирующим или монопольным положением — поддержание монопольно высоких цен на рынке оптовой реализации сжиженного нефтяного газа. На основании результатов проверки департаментом составлен административный протокол о наложении штрафа в размере 5% от общего дохода (более 126 миллионов тенге) и по изъятию монопольного дохода в бюджет государства (более одного миллиарда тенге). В настоящее время материалы дела находятся на рассмотрении в областном специализированном административном суде.
Также проведены проверки в отношении субъектов рынка, осуществляющих розничную реализацию сжиженного нефтяного газа в области. По результатам проверки в отношении десяти субъектов рынка были выявлены признаки нарушения антиконкурентных согласованных действий и возбуждены административные производства на общую сумму административного штрафа более 60 миллионов тенге и монопольного дохода – более 116 миллионов тенге. Материалы дел находятся в суде.
Записала Наталья ЧЕРНЕЙ