В этом году железнодорожному вокзалу Кызылорды исполняется 119 лет. Для местных жителей он остается одной из главных достопримечательностей города.
В прошлом году большая работа проделана по его благоустройству. Обновлен фасад старого одноэтажного здания, заасфальтированы перрон и автостоянка. Также обновлен пешеходный мост через железную дорогу, реконструирован фонтан. Территорию вокзала украшает привокзальная площадь. В центре нее установлен памятник легендарному полководцу Жанкоже батыру. Скульптуру установили в октябре 2014 года в честь празднования 240-летия Жанкожи Нурмухамедулы. Высота скульптуры, не считая копья, – двенадцать метров. Ее авторы – наш земляк, известный скульптор, художник Амангельды Кененбаев и его алматинские коллеги Казбек Дулатов и Талгат Серикбаев. Композиция великого полководца в облике мужественного воина с копьем в руках верхом на коне отлита из бронзы и весит 5,3 тонны. Ее установили на шестиметровый постамент из гранита. Вдоль тропинок посажен газон, цветы и деревья. Здесь есть скамейки и установлены часы. Также здесь находится музей «Акмешит» — филиал областного историко-краеведческого музея, где собраны материалы об истории областного центра. Побывав в этом учреждении, можно узнать много интересного о том, как кызылординцы жили в прошлом. В музее есть экспонаты, документы, фотографии, рассказывающие об этапах становления Кызылорды. Здесь есть старинные фонари, керосиновая лампа, сумка для инструментов, макет старинного паровоза и другие экспонаты.
Старинные здания на привокзальной площади прекрасно дополняют архитектурный ансамбль областного центра. Ни в одном месте Кызылорды больше нет таких трогательных домиков «в русском, слободском стиле». Много лет основными обитателями здесь были путейцы. В этих домах до сих пор живут люди.
В 1900 году, когда в окрестностях низовий земли Сыра было малочисленное население, Николай II решил строить здесь железную дорогу. Событие это было прогрессивным — за железной дорогой было большое будущее. Создавались рабочие места, в том числе и для местного населения, завязывались новые торговые отношения. В том же году царь подписал указ о строительстве Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Инженеров Урсати и Вяземского назначили руководителями грандиозной стройки и выделили на эти цели 130 миллионов рублей. Строительство железной дороги началось одновременно с двух сторон, а соединились рельсы в крошечном на тот момент Казалинске. От Оренбурга до Казалинска тянули 946 верст, с юга от Ташкента — 790.
Вокзал был построен через пять лет в 1905 году из красного кирпича. По данным из личного архива известного краеведа-историка, ныне покойного профессора Мади Киреева, в кирпич этот добавляли рубленый конский волос для прочности. В то время это было самое модное и красивое здание в городе и занимало почти 600 квадратных метров. После сдачи в эксплуатацию вокзала рядом открылись паровозное и вагонное депо, возле которых построили административные здания, дома для железнодорожников, водокачку.
![Железнодорожному вокзалу Кызылорды — 119 лет 3 img 20240228 182004 1024x768 1](https://kzvesti.kz/wp-content/uploads/2024/03/img_20240228_182004-1024x768-1.jpg)
![Железнодорожному вокзалу Кызылорды — 119 лет 4 img 20240228 182051 1024x768 1](https://kzvesti.kz/wp-content/uploads/2024/03/img_20240228_182051-1024x768-1.jpg)
Теперь вокзал лишился своего исторического облика 1905 г. Были вазоны. Где они? Конечно чистенько. Но нет 1905 года. Рядовое здание с подсветкой. Вот именно обновлён, а не сохранён.