В 2025 году исполняется 100 лет историческому событию, когда Кызылорда была объявлена столицей Казахстана. За это время здесь жили, воевали, трудились, растили детей люди, которые внесли большой вклад в становление нашего государства.
Во все времена в казахской степи воплощением чести и доблести, отваги и мужества, патриотизма и беззаветного служения своему народу были батыры. Ратные подвиги героев, отдавших свои жизни за свободу и независимость, хранятся в народной памяти и передаются от поколения к поколению. Они были не только воинами и полководцами, зачастую многие из них, стяжав славу непревзойденных ораторов, были известными биями и даже стояли во главе целых племен. Обладая высоким статусом, батыры пользовались особыми привилегиями. Они были народными любимцами, которым многое прощалось, и потому батыры могли открыто выражать свое мнение, не опасаясь гнева или немилости ханов и султанов. В степи, где все было открыто, как на ладони, право называться батыром нужно было заслужить. Титул батыра нельзя было купить за деньги, получить с помощью родственных связей или по наследству, как, например, у самураев или янычар. Только личная храбрость и геройские поступки, признанные народом, давали право называться батыром. Это могла быть победа над противником в поединке жекпе-жек или неоднократные смелые действия в первых рядах во время боя с врагами, захват большого количества пленных, удачный угон скота у противника или другие воинские подвиги.
Начнем с памятника легендарному полководцу Жанкоже батыру, установленному на привокзальной площади Кызылорды. Жанкожа батыр родился в 1774 году на территории, где сегодня расположен аульный округ Арыкбалык Казалинского района. В семье он был вторым из пятерых детей. Вся его родня напрямую связана с богатырской династией. Его мать Кызай – младшая сестра известного каракалпакского батыра Нуртая. Дед Жанкожи – Киикбай – был женат на Тажи – младшей сестре известного героя-военачальника Есета тархана из рода тама Младшего жуза. Киикбай был известным в Приаралье бием и батыром, одним из верных соратников Абулхаира хана. Отец Жанкожи Нурмухаммед также был прямым потомком батыра.
Лидером национально-освободительного движения казахов Приаралья гордятся все жители региона. Памятник народному батыру был установлен на привокзальной площади в октябре 2014 года в честь празднования 240-летия Жанкожи Нурмухамедулы. Высота скульптуры, не считая копья, – двенадцать метров. Ее авторы – наш земляк, известный скульптор, художник Амангельды Кененбаев и его алматинские коллеги Казбек Дулатов и Талгат Серикбаев. Композиция великого полководца в облике мужественного воина с копьем в руках верхом на коне отлита из бронзы и весит 5,3 тонны. Ее установили на шестиметровый постамент из гранита. Каждый житель области знает, что национально-освободительное движение под предводительством Жанкожи Нурмухамедулы в Кызылординской области стало одним из крупнейших в истории и сыграло немаловажную роль в становлении независимого Казахстана. Он возглавлял восстание сырдарьинских казахов против гнета Хивинского и Кокандского ханств в первой половине XIX века и колониальной политики России в 1856-1857 годах.
Жанкожа ушел в ополчение в юном возрасте. В сражении за хивинскую крепость на берегу Жанадарьи казахские джигиты нанесли сокрушительное поражение войску хивинского хана. Семнадцатилетний воин показал свою силу и мужество, убив в поединке Тыкы батыра.
Получивший признание Жанкожа стал одаренным воителем и полководцем. В 30-40-х годах XIX века он достиг серьезных побед: в 1835 году захватил и сжег хивинскую крепость Бабаджан на Сырдарье и укрепился на реке Куандарье. Воевал с Кокандом. Правители Созака жестоко обращались с простым народом, и тогда представители трех казахских жузов объявили сбор, где договорились освободить крепость. Осенью 1830 года Кенесары хан во главе полуторатысячного отряда и Жанкожа со своей сотней начали военные действия против кокандцев.
Жанкожа, отстаивая справедливость, был способен пренебречь собственной выгодой и безопасностью. Заступаясь за простой народ, он враждовал с баями своего аула. В этот период жизни он обладал не только богатырской силой, но и организаторскими способностями и мастерством военачальника.
Весной 1860 года Жанкожа батыр, мечтавший вернуться на родную землю, прибыл в местечко Коянбай и остановился на ночлег около гор Каратыма. После привала во время кочевки он хотел присоединиться к родным, однако враги застали его раньше. Бывший султан Елекей Касымов организовал на него покушение. Именно ему правительство поручило возглавить карательную экспедицию по окончательному уничтожению очага сопротивления. Когда аул был окружен, никто из казахских джигитов не решился напасть на его юрту, они чтили Жанкожу как святого. Надев кольчугу, видя, что сопротивление бесполезно, батыр, выйдя из юрты, поднялся на высокий камень и спокойно сел, направив лицо на запад. Пуля, направленная издалека, положила конец его жизни.
До последнего дыхания Жанкожа батыр не изменял своим принципам и выбранному пути – защищал родную землю, боролся за справедливость, охранял покой народа, искоренял воровство, боролся против насилия и бесчинства баев.