Отсрочка платежей по кредитам и займам: кому и когда положена - «Кызылординские Вести»

Отсрочка платежей по кредитам и займам: кому и когда положена

14.09.2023

530 0

0dff58fe7f004563bf17bda6518c952f

Фото: ©Zakon.kz

Просрочка по кредиту может появиться практически у любого заёмщика, ведь никто не застрахован от временных финансовых трудностей. Это неприятно, но не так страшно, как кажется. С осени 2021 года банки и МФО обязаны идти навстречу заёмщикам и урегулировать просроченную задолженность с помощью реструктуризации или кредитных каникул. Кто может рассчитывать на послабление и на каких условиях, рассказал Арнур Еркенбаев, автор колонки на финансовом портале Zanimaem.kz.

Как действуют банки при просрочке

После вступления в силу нового закона банк или МФО, которые выдали заёмщику деньги, при появлении у него просрочки должны действовать так:

  1. Уведомить о задолженности не позднее 20 дней с момента её появления. Обычно это SMS, письмо на электронную почту и звонки на телефон.
  2. Связываясь с заёмщиком, кредитор не просто напоминает о задолженности, но и рассказывает о том, что клиент может обратиться для урегулирования просрочки.
  3. Банк или микрофинансовая компания не имеют права отказать заёмщику, который обратился добровольно с тем, чтобы урегулировать просрочку.

До введения закона заявления от заёмщиков на реструктуризацию просроченных кредитов и займов до зарплаты рассматривались очень долго – иногда больше 6 месяцев. Всё это время долг рос, а финансовое положение клиента только ухудшалось. К тому же, раньше должникам приходилось обращаться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, а теперь они могут подать заявление напрямую в МФО или банк.

Что делать заемщику

Что точно не стоит делать, так это игнорировать звонки и письма кредитора – если долг уже есть, «спрятаться» не получится. Вместо этого нужно:

  • обратиться в банк или МФО максимум в течение месяца после появления просрочки;
  • написать заявление, где указать, почему не получается выплатить долг;
  • все перечисленные в заявлении причины подтвердить документально – например, справкой о длительной болезни или копией трудовой книжки, где будет запись о сокращении штата сотрудников.

Банк или МФО должны дать ответ в течение 15 дней – это может быть согласие на реструктуризацию или отказ. При одобрении заявки кредитный договор меняется – послабления могут быть сделаны в виде:

  • уменьшения ставки;
  • продления срока;
  • снижения суммы ежемесячного платежа;
  • отсрочки платежа по всему долгу или только по начисленным процентам.

Законодательство не запрещает кредиторам прощать долги. Но это исключение из правил – мера применяется только к тем заёмщикам, которые достоверно подтвердят невозможность платить по кредиту или займу ни сейчас, ни в будущем.

Читайте также: