Инклюзивное образование и его значение в обществе  постсоветского пространства - «Кызылординские Вести»

Инклюзивное образование и его значение в обществе  постсоветского пространства

04.05.2023

754 0

e5657304c46b4650bb108d3881551bef

Фото: freepik

Президент Казахстана  Касым-Жомарт Токаев отметил, что в стране растет количество детей с особыми образовательными потребностями, и все действующие нормы по функционированию подобных учебных организаций устарели. Он поручил обновить нормативы в этой сфере с учетом специфики регионов и современных стандартов. В поправках были учтены необходимые изменения. Так, например, теперь закон предусматривает ответственность со стороны руководителей школ, в которых не созданы условия для детей с особыми потребностями. Главная цель нововведений – обеспечить образованием всех детей без дискриминации. Также в законе уточняется порядок приема в детсады и школы детей с ограниченными возможностями. Образовательные организации, обучающие детей с особыми потребностями, должны адаптировать образовательные программы в соответствии с их потребностями и возможностями. Кроме того, в законе предусмотрено создание службы психолого-педагогического сопровождения. Включены нормы, обеспечивающие гибкость учебных программ в зависимости от особенностей развития обучающегося.

В настоящее время в  Республике Казахстан разработана определенная нормативно-правовая база, регулирующая на государственном уровне необходимые условия включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс, в соответствии с которыми в дошкольных и школьных организациях, осуществляющих совместное обучение детей с нормальными и  нраушенным   развитием, создаются соответствующие условия («безбарьерная среда», материально-техническое оснащение, коррекционные и реабилитационные  мероприятия и др.).   Что подразумевает инклюзивное образование? Инклюзивное образование — (фр. «inklusif» — ‘включающее в себя’) — совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями. То есть инклюзивное образование предполагает равные права и возможности для удовлетворения всех нужд и потребностей детей в образовании независимо от состояния их здоровья. 

В казахстанских детских садах и школах активно внедряют успешные зарубежные практики по развитию инклюзивного образования. Так, всего несколько лет назад, в учебных заведениях, где обучают также и детей с особыми потребностями, появилась должность тьютора, другими словами, личный наставник особенного воспитанника. И если раньше помощь в образовании детям с особыми потребностями оказывали волонтеры или родители, сейчас всю необходимую поддержку ребенку оказывает специальный куратор. На сегодня только в школах регионов работает более 850 таких педагогов-ассистентов. Цель инклюзивного образования заключается в развитии системы, которая направлена на детей и признающую, что все дети — индивидумы с разными потребностями в обучении. Особенность инклюзивного образования выражается в разработке подхода к преподаванию и обучению, позволяющий проявить гибкость при различных потребностей в обучении. В случае, если в результате изменений преподавание и обучение станут более эффективными, что и вносит инклюзивное образование, то от этого выиграют все дети (и не только дети с особыми потребностями). Процесс обучения в общеобразовательной школе, среди нормально развивающихся сверстников, даст ребенку с особыми образовательными потребностями ощущать себя обычным, таким же, как его одноклассники и друзья. У общества нет права лишать детей с ОВЗ развивать свои способности, таланты, получать образование и, что не мало важное — иметь среду общения с нормальными детьми. Некоторые не понимают, зачем нужно обучать детей с патологиями и без них вместе, если для тех, у кого не все хорошо со здоровьем, построены специальные заведения. Основной целью, которой подчинены и принципы инклюзивного образования детей, и методы, и образовательные программы инклюзии, является достижение определенного общественного статуса всеми детьми, утверждение каждым членом группы своей значимости в социуме. Последнее больше относится к «особенным» детям, но инклюзия положительно влияет  и некоторые  не  понимают, зачем нужно обучать детей с патологиями и без них вместе, если для тех, у кого не все хорошо со здоровьем, построены специальные заведения. Основной целью, которой подчинены и принципы инклюзивного образования детей, и методы, и образовательные программы инклюзии, является достижение определенного общественного статуса всеми детьми, утверждение каждым членом группы своей значимости в социуме. Последнее больше относится к «особенным» детям, но инклюзия положительно влияет и на «обычных» учеников. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было заложено в трудах выдающегося отечественного учёного Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребёнок, обучаясь в школе интернатного типа, изолирован от нормально развивающихся сверстников, семьи, общества в целом. Л.С. Выготский подчёркивал, что необходимо «разбить» стены специальной школы, обеспечить культурно-историческое развитие особого ребёнка, создать условия для его «врастания» в социум.

Жадыра Жумабекова,

преподаватель дошкольного отделения

Кызылординского педагогического высшего колледжа им М.Маметовой

Читайте также: