Фото: pixabay.com
В проекте Национального доклада к I-му Съезду педагогов «Качественное образование, доступное каждому» поднимается вопрос о необходимости реформирования национальной образовательной системы. В современных условиях возрастает потребность в людях, способных участвовать в решении глобальных проблем, выстраивать коммуникацию с представителями разных социальных групп, культур и национальностей, обладающих инициативностью, эмоциональной адаптивностью и устойчивостью, ответственностью и эмпатией. Будет меняться набор ключевых компетенций, таких как аналитическое мышление и инновативность, проактивный подход к образованию, комплексный характер решения проблем, критическое мышление и анализ, креативность, оригинальность.
Встает вопрос: как эти компетенции развивать у подрастающего поколения. С какого периода начать применять данный механизм. В концепции дается ответ на данный вопрос. Модель «образование–становление и развитие личности». Авторы концепции правильно отмечают необходимость образовательной программы на всех этапах от детского сада через школы до высшего и послевузовского образования. Во главе угла будет стоять развитие компетенции самостоятельного обучения, построения траектории развития в рамках непрерывной системы образования на протяжении всей жизни.
Перед высшими учебными заведениями стоит певроочередная цель изменение качества человеческого капитала. Трансформация всей системы высшего образования, подразумевает изменение содержание образовательной программы, средства и методики обучения, развитие цифровых компетенции, повышение квалификации всего профессорско-преподавательского состава. Конечной целью должно стать улучшение качества знаний молодежи страны, повышение результатов обучения, удовлетворенность общества выпускаемыми кадрами вуза.
В концепции справедливо отмечено, что вузы должны нести полную ответственность за признаваемость дипломов, сертификатов и свидетельств собственного образца, результаты сертификации своих выпускников. Решение данного вопроса требуется трансформаций вузовской системы. Вуз решает данный вопрос возможно при участий стейтхолдоров, работодателей, местных акиматов. Изменение содержания образовательных программ, ориентированного на запросы рынка труда и техническое переоснащение возможно при активном участий всех заинтересованных сторон. Для этого необходимо разработать механизм на законодательном уровне вовлечения местных акиматов, крупных предприятий, предприминателей по формирования человеческого капитала, с учётом развития инноваций, технологического прогресса и науки каждого региона. Работодатели должны быть заинтересованы в повышении квалификации работающих специалистов по новым навыкам и компетенциям и переподготовке кадров с учетом изменений своих производств, развития экономики региона. При тесном участий работодателей можно разработка и применение современных достижений науки и технологий, необходимых для подготовки квалифицированных кадров и конкурентоспособности региона.
Отсутствие четко системы стимулирования организации партнерства с вузами, приводит не заинтересованности вложении средств крупными предприятия в инфраструктуру вузов, трансферта технологий. В условиях перехода страны от простой модели экономики к сложной высокотехнологичной экономике, требует от студентов усвоение знаний на практике, развивать творческое мышление, командные навыки и способность решать сложные задачи. Формирование у студентов высокого уровня профессиональных навыков и компетенций зависит от качества получаемых знаний. Проводником знаний в вузах является ППС. Поэтому необходимо привлекать к преподавательской деятельности высококвалифицированный професско-предовательский состав.
Отсутствие досточных финансовых средств является сдерживающим фактором привлечения в вуз квалифированных специалистов, имеющих высокие научные достижения и большой приозводственный опыт. Практика показывает привлечение специалиста высокого уровня требует обеспечить их достойной заработной платы. В вуза периодически привлекаются квалифицированные производственики с большим опытом, а также ученые с конкретными научными результатами, но слаженная система процесса обучения полностью не выработана. Поэтому поднятые вопросы и пути их решения в национальном докладе наиболее актуальны.
В условиях конкуренции за обучающихся на рынке образовательных услуг НАО «Кызылординский университет имени Коркыт Ата» разработал программу развития на 2023-2029 годы, которая была рассмотрена и утверждена на заседании Совета директоров 1 сентября 2023 года., протокол 1.
Целью данной программы является Создание конкурентоспособного регионального университета, влияющего на формирование человеческого капитала и социально-экономическое развитие общества. Согласно Плану развития Кызылординской области до 2025 года в перспективе область должна стать центром притяжения для индустриального бизнеса и предпринимательства с высоким транзитным потенциалом. Программа развития НАО «Кызылординский университет имени Коркыт Ата» также ориентирована на развитие региона: на удовлетворение кадровых запросов, интеграцию науки и производства, интернационализацию высшего образования и повышение рейтинга университета на международной арене.
Стратегические направления деятельности Университета:
Инновационное обеспечение образовательной деятельности и интернационализация.
Развитие науки и международного сотрудничества.
Цифровизация и модернизация инфраструктуры.
Чувствуя социальную ответственность университет как центр формирования социальных инициатив и культурообразующих особенностей региона, ответственный за этическое, эстетическое развитие личности и здоровый образ жизни в обществе работает над выполнением индикаторов Программы развития. Имеются определенные успехи, но есть и проблемы, которые мы должны решать. Каждым структурным подразделением необходимо вести целенаправленную работу по реализации всех запланированных мероприятий внедрять инновационные методы, которые могут лучше соотвествовать требованиям современного мира.
Нурлан УРАЗБАЕВ,
Проректор по стратегическому развитию и финансам Кызылординского университета имени Коркыт ата, кандидат экономических наук, академический доцент