Кызылординский областной историко-краеведческий музей Кызылорды – одно из старейших зданий города - «Кызылординские Вести»

Кызылординский областной историко-краеведческий музей Кызылорды – одно из старейших зданий города

11.04.2023

1065 0

музей

Кызылординский областной историко-краеведческий музей более чем с восьмидесятилетней историей – один из старейших в республике и одна из главных достопримечательностей Кызылординской области. Здесь хранится история, бесценное духовное наследие наших предков.

Как известно, 2021-й год был объявлен в нашей стране Годом 30-летия Независимости Казахстана. В рамках этой знаменательной даты, а также программы духовной модернизации «Рухани жаңғыру», статей «Семь граней Великой степи» и «Независимость дороже всего» прошли масштабные мероприятия. В целях пропаганды ювелирного искусства земли Сыра, ее традиций и обычаев была организована этнографическая выставка на тему «Зергерлік бұйымдар – ұлт жақұты» из ценных экспонатов, хранящихся в фонде областного музея. В библиотеке Первого Президента РК ко Дню космонавтики и к 60-летию первого полета человека в космос прошла международная выставка на тему «Адамға табын, Жер, енді! – Земля, поклонись Человеку!». На ней были представлены архивные документы и предметы, относящиеся к космодрому Байконур и космонавтам, а также ценные экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок. Кроме того, здесь можно было увидеть экспонаты из фонда Кызылординского областного историко-краеведческого музея. 18 мая – к Международному дню музеев была организована акция «Тәуелсіздіктің 30 жылдығына – 30 экспонат», парад экскурсий на тему «Үш онжылдық белес». В областной художественной галерее имени С.Айтбаева в рамках 130–летия дважды Героя Социалистического Труда, рисовода Ибрая Жакаева была организована историко-познавательная выставка на тему «Ақ күріштің атасы – Ыбырай». Юбилейная выставка также прошла в Жамбылской области в Мойынкумском районном музее имени Ж.Куанышбаева.

К 175-летию казахского поэта Жамбыла Жабаева в художественной галерее имени С.Айтбаева прошла историко-познавательная выставка на тему «Жүз жыл жырлаған жүрек» из фонда литературно-мемориального музея Жамбыла Жабаева Алматинской области. В целях пропаганды и поддержки творчества местных мастеров прикладного искусства и кисти были организованы мастер-классы, а также совместная с общественным фондом ремесел «Дәстүр» выставка-ярмарка на тему «Атадан қалған асыл мұра». Наряду с этим была представлена творческая выставка члена Союза художников Казахстана, обладателя медали «Человек года» Шакирбека Саменова и ремесленника, Почетного гражданина Сырдарьинского района Жанибека Маханбета. Среди музеев области был организован конкурс «Лучший научный сотрудник – 2021», победители и обладатели номинаций были награждены ценными подарками и денежными призами.

Научные сотрудники в постоянном поиске контактов, цель которых – проведение совместных выставок, публикаций, связей с отечественными международными научными институтами. За каждым научным сотрудником закреплена собственная тема исследования. Итоги работы, зафиксированные в виде письменных документальных материалов, фото-, кино-, видеодокументов, аудиозаписей сконцентрированы в архиве музея.

Научными сотрудниками на системной основе организуются научно-практические конференции. К примеру, в рамках 30-летия Независимости Казахстана в прошлом году в областном музее была организована республиканская онлайн-конференция «Алаш рухы және Тәуелсіздік», посвященная 155-летию А.Бокейханова. Состоялась открытая лекция-семинар выдающегося археолога Виктора Зайберта «Семь граней Великой степи: Ботайская культура». В связи с объявлением города Кокшетау культурной столицей Казахстана среди республиканских музеев были организованы онлайн-конференции на тему «Алаштың алып тұлғасы», посвященные Иманжусипу Кутпанулы. В 2021 году сотрудники музея приняли участие в международном полевом семинаре «Значение Великого Шелкового пути и караванных дорог Казахстана в процессе урбанизации», посвященном 75-летию Мадияра Елеуова, в I-м республиканском онлайн-форуме молодых музейных работников на тему «Музейные традиции, процессы и инновации», организованном Национальным музеем РК. В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий специалисты областного историко-краеведческого музея приняли участие и выступили с докладами в ходе телемоста между региональными музеями, организованного государственным историко-культурным музеем-заповедником «Бозок» Министерства культуры и спорта РК совместно с Национальным музеем РК.

В рамках изучения исторического наследия земли Сыра научные сотрудники также приняли участие в археологических научно-исследовательских экспедициях по средневековым и древним городищам Бабиш-мола, Жанкент, Сыганак, Кышкала. Совместно с сотрудниками филиалов районных музеев была организована «Чирик-Рабатская археологическая экспедиция-2021». К 1150-летию великого мыслителя, философа, музыканта Аль-Фараби наш музей организовал телеэкспедицию в Туркестанскую область на тему «По следам великого ученого».

Фонд музея – это большое и сложное хозяйство. Все экспонаты подразделяются на двенадцать классификаций, которые, в свою очередь, делятся по отраслям. Самая большая из них – сельскохозяйственная. Сюда входят экспонаты, рассказывающие о животноводстве, земледелии, рисоводах области. Особое место занимают материалы, посвященные ветеранам Великой Отечественной войны и Героям Социалистического труда, которые в послевоенное время принимали активное участие в становлении и развитии родного края. В ряду этнографических экспозиций особую ценность представляют изделия прикладного искусства. В первую очередь, это ювелирные изделия – казахские национальные «білезік» (браслеты), кольца, серьги, подвески. Это коллекции национальной одежды, изделия из войлока, предметы конского убранства и многое другое.

Фонд в последние годы пополнился ценными археологическими находками, обнаруженными при раскопках древнего городища Бабиш-мола, средневековых городищ Жанкент, Сыганак, Кышкала. Большая работа по пополнению фонда проведена в рамках телепроекта «Құнды жәдігер». Так, в ходе научно-исследовательских работ, посвященных известным историческим личностям Калкаю ишану Маралулы, Ер Сейтпенбету, Бухарбай батыру, Сердалы би Бекшорину, были найдены копия печати С.Бекшорина, а также ценные этнографические изделия (ортеке, серебряная расческа, камча, домбра, деревянная подушка, браслет и другие).

Работники музея проводят широкую пропагандистскую работу среди населения на предмет того, чтобы люди сдавали в дар музею редкие экспонаты и другие исторические материалы. Традиционной у нас стала акция «Дар музею», в ходе которой жители области сами приносят фотографии или личные вещи своих родственников, среди которых немало известных личностей. В фонде собраны уникальные материалы об известных жырау и жырши, акынах, кюйши, термеши Приаралья. Здесь есть домбра известных артистов областной филармонии Акмырзы Туякбаева и Алибека Байкенова, гармонь, домбра и чапан Нартая Бекежанова. В музее собрана уникальная коллекция сценических костюмов известных деятелей культуры и искусства – Розы Баглановой, Мадины Ералиевой и других. Есть научные работы ученого Шахмардана Есенова.

Очень важно не упустить так необходимые музею произведения или личные вещи известных людей – наших земляков, убедить их владельцев передать на хранение в наш музей. Так, сотрудники областного историко-краеведческого музея в 2021 году в ходе рабочей поездки в Алматы посетили дом поэта Шомишбая Сариева, где приняли от его супруги Жумакуль Сариевой книги поэта, фотографии, личные вещи, сувениры. Наш фонд также пополнился личными вещами и некоторыми работами известного казахстанского композитора, заслуженного деятеля РК Кенеса Дуйсекеева, казахского писателя Адама Мекебаева. Мы очень благодарны также сыну нашей выдающейся землячки, народной артистки Казахской ССР и СССР, Народного героя РК Розы Баглановой. Он предоставил нашему музею ряд личных вещей, которыми пользовалась всенародная любимица.

Специалисты областного историко-краеведческого музея являются авторами ряда проектов, которые получили достойную оценку на различных творческих состязаниях. Стоит напомнить, что в 2020 году в рамках программы «Рухани жаңғыру» на республиканском фестивале среди организаций и работников культуры «Рухани қазына-2020» в номинации «Лучший музейный онлайн-проект» победу присудили нашему музейному проекту «Асыл мұра». В числе новых проектов, направленных на широкую пропаганду историко-культурного наследия казахского народа, — «Радио музея», разработанный научно-исследовательским отделом «Археология и этнография». В нем представлены увлекательные материалы об истории, археологии и этнографии Приаралья. Можно многое узнать и об удивительной природе земли Сыра, ее растительном и животном мире, а также об истории ценных экспонатов, хранящихся в фонде музея. В рамках проекта были организованы  встречи с известными учеными, историками, археологами, акынами, жыршы и другими представителями культуры и искусства области.

Обновление экспозиций – это один из самых важных вопросов в деятельности музеев, которые порой требуют немедленного решения. Периодически в соответствии с современными требованиями и реалиями экспозиции музея подвергаются реконструкции. В этом плане наш музей приступил к масштабной работе по коренной трансформации экспозиций. К примеру, в рамках 100-летия легендарного подвига аральских рыбаков, отправивших 14 вагонов с рыбой голодающим жителям Поволжья и Приуралья, на средства из областного бюджета была проведена полная реэкспозиция «Музея рыбаков» в Аральском районе. Проведена частичная реэкспозиция Аральского городского исторического музея, мемориального музея Г.Муратбаева в Казалинском районе. Были полностью обновлены экспозиции музея «Акмешит», в экспозиционно-выставочных залах здесь были размещены ценные архивные документы 1920-1930-х годов из областного государственного архива. Наряду с этим оказана методическая помощь в реэкспозиции общественного музея «Салима ана» в рамках 85-летия Героя Социалистического Труда С.Жумабековой и общественного музея, открытого в средней школе №101 имени А.Муслимова. Частичные реэкспозиционные работы проведены в таких залах областного музея, как «Сакральный Казахстан и археология», «Социально-экономическое развитие низовий Сыра (ХV-ХХ вв.)», «Кызылординская область в годы II-й мировой войны», «Культура и искусство», «Кызылординская область за годы независимости», «Развитие социальной сферы Кызылординской области».

Один из залов Кызылординского областного историко-краеведческого музея посвящен археологии. Здесь собраны представляющие огромный интерес и непреходящую ценность материалы, дающие представление об истории региона, начиная с сакского периода. Среди предметов, найденных в ходе археологических раскопок, – амфоры, посуда, монеты, украшения, орудия труда, фрагменты фресок и другие предметы.

Все эти артефакты были добыты в результате исследовательских изысканий, проведенных археологами на местах древних поселений и городищ. Как правило, самая горячая пора для них – это весенне-летние месяцы. На несколько месяцев лишив себя благ цивилизации, в полевых условиях они занимаются раскопками на местах древних поселений и курганов, радуясь каждому осколку керамики, обломку кирпичика, или случайной монете, добытой в результате кропотливого труда.

Земля Приаралья, ставшая преемницей культуры древних племен и народностей, хранит в себе немало тайн и загадок. Здесь сосредоточена квинтэссенция самобытной культуры древних номадов – кочевников Великой евразийской степи. Именно здесь, на важнейшем «перекрестке» торговых и миграционных путей располагались места традиционных зимовок кочевых племен.

Чирик-Рабат

Городище Чирик-Рабат расположено в 300 километрах к юго-западу от Кызылорды у сухого русла Жанадарьи и представляет собой огромную древнюю крепость овальной формы, окруженную системой концентрических валов и рвов, внутри которой видна прямоугольная планировка более позднего периода. Изучение памятника имеет огромное значение для исследования эпохи сакского и огузского государств и даже позволило выделить отдельный термин в археологии под названием «Чирик-Рабатская культура». До недавнего времени было принято считать Чирик-Рабат сакской столицей, резиденцией царицы Томирис.

Еще в 60-х годах прошлого века памятник был исследован Хорезмской экспедицией под руководством Сергея Толстова. Тогда же было высказано предположение о том, что поселение являлось столицей саков-апасиаков, но в результате дальнейших исследований не было обнаружено монументальных зданий и жилых построек. Практически вся территория занята погребениями, а в центре найдено большое помещение, которое скорее всего было храмом, и постройка квадратного плана скорее всего ритуального назначения, где, вполне возможно, совершались религиозные обряды, связанные с погребением умерших. Все это позволило ученым высказать предположение, что Чирик-Рабат – это сакральный погребально-культовый центр, где саки позднего периода хоронили своих вождей и родовую знать.

Позже археологические исследования здесь велись ТОО «Антик» под руководством Жолдасбека Курманкулова. По мнению археологов, на ранней стадии своего существования Чирик-Рабат все же был городом – убежищем и резиденцией племенных вождей. Поселение имело огромное стратегическое значение, так как находилось на оживленном караванном пути, в месте соединения дельт Амударьи и Сырдарьи, как бы охраняя южную границу саков-апасиаков. Очевидно, этим и объясняется укрепление его многорядными оборонительными сооружениями. В окрестностях городища также была выявлена целая система искусственной ирригационной сети, берущей начало от основного русла Жанадарьи.

Среди находок, добытых в ходе археологических раскопок на городище Чирик-Рабат и переданных на хранение в областной музей, немало женских украшений: выполненные из золота ожерелье, серьги. Большой интерес представляют застежки, найденные в 2017 году экспедицией Ж.Курманкулова. Они выполнены в форме полумесяца или полусферы, есть и в виде ромба длиной около одного и диаметром 0,5 сантиметра, есть отверстия для нитей. Застежки не только служили для соединения деталей одежды, но еще и были украшением, на них изображены цветочные и космогонические узоры. Зооморфными узорами, присущими для чирик-рабатской культуры, украшена и найденная здесь ложка, вырезанная из кости животного. Края ее изогнуты, есть довольно длинная ручка.

Средневековый  Жанкент

Средневековый Жанкент, резиденция древних огузов, относится к IX-XI векам. Городище расположено на территории Казалинского района в полутора километрах от одноименного аула. По некоторым дошедшим до нас арабским источникам, Жанкент был известен как Карьят ал-Хадиса, или ал-Мадина ал-Джадида, в персидских письменах упоминается как Дих-и-Нау, а в тюркских письменах именовался как Янгикент, или Жанкент, что означает «новый город», «новое поселение».

С 2015 года археологические исследования на Жанкенте на основании договора с ГУ «Кызылординское областное учреждение по охране памятников истории и культуры» ведет научно-исследовательский центр «Археология и этнография» при университете имени Коркыта ата.

Обнаруженные здесь археологами следы древних ирригационных систем, разветвленная сеть канализации говорят о высоком развитии культуры и быта населявших эти места племен и народов. Города с мощными крепостными стенами и оборонительными сооружениями на старом русле Сырдарьи являются свидетельством того, что проживавшие здесь большие и малые народы имели тесные торговые, политические и экономические связи с соседним могущественным Хорезмом и странами Восточной Европы.

В ходе раскопок здесь находят обломки керамики и костей животных, чеканные монеты, предметы утвари.

О том, что огузы умели работать с различными металлами – золотом, серебром, владели техникой изготовления ювелирных изделий говорят украшения, пополнившие фонд областного музея. Научный сотрудник музея Гульжанар Оразалиева рассказала об экспонатах, найденных в ходе раскопок на городище Жанкент:

– Древние огузы были искусными мастерами по металлу. Среди экспонатов – крыловидная нашивка зооморфной формы, которая представляет фигурку в виде «распластанных стилизованных птичьих крыльев». Изделие выполнено с применением технологии отлива и штамповки из бронзы и не имеет прямых углов, края сглаженные, верхняя центральная часть и основание имеют округые очертания. С лицевой стороны по краю всего изделия, фиксируется буртик, имеющий небольшой уклон с внешнего фаса, вдоль буртика виден штампованный каплевидный орнамент. На изделии есть кольцевые крепления со сквозными отверстиями – одно в нижней части и три – в верхней части изделия. Расстояние между крыльями – 7 сантиметров, длина всего основания – 3,5 сантиметра, вес изделия – около 15 с половиной грамма.

