Новые подходы к организации медицинской помощи продемонстрировали столичные поликлиники - «Кызылординские Вести»

Новые подходы к организации медицинской помощи продемонстрировали столичные поликлиники

07.08.2023

464 0

whatsapp image 2023 08 07 at 11.13.30 1

Будет ли дополнительное финансирование, повысят ли тарифы? Эти вопросы Фонду социального медицинского страхования задает сегодня почти каждая медорганизация, ссылаясь на нехватку ресурсов. Тем временем отдельные столичные поликлиники учатся эффективно управлять своими финансами в рамках выделенного бюджета, ищут способы оптимизировать расходы и высвобождают внутренние резервы для развития. Глава Фонда социального медицинского страхования Сабит Ахметов встретился с новаторам».

Председатель правления ФСМС Сабит Ахметов посетил столичные поликлиники №9 и №10 с целью обсуждения проблемных вопросов, в том числе связанных с финансированием медицинской помощи. Заодно ознакомился с их практической деятельностью и оценил организационный потенциал, назвав при этом «центрами лучших практик».

Неотложная помощь по месту жительства

С 2023 года поликлиники №№ 4, 9 и 10 являются участниками пилотного проекта по неотложной медицинской помощи, основная цель которого – разгрузить стационары и повысить доступность медпомощи для населения. На их базе созданы специальные отделения, куда в рабочее время прикрепленные граждане могут обратиться самостоятельно при обострении хронических заболеваний, острых воспалительных заболеваниях кожи и подкожной клетчатки, легких травмах, неглубоких ранах, ожогах 1-2 степени, ушибах, растяжениях, ссадинах, болевых синдромах, вызванных хроническим заболеванием, при укусах животных и насекомых, артериальной гипертензии (если нет осложненного криза) и даже за удалением инородных тел (если речь не идет о дыхательных путях или желудочно-кишечном тракте).

Статус застрахованного в таких ситуациях не нужен, так как вся экстренная медицинская помощь гарантирована государством и оказывается бесплатно. При необходимости пациенту будут проведены необходимые обследования и манипуляции, назначено амбулаторное лечение, либо его направят в круглосуточный стационар для дальнейшей госпитализации.

Также можно вызвать скорую на дом, позвонив по номеру «103». Если состояние не угрожает жизни и вызвано острым или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, на выезд направляется бригада 4 категории срочности, которая закреплена за поликлиниками.

Поскольку пилот запустили недавно, говорить о каких-то масштабных результатах пока рано. Но по словам главных врачей эффект все же есть. В отделение неотложной медицинской помощи поликлиники №9, которое открыли в мае, ежедневно обращается в среднем 50-55 пациентов, осуществляется до 10 выездов на дом. Поликлиника №10, где отделение заработало в январе, уже оказала помощь 2,4 тыс. пациентов. При этом свыше 97% приходится на самообращения. Четверть всех обращений приходится на детей, в половине случаев поводом стали травмы.

«Сотрудники этого отделения должны иметь достаточно высокую квалификацию и способность быстро принимать решения в критических ситуациях. Поэтому повышение уровня квалификации медицинских работников является для нас первоочередной задачей. Это значит, что в итоге мы получаем высококвалифицированный персонал», – подчеркнула главный врач поликлиники №10 Айгуль Касымова.

Скорую помощь – на аутсорс

В рамках пилота поликлиники апробируют еще одну модель работы – передав обслуживание 4 категории срочности на аутсорсинг скорой помощи. Во-первых, чтобы максимально оперативно реагировать на вызовы и не допускать опозданий, что считается нарушением и влечет за собой штрафные санкции. Во-вторых, чтобы оптимизировать свои расходы и высвободить средства. По словам главврача поликлиники №10, этот механизм является экономически выгодным, позволяя в разы сократить расходы на содержание автопарка и штата сотрудников.

«Мы получаем фиксированную оплату за каждого прикрепленного. Если население малочисленное, как у нас, то и сумма будет соответствующая. При этом мы несем большие расходы на содержание бригад и обслуживание машин. При аутсорсе такая необходимость отпадает и затраты минимальны. Мы просто платим скорой за фактически обслуженные вызовы. Какую-то часть мы забираем на себя, например, если это наш диспансерный пациент, оформляем как вызов врача на дом. Такие не отдаем их на аутсорс, сами обслуживаем», – дополнила Айгуль Касымова.

Обе поликлиники обслуживают от 80 до 90 тыс. прикрепленного населения. По правилам (вне пилота), передавать 4 категорию на аутсорсинг могут только медорганизации с населением менее 30 тыс. человек. Однако, как отметил глава Фонда медстрахования Сабит Ахметов, если эта модель окажется оправданной, эти правила можно было бы пересмотреть и позволить передавать обслуживание своего контингента и крупным медорганизациям. 

В поликлинике №9, в свою очередь, заметили, что количество вызовов зависит от сезона. Если весна-лето – благоприятный период, когда скорая справляется, а поликлиника может значительно сэкономить, то осенью и зимой нагрузка может вырасти. Поэтому делать выводы пока рано.  

Анализы съедают большую часть бюджета

Поликлиники проанализировали потребление медицинской помощи и пришли к выводу, что большую часть бюджета съедают лабораторные исследования. Были случаи, когда здоровые пациенты в две недели раз необоснованно сдавали одни и те же анализы. Есть еще и плановая госпитализация, для которой нужно пройти большой перечень обследований.

«Мы обследуем пациента, прописываем в выписке все результаты и выставляем на портал. А по истечении 10 дней – повторно все эти анализы, если пациент не был госпитализирован. И так может продолжаться в течение месяца-двух. При этом каждый стационар, особенно республиканского уровня, выставляет свой перечень обследований. Бывает даже, что на 2-3 листах. Если это все постоянно пересдавать, мы доставляем неудобства пациенту и теряем на этом деньги, которые могли бы пойти на медпомощь другому пациенту», – поделилась в ходе встречи с Сабитом Ахметовым руководитель службы охраны материнства и детства поликлиники №10 Дана Абельгазина.

То же самое по пациентам с онкологическими заболеваниями, получающим химиотерапию. Перед каждой плановой госпитализацией они проходят большой перечень обследований и консультаций – через каждый 21 день.

Фонду предлагают рассмотреть «гибкое управление»

Исходя из всех имеющихся проблем и вопросов, поликлиники предложили главе Фонда медстрахования рассмотреть вопрос о частичном фондодержании, предоставив предварительные расчеты. По их мнению, это даст финансовый стимул для специалистов первичной сети, снизит количество необоснованных направлений и в целом потребления консультативно-диагностических услуг, повысит доступность и усилит качество услуг первичного звена. И что самое главное, сам собой отпадет вопрос приписок. 

Фондодержание позволит поликлинике самостоятельно регулировать перемещение денег внутри, что сейчас им недоступно. В результате, стоит вопрос о перевыполнении или недоосвоении средств. Гибкое управление поможет направлять деньги туда, где они нужны и где есть результат. Во главу угла будут поставлены индикаторы, при выполнении которых врачи будут получать стимулирующие выплаты. Речь идет о снижении экстренной госпитализации и количества вызовов, об эффективной профилактике болезней, раннем выявлении онкологических больных, охвате беременных до 10 недель.

Сабит Ахметов отметил, что вопрос фондодержания требует дополнительной проработки, и пообещал собрать рабочую группу для рассмотрения этого вопроса.

Нужны поправочные коэффициенты

Также столичные поликлиники попросили главу Фонда медстрахования рассмотреть применение поправочных коэффициентов с учетом половозрастного состава прикрепленного населения, оснащенности материально-технической базы (включая тяжелую технику), площадей, которые необходимо содержать.

Помимо этого, они считают целесообразным отдельно выделять финансирование на молодежные центры здоровья и медицинское обслуживание школьников в организациях образования, либо предусмотреть поправочный коэффициент. К примеру, поликлиника №9 помимо своего населения сегодня обслуживает 16 школ, в большинстве из них учится не менее 2 тыс. школьников.

«До 1 мая у меня было 37 тыс. прикрепленных детей и 20,5 тыс. школьников в нагрузку. В общем мы обслуживаем 55 тыс. детей. Это население целой поликлиники, и очень затратно для нас. Тогда как на территории многих поликлиник школ нет. Складываются неравные условия», — прокомментировала Дана Абельгазина

По итогам обсуждения Сабит Ахметов поблагодарил поликлиники за проведенную работу и предложенные решения.

Читайте также: