Система ОСМС нужна здравоохранению, но нужно помочь ее усовершенствовать - «Кызылординские Вести»

Система ОСМС нужна здравоохранению, но нужно помочь ее усовершенствовать

27.06.2023

528 0

ak zhol 2 14.06 e1687850157888

К такому мнению пришли участники круглого стола, проведенного фракцией демократической партии «Ак жол». В ходе встречи депутаты, представители медицинского сообщества и предприниматели обсудили вопросы системы ОСМС и ее дальнейшее развитие.

В своем выступлении Председатель Правления Фонда социального медицинского страхования Сабит Ахметов рассказал предысторию внедрения систему ОСМС, обозначил нынешнее положение дел и поделился планами, направленными на решение проблем и дальнейшее развитие системы.

При разработке ОСМС предполагалось, что оно позволит постепенно снизить нагрузку на госбюджет. Однако она, наоборот, увеличилась, поскольку общая ставка страхования 5% (из них 3% за счет работодателя и 2% за счет работников) не позволяет охватить большой объем видов медпомощи. О том, что запланированного снижения нагрузки на государство за счет солидарной ответственности граждан не состоялось, сообщали и Высшая аудиторская палата в своем отчете, и Агентство по стратегическому планированию и развитию. К слову, при внедрении ОСМС предусматривалось ежегодное увеличение ставок до 5% для работодателей, до 7% для государства и ИП. За рубежом общие ставки на медстраховку составляют 14-19%.

Более того, большой объем медуслуг, входящих в ГОБМП, не стимулирует население платить ОСМС. То есть в экстренных ситуациях люди знают, что в экстренных и неотложных ситуациях им окажут медпомощь, вплоть до проведения срочной операции. Этим и объясняется, что сегодня системой ОСМС не охвачено свыше 3 млн человек.

За 2022 год в виде взносов и отчислений на ОСМС поступило 1 трлн тенге, из них более 800 млрд тенге – взносы за льготные категории граждан, отчисления и взносы госорганизаций и квазигоссектора, то есть основным плательщиком в ОСМС является государство.

При этом с внедрением ОСМС объем финансирования системы здравоохранения увеличился в 2,5 раза – с 1 трлн до 2,5 трлн тенге.  В первую очередь внимание было уделено вопросов, где наблюдался дефицит финансирования. Так, объем финансирования высокотехнологичных медуслуг таких как кардио-, нейрохирургия, ЭКО, трансплантология увеличен в 3,5 раза, медреабилитации и консультативно-диагностической помощи в 12,5 раза. Значительно увеличилось количество поставщиков с частной формой собственности: из 1928 поставщиков 63% – частные клиники.

Выросло в 4 раза количество нозологий, по которым предусмотрено амбулаторное лекарственное обеспечение, – с 45 позиций до 126-и, финансирование этого направления увеличилось более чем в 2,5 раза.

Существенно увеличена средняя зарплата врачей (со 189 до 415 тыс. тенге) и среднего медперсонала (со 120 до 230 тыс. тенге).

Также глава Фонда остановился на проблемах. Он отметил отсутствие единой базы – медорганизации работают в разных информационных системам, не интегрированными между собой. Необходима оцифровка всех процессов, включая планирование, закуп медицинских услуг, проведение мониторинга и оплаты, персонифицированный учет движения денежных средств на виртуальных счетах пациентов. Также Сабит Ахметов отметил необходимость администрирования врачами двух пакетов – выбирая источники оплаты между ОСМС и ГОБМП. В этой связи необходимо объединение источников финансирования в единый пул, что позволит гибко управлять средствами и вести четкий учет.

Из текущих проблем было отмечено перепотребление выделенных объемов медпомощи (в основном, это касается организаций ПМСП, оказывающих консультативно-диагностические услуги). Поскольку бюджет ограничен, Фонд до полной оцифровки системы здравоохранения будет следить за соблюдением медорганизациями условий договора в части недопущения превышения ежемесячных объемов и планов финансирования. Что касается нарастания кредиторской задолженности у медорганизаций по ряду причин (в основном, у государственных), необходимо рассмотрение возможности дополнительного финансирования со стороны местных исполнительных органов, повышения тарифов, оптимизации расходов клиник и улучшения менеджмента внутри самих медорганизаций.

«Сегодня в обществе обсуждаются разные варианты развития системы ОСМС. В частности, в СМИ и социальных сетях граждане предлагают полностью отменить систему ОСМС. Некоторые эксперты медицинского сообщества предлагают децентрализовать финансирование – вернуть финансирование местным исполнительным органа, как это было раньше. Кто-то говорит, что нужно передать функции Фонда обратно Минздраву или частным страховым компаниям, которые будут администрировать деньги ОСМС. Хотелось бы отметить, что Фонд готов обсуждать все варианты. Главное, чтобы эти подходы и принятые решения были направлены на улучшение системы здравоохранения. Однако нужно понимать, что система ОСМС является новой, и ее запуск пришелся на период пандемии. Зарубежный опыт показывает, что требуются десятилетия, чтобы наладить систему обязательного медстрахования. Я же решил изучить ситуацию на местах и начал объезжать регионы. Ознакомился с работой медорганизаций Астаны, Костанайской, Павлодарской, Акмолинской, Карагандинской областей, причем посещаю как центральные областные и городские больницы, так и ЦРБ, районные поликлиники, сельские медпункты. И можно сделать вывод, что не все так плохо. Есть динамика роста, в том числе в части укомплектованности кадров, оснащенности современным оборудованием, в том числе КТ, МРТ, ангиографами. С внедрением ОСМС появилось много частных клиник, которые пришли на рынок с инвестициями и вливаниями в виде новых зданий, новых технологий, оборудований и обучением кадров, а также новыми подходами менеджмента», – поделился Сабит Ахметов.

Присутствовашие на встрече представители медицинского сообщества поделились своим видением проблем и предложениями по их совместному решению. Была отмечена необходимость актуализации НПА и доведения их до медицинских организаций регионального уровня, вопросов получения и сохранения пациентами статуса застрахованного, отнесения медицинских услуг к тому или иному пакету, оплаты стационарного лечения больных с несколькими травмами, совершенствования тарифообразования.

«До внедрения ОСМС было несколько моделей финансирования здравоохранения – через Комитет оплаты медуслуг, по смете, через региональные департаменты здравоохранения. Мы считаем, что отказаться от действующей модели финансирования будет ошибочным шагом. Нам нужно сохранить Фонд социального медицинского страхования и думать, как его развивать. Это ребенок, который только встает на ноги. А проблема недофинансирования была всегда», – отметил исполнительный директор Корпоративного фонда University Medical Center Каныбек Аширов.

Председатель демократической партии «Ак жол» Азат Перуашев в свою очередь отметил, что в системе здравоохранения много вопросов в принципе. Он поблагодарил представителей медицинских организаций и ассоциаций за уделенное время и неравнодушное отношение к ситуации.

«Мы надеемся, что новое руководство Фонда примет все сегодняшние замечания и пожелания к сведению и начнет вырабатывать решения. Хотел бы поблагодарить Сабита Мейрамовича за участие, причем он сам был инициатором такой встречи. Думаю, это хорошая практика, которую мы могли бы поддерживать и встречаться, скажем, раз в полгода. Сегодня состоялся диалог, на основании которого вы можете предпринимать программные действия», – подытожил Азат Перуашев. 

Читайте также: