Ежегодно в первое воскресенье августа в Казахстане отмечается День работников транспорта. Он имеет официальный статус и входит в перечень профессиональных праздников Республики Казахстан, утвержденный в 1998 году Указом Президента Республики. В этот день принято поздравлять работников транспортной системы: железнодорожников, авиаторов, машинистов и многих других. О том, как развивается транспортная отрасль региона корреспонденту «КВ» рассказал руководитель областного управления транспорта и автомобильных дорогМурат ТЛЕУМБЕТОВ.
– Мурат Жолкелдиевич, поздравляем с наступающим профессиональным праздником…
– В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране празднование нашего профессионального праздника пройдет в несколько ином формате. Мы обязательно поздравим наших ветеранов, передовиков с соблюдением всех санитарных норм. Отмечу, что причастных к этому празднику очень много, так как он объединяет представителей автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного транспорта. Водители, диспетчеры, кондукторы, контролёры, машинисты, проводники, летчики, технический персонал – вот лишь неполный список профессий, имеющих непосредственное отношение к празднику работников транспорта. Сегодня невозможно представить себе современное государство без четко организованной транспортно-логистической отрасли и инфраструктуры. Перевозка пассажиров, грузовые перевозки – без этого нельзя обеспечить жизнедеятельность промышленности, сельского хозяйства и других сфер экономики региона.
– Расскажите о том, как обстоят дела в вашей сфере? Ведь, не случайно автомагистрали и железные дороги именуют транспортными
артериями.
– Сфера транспортных перевозок в последние в регионе годы интенсивно развивается, есть позитивная динамика. Общая протяженность автомобильных дорог по области составляет порядка четырех тысяч километров, в их числе, автодороги республиканского, областного и районного значений. Выделяются средства на ремонт дорог, поэтому индикатор показателя «доля автомобильных дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии» составил порядка шестидесяти пяти процентов. Планируется довести этот показатель к 2025 году до 95 процентов (в 2020 году – до 70 процентов, в 2021-м – до 76,1 процента, в 2022-м – до 82 процентов, в 2023-м – до 88 процентов, в 2024-м – до 94 процентов).
Да, работы в плане ремонта дорог и инфраструктуры еще много. И она ведется систематически. Отметим, что объем денежных средств, направленных в текущем году на развитие автодорог по сравнению с прошлым годом больше почти в два раза. Деньги выделены в рамках программ «Развитие регионов», «Ауыл – ел бесігі», «Дорожная карта занятости»… Была утверждена региональная «Дорожная карта по развитию сети автомобильных дорог» на 2018-2020 годы. В ее рамках будет реализовано более ста проектов, 79 из них будут профинансированы из областного бюджета, остальные – из рес-публиканского. С 2020 года начнутся работы по реконструкции автомобильной дороги «Қызылорда – Жезқазған» протяженностью 412 километров.
В рамках проекта «Ауыл – ел бесігі» выделены средства на средний ремонт 15 улиц поселков Жалагаш и Жосалы. Ведется ремонт дорог республиканского и районного значения и в Жанакорганском районе. В текущем году выделены средства на капитальный ремонт автомобильной дороги «Келінтөбе – Қандоз – Көктөбе» протяженностью 47 километров. Был сделан капитальный ремонт и сдан в эксплуатацию участок дороги районного значения на автодороге «Самара – Шымкент – Шалқия». В общем, работа, порой невидимая глазу, ведется постоянно для удобства водителей и пассажиров.
Что касается транспортных перевозок, то на сегодняшний день функционирует 204 автобусных маршрута, соединяющих 212 населенных пунктов, поселков, сел, аулов области. Из них 71 маршрут городского назначения – соединяет Кызылорду и районы, 101 – сообщение между поселками и аулами, в самом городе курсирует 32 маршрута. Вместе с тем, есть автобусный маршрут сообщением «Қызылорда–Ташкент», и еще 13 автобусов выполняют регулярные рейсы в Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актобе, Сарыагаш, Жезказган, Туркестан. Также для удобства пассажиров открыты автобусные междугородные рейсы из Аральска, Казалы и Торетама в города Туркестан, Алматы и Шымкент. На этих рейсах ездят автобусы разной вместимости. Всего пассажиров обслуживает 1303 автобуса. 292 из них задействованы в перевозках между районами, 636 – междугороднего назначения. В планах на перспективу – обновление автобусного парка в соответствии с современными стандартами. С 2018 года на 12-15 процентов ежегодно обновляются автобусы междугороднего, межрайонного назначения. Скажу больше, налажено маршрутное сообщение социального значения и между малонаселенными и отдаленными поселками и аулами региона. Сообщение есть даже там, где качество дорог оставляет желать лучшего.
– Какие требования были предъявлены к транспорту во время карантина?
– Самые строгие. Периодически проводятся рейды совместно с транспортной инспекцией по Кызылординской области, местной полицейской службой. К примеру, по итогам проверки 21-24 июля были наложены адмштрафы на 4 перевозчиков пассажиров. Работа будет продолжена пока не улучшится эпидемиологическая ситуация в области.
– Как обстоят дела с автовокзалами в регионе? К примеру, много нареканий вызывает автовокзал Кызылорды.
– В области насчитывается 4 автовокзала и 8 автостанций, был создан автобусный парк. И с момента его создания есть немало достижений. К примеру, в 2014-2016 годы было закуплено при содействии СПК «Байконур» и Европейского банка реконструкции и развития 112 новых просторных автобусов. Все они задействованы на городских маршрутах. В 2020 году на приобретение еще 13 вместительных автобусов было выделено 487 миллионов тенге, ожидается, что они прибудут в область уже в сентябре. Автобусы будут доставлены в рамках договора с алматинской компанией «Sky Motors».
Помимо обновления автопарка, наше управление ведет активную работу и в сфере цифровизации. В частности, в рамках программы «Цифровой Казахстан» началась установка электронного билетирования в общественном транспорте. Проект реализуется в рамках ГЧП с ТОО «Alem Pay». В настоящее время такая система внедрена на 89 городских автобусах. То есть, в них установлены терминалы и валидаторы. Кондукторы и водители прошли специальное обучение. Конечно же, население также должно с пониманием отнестись к инновации, активнее пользоваться такими цифровыми технологиями. Это требование времени. Отмечу, что с сентября согласно решению городского маслихата на городских маршрутах будет введен дифференцированный тариф. В частности, при оплате наличными проезд будет стоить 120 тенге, а при электронном билетировании – 90. Конечно же, не все гладко, первое время введения системы показало, что перевозчики и пассажиры, не совсем готовы к ее внедрению. Поэтому надо менять свое сознание, учиться и привыкать к новому.
Да, нарекания по работе городского автовокзала среди кызылординцев есть. Несмотря на то, что автовокзал находится в частной собственности, мы все равно ведем работу по улучшению его деятельности. На автовокзале «Салтанат» обслуживаются автобусы, следующие из Кызылорды в Алматы, Жезказган, города Жамбылской, Южно-Казахстанской областей, в наши южные районы. Здесь есть кассы, созданы сравнительно цивилизованные условия. Правда, нет прежней рампы, а двор сузился настолько, что вмещает не более десятка-полутора автобусов. Еще одна стоянка автобусов дальнего следования расположилась в районе железнодорожного вокзала. И здесь условия вполне приемлемые – работают диспетчерская и касса. Отсюда автобусы следуют в Байконур, Аральский и Казалинский районы. Правда, здесь стоянка начиналась как стихийная. Да, конечно же, для того, чтобы навести порядок, нужен единый автовокзал, отвечающий всем современным требованиям. Над этим ведется работа, рассматриваются различные варианты земельного участка под строительство, при этом упор делается на механизм государственно-частного партнерства.
– Воздушная гавань региона. Что скажете о ней? Областному центру нужен современный терминал в аэропорту.
– В соответствии с постановлением Правительства РК от 24 октября 2014 года АО «Аэропорт Коркыт ата» приобрело статус международного аэропорта. На сегодня через аэропорт выполняется тридцать семь регулярных рейсов в неделю: в Нур-Султан – 21, Алматы – 14, Караганду – 2 рейса. Достигнута договоренность с компанией «Флай Арыстан» об открытии рейса в Атырау, полеты должны были начаться 15 июля, однако в связи с эпидситуацией временно приостановлены. Вместе с тем планируется возобновить рейсы сообщение «Қызылорда–Москва», которые будут действовать до конца осени.
Согласен, что области нужен современный терминал. И работа в этом направлении ведется. Здесь также рассматриваем различные варианты, в том числе с привлечением механизма государственно-частного партнерства. В период пандемии, когда необходимо делать упор на экономию средства, конечно, нельзя говорить о каких-то проектах с баснословными суммами.
Что касается железнодорожного транспорта, то протяженность магистральной железнодорожной сети по Кызылординской области составляет 1055 километров, имеется 8 железнодорожных вокзалов. Через область проходит 19 пассажирских поездов, из них 7 межгосударственного назначения (Кыргызстан, Россия, Узбекистан). Все железнодорожные перевозки осуществляются при строгом соблюдении санитарно-дезинфекционных норм.
Накануне праздника хочу поздравить коллег с их профессиональным праздником, пожелать здоровья, благополучия и процветания. В этот сложный период мы должны объединить усилия, чтобы пройти все трудности вместе и стать сильнее.
– Спасибо за беседу.
Беседовала София АЛДАМЖАРОВА