Если говорить о Кызылорде, то вряд ли можно обойти вниманием канал «Саркырама». Это главная магистральная водная артерия города, благодаря которой осуществляется полив скверов, парков, домов частного сектора большей части областного центра. В летнюю жару и зной «Саркырама», даря спасительную прохладу, давно стала излюбленным местом отдыха горожан. На скамеечках вдоль канала часто можно встретить седовласых аксакалов, неспешно ведущих беседы о жизни, здесь гуляют с детьми молодые мамы, а в тени развесистых кленов прячутся от любопытных взглядов влюбленные парочки.
Говорят, что «Саркырама» – ровесница Кызылорды, а по некоторым данным, даже старше, что канал был вырыт еще во времена кокандских ханов, которые построили здесь крепость «Ақмешіт». Три колодца с пресной водой, две мечети-медресе и около 50 саманных домишек, обнесенных крепостными стенами высотой около 11 метров, – так выглядела крепость «Ақмешіт», появившаяся на берегу Сырдарьи более двухсот лет тому назад. Вокруг был ров, залитый водами Сырдарьи и заросший густыми зарослями камыша и тамариска. Впрочем, именно эти природные преграды были надежной защитой крепости. По свидетельствам историков, здесь проживало около 400 человек мужского населения – кокандцы и казахи. Женщин и детей тогда в официальную перепись не включали.
В 1853 году крепость была взята русскими войсками во главе с генералом Василием Перовским и стала форпостом Российской империи. Территория начала разрастаться и активно застраиваться. Появилась начальная школа, заработали кирпичный завод, мельница, открывались ремесленные мастерские и торговые лавки. Так появился Перовск, центр Сырдарьинского уезда. В составленной российскими военными карте уже тогда значился канал под названием «Саркырама».
Новая веха в истории нашего города началась в 1925 году после того, как сюда была перенесена из Оренбурга столица Казахской АССР. Город был переименован в Кзыл-Орду, что буквально означало «Красная ставка». Понятно, что «красный» – цвет символики большевизма, а вот «орда» восходит к тюркскому языку и означало «становище», «резиденция».
Провинциальный городок на юго-западе страны никак не соответствовал требованиям столицы, отсутствовала хоть какая-то приемлемая инфраструктура. Работа по благоустройству новой столицы была возложена на Мухамеджана Тынышпаева, он же был назначен главным архитектором. Под его руководством в городе вместо старых глинобитных мазанок появились жилые дома и административные здания из кирпича. По некоторым архивным данным, тогда же для обеспечения города питьевой водой был спроектирован и построен канал «Саркырама». Строительство шло в неимоверно трудных условиях – из-за недостатка транспортной техники строительные материалы доставлялись на верблюдах, в качестве рабочей силы привлекались местные жители. Использовался тяжелый ручной труд, ни о какой механизации работ не было и речи. Таким был первый для республики опыт строительства новой столицы.
В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на личности М.Тынышпаева. Он был первым инженером-железнодорожником из казахов и принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве Туркестано-Сибирской магистрали. Многогранной и разносторонней была его деятельность. Блестящий ученый, он представлял интересы национальных меньшинств в Государственной Думе Российской империи II созыва, был членом Аграрной комиссии. Позднее в качестве видного представителя движения «Алаш» был избран первым премьер-министром провозглашенной алашординцами Туркестанской автономии.
Что касается канала «Саркырама», ясно одно – его история тесно переплетена с развитием и становлением Кызылорды, которую часто, учитывая её огромную роль и значение, справедливо величают «Матерью Алаша».
Жанна Балмаганбетова