Найдены также ременные пряжки разной формы. Ременная пряжка округлой формы изготовлена из бронзы с применением технологии штамповки и формовочного отлива. Крючок подвижный, имеет осевое сквозное крепление, выходит за пределы рамки с нахлестом. Крепление крючка представляет собой тонкий медный стержень, который пронизывает пряжку насквозь. Пряжка поясная прямоугольной формы также выполнена из бронзы с применением технологии формовочного отлива. Она состоит из рамки и приемника, разделенного между собой осевым креплением крючка. Крючок подвижный, имеет осевое сквозное крепление в основании, не выходит за пределы рамки.

Найденные в ходе раскопок на городище Жанкент асыки являются верным доказательством древнейшего происхождения игры в кости. Еще в эпоху огузов асыки служили одним из самых распространенных развлечений детей. Найденные здесь асыки (альчики) вылиты из бронзы и являются аналогом таранной кости мелкого рогатого скота. Размер 2,8х2х1,7 сантиметра, вес – 53,4 грамма. Изделие изготовлено искусно с соблюдением пропорций и естественных форм, остеологического аналога. Еще один асык также вылит из бронзы, но меньше по размеру и выполнен с соблюдением анатомического строения таранной кости мелкого рогатого скота.

Другой интересный артефакт – это колокольчик или бубенчик диаметром 2,6 сантиметра, изготовленный из бронзы. Трудно точно сказать, для чего его использовали жители Жанкента. По одной из версий, это одна из частей музыкальных инструментов, применяемых огузами во время проведения своих ритуальных обрядов. Колокольчик вполне могли привязывать к бубену, кобызу, дауылпазу, чтобы во время совершения обряда они издавали звуки. Например, такие инструменты, украшенные перьями филина и привязанными колокольчиками и бубенчиками, использовали во время своих камланий шаманы-баксы. Есть еще мнение, согласно которому колокольчик или бубенчик мог быть просто элементом женского украшения. Женщины кочевых племен украшали косы шаш-бау (монистами), которые при ходьбе издавали переливы, а также данный предмет мог быть дополнением к какому-нибудь ожерелью или застежке. А еще он мог применяться в качестве колокольчика, который вешали на шею животного. Его называли «гак» и обычно делали из бронзы, меди или железа. В нашем случае, колокольчик также выполнен из бронзы. В его верхней части имеется отверстие для того, чтобы в него вдевали нить или проволоку. Гак вешали на шею верблюжонка, молодого телка, которые могли потеряться. После того, как его введут в стадо, колокольчик с шеи животного снимали.

Судя по найденным находкам, археологи датируют Жанкент IX-XI веками, эпохой расцвета огузского государства. На раскопках были найдены обожженные печи – тандыры, в стенах – два захоронения, обнаружены также хумы – крупные керамические сосуды для зерна и прочего, кости собак крупной породы, верблюжьи кости, медные изделия, большое блюдо.

Культура оседлых скотоводов, рыболовов и земледельцев восточного берега Аральского моря в первом тысячелетии нашей эры составила основное ядро тюрков-огузов, живших на этой территории в эпоху раннего средневековья. Затем они были вытеснены кипчакскими племенами и впоследствии переселились на территории нынешнего Азербайджана, Турции, сыграв позже значительную роль в образовании Сельджукской империи. Степи Восточного Приаралья хранят в себе еще много тайн и загадок. Их дальнейшее изучение и исследование – задача ученых и археологов. Но уже сейчас бесспорно одно. Кызылординский регион обладает большим туристическим потенциалом и надо приложить все усилия для того, чтобы сделать его привлекательным для посещения туристов со всего мира.

3 5

Читайте также: