На заседании Правительства РК глава Министерства транспорта доложил Премьер-Министру Алихану Смаилову о развитии авиационной отрасли, сообщает пресс-служба Министерства транспорта РК.
По информации, представленной Маратом Карабаевым, за 11 месяцев т.г. казахстанскими авиакомпаниями перевезено 12,3 млн пассажиров, что на 23% больше, чем в аналогичный период прошлого года. При этом аэропорты обслужили 24 млн путешественников (+25%), в т.ч. аэропорты Алматы и Астаны — 9 млн (+34%) и 7 млн пассажиров (+26%). Также до 130 тыс. тонн (+16%) увеличился объемобработанных грузов в аэропортах.
Для удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки продолжается работа по модернизации инфраструктуры аэропортов. В следующем году будет завершено строительство новых пассажирских терминалов в Шымкенте, Кызылорде и Алматы. В результате их пропускная способность увеличится в 5-7 раз. В 2024 году начнется реконструкция взлетно-посадочной полосы в Астане и Павлодаре, перрона и рулежной полосы – в Балхаше.
В целях развития малой авиации за счет бюджетных средств модернизированы ВПП в аэропортах Балхаш, Урджар и Ушарал, где также построен новый аэровокзал. В ближайшие 2-3 года планируется обновить аэропорты Балхаш и Урджар, рассматривается вопрос строительства новых аэропортов Каркаралы, Улытау, Зайсан и Катон-Карагай.
В соответствии с планами по созданию мультимодальных центров в аэропортах страны ведется поиск частных инвесторов, обладающих необходимыми компетенциями и капиталом.
В рамках этой задачи поэтапно проводится реконструкция ВПП, заправочных комплексов, расширение пассажирского и грузового терминалов. Уже имеются планы по трем мегаполисам и Караганде, ведутся переговоры по передаче аэропортов Актобе, Туркестан и Кызылорда в доверительное управление крупным глобальным инвесторам.
«Для дальнейшего развития наземной инфраструктуры аэропортов и повышения транзитного потенциала страны будет принят ряд мер, в т.ч. направленных на повышение доступности авиаперевозок и пополнение парка воздушных судов. Все поставленные задачи перед отраслью будут выполнены планомерно. В результате количество пассажиров в ближайшие 6 лет увеличим, как минимум, в 2 раза, а объемы обработанного груза – в 8 раз», – заявил министр транспорта.
При этом, основные усилия будут сконцентрированы на 3 направлениях: обеспечении авиатопливом, модернизации спецтехники и оборудования, повышении безопасности полетов на прилегающей территории аэропортов.
В настоящее время дефицит авиатоплива составляет около 300 тыс. тонн в год. Для увеличения объема Минтранс нарастит импорт топлива. В целях исключения посреднических структур, влияющих на конечную стоимость керосина, прорабатывается вопрос прямых закупок у иностранных нефтеперерабатывающих заводов. Также принято решение о последовательном переходе на топливо JET A-1 с учетом возможностей и потребностей аэропортов.
Продолжает представлять угрозу развитию авиации незаконное распределение участков вблизи аэропортов. В текущем году министерством приняты законодательные изменения, исключающие появление новых объектов на территориях воздушных гаваней.
«В этой связи акиматам необходимо обратить особое внимание на недопущение незаконного строительства на территории вокруг аэропорта и принять меры по возврату государству ранее предоставленных земельных участков», – сказал М.Карабаев.
Также глава ведомства сообщил о мерах по преодолению дефицита кадров в авиации. Сейчас прорабатывается вопрос подготовки специалистов по стандартам Европейского агентства безопасности полетов EASA с привлечением стратегического партнера – Национальной школы гражданской авиации Франции.