Закон об онлайн-платформах и рекламе: что должны знать пользователи соцсетей - «Кызылординские Вести»

Закон об онлайн-платформах и рекламе: что должны знать пользователи соцсетей

21.07.2023

705 0

d65cb61c3beb40278e623081f7d42ac3

Фото: pexels

Глава государства 10 июля подписал вызвавший большой резонанс в обществе закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», который впервые в Казахстане будет регулировать информацию, распространяемую в социальных сетях. О том, как это будет происходить, Zakon.kz рассказали специалисты.

За комментариями мы обратились в Центр судебной системы и правоохранительных органов Института парламентаризма.

Что регулирует закон

Закон регулирует сферу деятельности многочисленных онлайн-платформ, именуемых в обществе социальными сетями, которые функционируют на территории страны, а также производство, размещение и распространение онлайн-рекламы.

Вводятся такие новые для казахстанского законодательства понятия, как «онлайн-платформа», «онлайн-реклама», «пользователь онлайн-платформы», «ложная информация», «собственник онлайн-платформы», «контент на онлайн-платформе», «распространитель онлайн-рекламы» и ряд других.

Одним из важных новшеств закона является обязательство онлайн-платформ переводить свой интерфейс на казахский язык, а также предусматриваются вопросы защиты персональных данных, подачи жалоб пользователями, модерации контента на онлайн-платформах, права и обязанности пользователей соцсетей и инфлюенсеров (блогеров).

Отдельный блок закона регулирует вопросы онлайн-рекламы.

Как пояснили специалисты, понятия «онлайн-платформа» и «пользователь онлайн-платформы» уже были закреплены в законе «Об информатизации» в ноябре 2022 года, однако в новом законе понятие «онлайн-платформа» несколько изменено.

«С точки зрения обычного пользователя онлайн-платформ интерес, на наш взгляд, представляют такие новеллы закона, как «инфлюенсер (блогер)», «ложная информация» и «противоправный контент», права и обязанности пользователей, ответственность за размещение ложной информации на онлайн-платформе», – отметили юристы.

Под инфлюенсером (блогером) в законе понимается пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию в целях предпринимательства.

К таким блогерам закон причисляет только тех, кто зарегистрировался и предоставил свои персональные данные на онлайн-платформе, а также занимается предпринимательской деятельностью, то есть зарабатывает деньги, публикуя платные посты на онлайн-платформе.

Обязанность блогеров регистрироваться в качестве предпринимателей, а также идентифицировать и маркировать рекламу, размещаемую на своей странице, позволят государству отслеживать доходы блогеров и соответственно обязать их выплачивать налоги со своих заработках в соцсетях.

Ложная информация

Еще один важный вопрос – в законе дано определение ложной информации и противоправного контента, за распространение которого предусмотрена административная ответственность распространение, а также обязанность его удалять.

Для этого в Кодекс РК об административных правонарушениях было внесено дополнение в виде статьи 456-2 «Размещение, распространение ложной информации».

Она устанавливает административную ответственность за размещение и распространение ложной информации. Для пользователей соцсетей (как физических, так и юридических лиц) штраф составляет от 20 до 100 МРП (от 69 000 до 345 000 тенге), для блогеров – от 30 до 100 МРП.

Как отметили специалисты центра, административная ответственность за эти действия наступает, если они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. При этом в Уголовном кодексе остается статья 274, предусматривающая уголовную ответственность за распространение заведомо ложной информации.

«Отличие заключается в том, есть ли прямой умысел в действиях, то есть осознает ли пользователь соцсетей или блогер, что распространяемая им информация является ложной. Если он достоверно не знает о правдивости или ложности распространяемой информации, состава уголовного преступления в его действиях не будет», – пояснили специалисты.

К противоправному контенту закон относит следующее: призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, суицида, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, способствующие нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность страны, информация, раскрывающая государственные секреты, а также охраняемая законом тайна или запрещенная законами РК.

Читайте также: