Аким области Гульшара Абдыкаликова дала интервью областным газетам «Кызылординские вести» и «Сыр бойы».
У Гульшары Абдыкаликовой, несмотря на то, что основную часть своей трудовой деятельности она работала по линии социальной защиты, одна из самых разноплановых биографий среди представителей высшего эшелона власти в Казахстане.
С 28 марта 2020 года Указом Президента назначена акимом Кызылординской области. Именно Гульшаре Абдыкаликовой, первой женщине в истории Казахстана, ставшей руководителем региона, выпало на долю противостоять пандемии, возглавляя Кызылординскую область, с чем она успешно справляется.
Куат Шарабидинов: – Гульшара Наушаевна, тяжело пришлось? Регион не из простых, да и пандемия обострила проблемы, которые были не так заметны в докризисное время.
– Тяжело. Во-первых, сразу же пришлось принимать экстренные меры, поскольку именно в день моего назначения в регионе был зарегистрирован первый случай заражения коронавирусом. Прошел год, а пандемия пока нас не отпускает. Поэтому здоровье жителей, эффективность мер по недопущению распространения инфекции остается задачей номер один.
Даже несмотря на то, что в целом обстановка сегодня у нас стабильна и медорганизации работают в штатном режиме, мы должны быть готовы к возможному всплеску инфекции.
Казбек Ботаев: – Вы готовы?
– В инфекционных и провизорных стационарах подготовлены 3200 коек. Построили новую модульную инфекционную больницу на 200 коек в Кызылорде, больницу на 100 коек ввели в Жалагашском районе. Помимо ранее действующих построили кислородные станции при многопрофильной областной и Казалинской межрайонной больницах.
На своих постах сегодня трудятся более 13 тысяч медработников, сформирован также кадровый резерв из 3500 медиков.
Проблем с лекарственными препаратами сейчас нет, сформирован 2-х месячный запас. Кроме того, мы предусмотрели в бюджете еще 488 миллионов тенге на приобретение медикаментов.
В целях повышения доступности помощи жителям отдаленных аулов приобретено 2 передвижных медицинских комплекса, а также 40 санитарных автомобилей.
По большому счету готовы, но покоя на душе нет. Смягчение карантинных требований снижает бдительность у населения, а это ведет к росту зараженных. Поэтому, приходится бороться еще и с ковид-диссидентами.
Более того, пандемия, кроме непосредственно эпидемиологической ситуации, это ведь еще и локдауны, снижение производства, перевозок, и всё, что с этим связано – сокращение рабочих мест, падение доходов, торговли и так далее.
Но, как отметил Елбасы Нурсултан Назарбаев: «Кемедегінің жаны бір» – «На корабле у всех одна судьба». Своим призывом он буквально мобилизовал всех на борьбу с пандемией: «Наше единство – залог успешного преодоления текущих трудностей». И наш народ в очередной раз доказывает эту истину.
Куат Шарабидинов: – У вас очень активно работало волонтерское движение. Область, одна из первых, еще в самом начале 2020 года создала «Штаб волонтеров Сыра».
– Да, мы были в числе первых. А во время пандемии призыв нашего Президента Касым-Жомарта Токаева совершать добрые дела и оказывать помощь нуждающимся оказался особенно актуальным. В это время колоссальному количеству людей понадобилась помощь волонтёров. Три наших волонтера стали обладателями международной премии «Волонтер года».
Я искренне признательна всем: медикам, органам правопорядка, военнослужащим, волонтерам, этнокультурным объединениям, предпринимателям, журналистам, всем, кто показал яркий пример подлинного патриотизма. Благодаря этому мы смогли выдержать этот натиск.
Конечно, пандемия наложила отпечаток на все сферы нашей жизни. Но, несмотря на снижение темпов развития экономики, благодаря своевременным решениям, принятым Главой государства, мы минимизировали последствия и сохранили макроэкономическую стабильность в регионе.
Казбек Ботаев: – Карантин научил нас смотреть на мир по-иному. Мы поняли, насколько важна профессия врачей и какое счастье, оказывается, иметь возможность просто прогуляться по парку. На что, по вашему мнению, нам еще «открыла» глаза пандемия?
– Ну, наверное, на то, что, оказывается, тяжело учить собственного ребёнка! Родителям пришлось принимать активное участие в образовании детей. И это оказалось не самой лёгкой задачей. Карантин показал, что быть родителем 24 часа в сутки сложно, намного легче отправить ребёнка в детсад или школу.
Но карантин, и месяцы обучения на дому доказали, насколько мы не правы, критикуя учителей. Если мы, родители, испытываем трудности с обучением собственного ребёнка, то представьте, каково учителю, перед которым 30 детей, с разным уровнем подготовки и восприятия материала, с разными характерами. Я считаю, что профессия учителя сегодня тоже недооценена. Мы поняли, что нужно повышать цифровую грамотность. Практически каждый, у кого есть доступ в интернет, в этот период вынужден был использовать вновь появившиеся сервисы — начиная от получения разрешения на передвижение по городу и заканчивая оформлением пособий от государства.
Мы поняли, что удалённая работа эффективна.
Мы поняли, особенно жители городов, каким чистым может быть воздух без автомобилей.
Еще, мы поняли, насколько важно наличие собственного производства. Карантин и локдауны нам это наглядно показали.
Поэтому мы провели анализ на наличие собственного производства и выяснили, что практически все товары первой необходимости в регион завозятся. Именно поэтому, мы приняли решение о разработке Карты экономического развития до 2023 года, в рамках которой бизнесу предложено 265 проектов на сумму 271 миллиард тенге. В 2020 году 89 проектов более чем на 7 миллиардов тенге уже реализованы, это позволило создать 1047 рабочих мест.
Идея разработки Карты в том, чтобы через эффективное использование ресурсного потенциала региона, а также комплексное использование инструментов госпрограмм и программ негосударственных финансовых институтов, обеспечить продовольственную самодостаточность региона товарами первой необходимости, а также создать новые рабочие места и обеспечить занятость. К тому же, как показывает мировой опыт, именно МСБ обеспечивает необходимую гибкость для экономики в кризисные периоды, потому что гораздо быстрее реагирует на рыночные ниши и потребности.
Куат Шарабидинов: – Итоги 2020 года, что сделано?
– Несмотря на то, что по некоторым экономическим показателям по объективным причинам результаты в 2020 году у нас были несколько хуже, чем в 2019 году, нам удалось не допустить массовых сокращений и удержать уровень безработицы на отметке 4,9 % – ниже среднереспубликанского показателя. Было создано более 20 тысяч новых рабочих мест.
Выросли реальные заработная плата и денежные доходы населения.
В экономику области вложено более 291 миллиарда тенге инвестиций, построено почти 609 тысяч квадратных метров жилья. Это меньше, чем в 2019 году, но взятые перед Правительством обязательства мы перевыполнили.
За год отремонтировано свыше 498 километров дорог, улиц и мостовых переходов. 97% населения обеспечены централизованным водоснабжением. Продолжились работы и по газификации. До конца текущего года уже 68,5% населения смогут потреблять газ.
На селе реализовано 27 проектов по реконструкции водопроводных и канализационных сетей, что повысило качество водообеспечения более 100 тысяч человек.
Проведены работы по обновлению 15 километров теплотрасс в Кызылорде, что снизило износ теплосетей с 42% до 39%.
Для сотен тысяч граждан повысилось качество жизни.
В Аральском районе в эксплуатацию введены цех и завод по глубокой переработке товарной рыбы, ГОК по обогащению кварцевых песков.
В этом году планируем реализовать еще 4 крупных индустриальных проекта на сумму 48,5 миллиарда тенге, что позволит создать более 500 рабочих мест, в том числе и производства, направленные на обеспечение продовольственными товарами – птицефабрику в Кармакшинском и производство сухого порошка из верблюжьего молока в Аральском районах. Кроме того, начнем строительство ГОКа на свинцово-цинковом месторождении Шалкия в Жанакорганском районе и завода по производству кальцинированной соды в Аральском.
Уже сейчас прорабатываем вопрос создания сопутствующих производств вокруг крупных заводов. К примеру, вокруг завода по производству кальцинированной соды, будем создавать производства по выпуску пищевой соды, моющих средств, растворителей.
За последние 5 лет доля агросектора в ВРП возросла до 4%. Это обусловлено высокими темпами роста инвестиций, объем которых только за последний год возрос более, чем в 2 раза. Планируем, что в этом году показатель будет еще выше. Уже сейчас ведется работа по 66 инвестпроектам более, чем на 53 миллиарда тенге.
Активно работаем с иностранными инвесторами. Так, с чехами прорабатываем вопрос реализации проекта по производству пива, напитков и соков, с монгольскими инвесторами – предприятия по переработке шкур и шерсти с дальнейшим экспортом продукции. Начата работа с китайскими бизнесменами по проекту производства целлюлозы из рисовой соломы.
К слову, экспорт сельхозпродукции в 2020 году вырос почти на 9%, причем 97% – это переработанная продукция. В 17 стран мира экспортировалось 11 видов сельхозпродукции.
Наши рисоводы вновь достигли высоких результатов, собрав более 550 тысяч тонн риса при средней урожайности 61,8 центнера с гектара.
Большое внимание мы уделяем современным системам орошения – аквагелям, капельному, дождевальному орошению.
Системная работа ведется и по развитию животноводства. Задача – повысить эффективность пастбищ, которые можно использовать для отгонного животноводства. Для этого поэтапно будем ремонтировать водные источники на неиспользуемых пастбищах. Так мы задействуем более 1,7 миллиона гектаров пастбищ.
В 2020 году мы разработали Региональную программу развития рыбного хозяйства до 2030 года, на реализацию которой будет направлено почти 29 миллиардов тенге. Это позволит в 111 раз увеличить объем товарной рыбы, в 2 раза – экспорт рыбной продукции. До 2030 года будут созданы 55 озернотоварных рыбоводств, 12 прудовых и 16 садковых хозяйств, 3 устройства закрытого водоснабжения.
В здравоохранении закрыт вопрос строительства центральных районных больниц. Теперь задача – решить вопрос с объектами первичной медикосоциальной помощи. До 2024 года планируем обновить 62 объекта, таким образом, закроем и этот вопрос.
Построено 12 новых спортивных объектов за счет бюджета. Кроме того, 5 проектов по строительству ФОКов на 60 секций реализовано в рамках ГЧП. Была также продолжена работа по ликвидации аварийных школ. В начале 2020 года у нас было таких 3. Одну уже ввели, еще 2 построим в этом году.
Казбек Ботаев: – Гульшара Наушаевна, как опытный государственный деятель, какие задачи Вы видите на более долгосрочный период?
– Эпоха углеводородов еще далеко не закончилась, зависимость экономики от нефти еще высока. Учитывая, что действующие месторождения истощены, мы работаем над разведкой новых месторождений.
Параллельно занимаемся обрабатывающей сферой, развитием предпринимательства и сельского хозяйства. Вот наиболее перспективные направления, которые я вижу.
Потенциал у нас большой. В целях привлечения инвестиций, в том числе и внешних, мы создали 2 группы. Группа, ответственная за привлечение внутренних инвестиций, работает над увеличением числа проектов, реализация которых предусматривается в рамках Карты экономического развития области с 265 до, как минимум, 400 проектов. Вторая группа – разрабатывает программу инвестиционных возможностей для привлечения в регион внешних инвестиций. На 2021 год мы поставили перед собой задачу как минимум в 2 раза увеличить объем привлеченных в экономику инвестиций.
У нас есть, где развернуться инициативным людям. Это подтвердил анализ, который мы делали, когда разрабатывали Карту экономического развития региона.
Поэтому, приглашаю к нам всех желающих. Учитывая возможности, предоставляемые госпрограммами, начать собственное дело не так сложно. А мы таких людей всегда поддержим!
Куат Шарабидинов: – Пандемия и карантин создали целый ряд проблем для предпринимателей. Как у вас помогали выжить бизнесу?
– От последствий пандемии больше всех пострадала сфера услуг. Но, иногда потери — это новые возможности. Когда закрываются одни двери, обязательно открываются другие. Мы начали работу с предпринимателями по перепрофилированию ресторанного бизнеса. Со второй половины 2020 года 15 ресторанов из 128 уже переориентировали свою деятельность на сферу производства.
Кроме того, в период ограничений порядка 54 тысяч предпринимателей получили налоговые льготы и более 8,5 тысячи освобождены от уплаты обязательного медицинского страхования.
9 тысяч торговых площадей по 147 крупным торговым объектам, 194 субъекта, арендующих госсобственность, – освобождены от арендных платежей.
Порядка 8 тысяч субъектов получили отсрочки и реструктуризацию по займам на сумму свыше 11 миллиардов тенге.
За последний год, благодаря реализации Дорожной карты бизнеса-2025, программ «Экономика простых вещей» и «Льготного кредитования» число действующих субъектов МСБ, увеличилось более, чем на 5%.
Только в рамках этих проектов на развитие бизнеса было направлено более 19 миллиардов тенге. Еще около 2 миллиардов тенге, на реализацию стартапов на селе направлено через региональный инвестиционный центр «Кызылорда».
Казбек Ботаев: – То есть стараетесь больше раздавать не рыбу, а все-таки удочки?
– Это задача государства. Хотя, и без раздачи рыбы, иногда, не обойтись. Но это должны быть разовые акции. Есть, конечно, определенные категории, которым государство будет помогать всегда – многодетные семьи, инвалиды и так далее. Все они имеют право на хороший стабильный доход. Поэтому мы стараемся делать упор на образовании, переобучении и микрокредитовании, чтобы любой мог начать свое дело.
Есть целый ряд госпрограмм, в рамках которых можно получить грант или кредит на открытие собственного дела. Мы, в первую очередь, ведем разъяснительную работу, по какой программе какую поддержку можно получить, при этом, если это требуется, обучаем или переобучаем.
Например, к занятию бизнесом мы стараемся привлечь многодетных матерей. Сегодня у нас по области около 28 тысяч многодетных семей. Цель – обеспечить их постоянным доходом.
Из 5011 человек, получивших по программе «Еңбек» гранты на реализацию бизнес-идей, 670 – это многодетные матери.
Куат Шарабидинов: – В 2020 году мы праздновали целый ряд историкокультурных дат – 1150-летие Абу Насыра Аль-Фараби, 750-летие Золотой Орды «Ұлық Ұлыс», 175-летие Абая Кунанбаева, 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
2021 год ознаменован для нашей страны большой датой – 30-летием со дня Независимости.
Земля Сыра – это край с великой историей, где в древности располагался один из центров цивилизации. Какой вклад в развитие страны вносит сегодня регион? И что дала Независимость лично Вам?
– Да, регион у нас с богатой историей. На нашей земле формировались и развивались культуры, создавались и распадались государства, именно наша земля является краем четырех столиц – Ширик-Рабат, Жанкент, Сыганак, Кызылорда.
Кроме того, наша земля – земля песен, сказаний, преданий! У нас до сих пор сохранилось традиционное искусство – жырау, жыршылар, термешелер.
На основе концепта Сыр-Елi мы углубляем наши знания, популяризируем казахскую культуру. Для этого на Youtube платформе были открыты специальные каналы «Сыр шаңырағы», «Сыр қоғамы», «Сыр бірлігі», «Сыр жастары», «Сыр спорты».
Через Сыр-Елi мы хотим показать особое место Кызылординской области в происхождении и развитии нашей страны, ведь Сыр-Елi является одной из ойкумен генезиса казахского этноса!
Еще великий Коркыт на духовночувственном уровне предсказал великое будущее нашей земле. Именно берега Сырдарьи он назвал «жер кіндігі» – «пуповиной земли». Именно здесь он ощутил удивительную связь с небом и Всевышним. А спустя более, чем 10 веков советские ученые выбрали для строительства космодрома нынешний Байконур — местность вблизи захоронения Коркыта. И не ошиблись. Байконур признан лучшим по расположению. Великий Коркыт был прав! К тому же, из 365 дней в году более 300 дней у нас солнечные. Отсюда и народ у нас такой жизнелюбивый, а регион дружественный. Я думаю это все взаимосвязано, поэтому наша земля взрастила множество талантливых людей, жырау, акынов, писателей, государственных деятелей, спортсменов.
Что лично мне дала Независимость? Прежде всего открылись новые горизонты, я смогла познакомиться с интересными людьми. Мне повезло работать с выдающимися личностями и, по-настоящему, великим человеком – Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, который является вечным символом нашей Независимости и стоит в одном ряду с такими лидерами как Джорж Вашингтон, Мустафа Кемаль Ататюрк, Шарль де Голль, Ли Куан Ю, Махатхир Мохамад.
Не уверена, что при другом раскладе, мне, простой казахской девчонке, родившейся далеко не в столице, удалось бы достичь таких высот. Хотя, конечно, со временами моего детства и юности у меня связано очень много теплых воспоминаний, как и у многих представителей моего поколения.
Как сказал Глава государства Касым-Жомарт Токаев: «Независимость – превыше всего!». Это наш и мой вечный девиз на пути построения «Мәңгілік ел».
Казбек Ботаев: – Резюмируя наше интервью, что бы Вы хотели сказать?
– Оглядываясь на путь, который мы прошли в 2020 году, можно утверждать, что он был очень непростой. Мы прошли через испытания, и не всё нам удалось воплотить в жизнь. Но и дал нам этот год немало. У нас было время заняться самообразованием, мы стали крепче духом, мы стали намного гуманнее, так как получили возможность больше времени проводить с семьями, с супругами, детьми. А это облагораживает, возвышает, раскрывает самые лучшие человеческие качества. Ярко проявились исконные черты нашего народа: взаимопомощь, милосердие, готовность вместе противостоять беде. Мы сплотились в единое целое!
Борьба с пандемией еще не окончена. Жизнь продолжается. Мы работаем, ставим цели и воплощаем их в реальность. Как гласит история человечества – в этом мире нет ничего невозможного!
Беседовали К. ШАРАБИДИНОВ, К. БОТАЕВ