Кызылорда по историческим меркам город молодой. Ну что такое для истории каких-то 200 лет с хвостиком? Однако для нас, его жителей, это внушительный срок. Два века прошло с того времени, когда образовался наш город. Сменяя названия, уклад жизни, он обрел современный лик. Но история, которая была, все же не стерлась, и кое что сохранилось до нашего времени. К примеру, одно из старейших зданий – православный храм казанской иконы Божией Матери.
По данным из Фонда государственного архива Москвы, строительство его началось в 1890 году и шло 6 лет. До этого времени служба в Перовске шла в походной церкви, отстроенной в 1855 году. Первым священником был Лев Гороховский, который проводил службы, крестил младенцев, венчал. Перовск к тому времени разрастался, и поэтому возникла необходимость в большой церкви. К тому же, в 1863 году на месте этой была возведена новая церковь, но простояла она всего пять лет. Во время наводнения ее размыло.
Поэтому было принято решение отстроить новый храм –уже с фундаментом и из жженого кирпича. Деньги на эти цели выделены были из царской казны. Строительство продолжалось шесть лет, и освящение обители состоялось 6 декабря 1896 года. Посвятили новую обитель иконе Свято-Казанской Божьей Матери, одной из наиболее почитаемой верующими святой.
Девять колоколов украшали этот храм. Самый большой из них весил 136 пудов, это более двух тонн. С того времени до наших дней чудом сохранился лишь один — на нем написан год отлития -1888-й. Но он лопнул, поэтому звонить в него уже невозможно. Остальные колокола были отданы большевиками на переплавку.
С приходом в Перовск Советской власти храм казанской иконы Божией Матери действовал еще лет пятнадцать. В середине 1930-х годов его отобрали у верующих и отдали под общежитие депортированным в наши края из Дальнего Востока корейцам. В 1954 году здесь открыли краеведческий музей. И только в 1990 году храм вернули верующим. С этого времени начался отсчет новой жизни Божьего дома. В разграбленном храме не было колоколов, вместо них использовали кислородные баллоны. Понятно, что звон их лишь напоминал звон настоящих колоколов. В подвалах в куче мусора валялись разодранные старинные иконы, молитвенники. В таком виде растерзанный храм принял своих прихожан. С тех пор церковь только прихорашивали «косметическим» ремонтом, который на свои деньги проводили верующие.
В 1997 году сотрудники «Главболгарстроя», действовавшего в то время в Кызылорде, провели здесь капитальный ремонт. Большую поддержку в тот год оказал городской акимат. Много лет служит здесь иерей Виталий. В храме свой хор, действует детская воскресная школа. Имелось здесь множество церковных книг, сохранились старинные иконы, которых, по словам иерея Виталия, нет ни в одном храме Казахстана.
Сегодня наш православный храм – одно из старейших и красивейших по своему архитектурному ансамблю зданий Кызылорды. В 2003 году установили здесь семь колоколов – подарок от Всемирного фонда поддержки «Френк». Умельцы, отлившие их по секретному специальному сплаву, который держится в тайне, ярославские мастера братья Шуваловы-продолжатели знаменитой на весь мир династии. Перезвон этих колоколов сегодня радует кызылординцев, как и то, что возродился храм из пепла и является немым свидетелем истории нашего края.
В конце XIX века на средства бухарца Айтбая Балтабаева была построена мечеть. Ее название до сих пор — мечеть Айтбая. Кирпичи для нее были глиняные, но в них добавляли рубленый конский волос и заставляли табуны коней месить эту глину. Это по тем временам считался метод для прочности. Мечеть была около Сырдарьи, которая протекала вдоль города. У Сырдарьи были разбиты военные лагеря. Там жили военные. Горожане приходили смотреть, как живут военные в этих лагерях. Это было своего рода развлечение.
Еще перовцы любили ходить в городской сад. Там они вели задушевные беседы, сидели в тени деревьев. На побережье находилась крепость, там была тюрьма и санитарный пропускник. После войны в здании мечети располагались сначала медресе, кинотеатр, затем школа-интернат. В 1970-81 годы – ковровый цех. Только с обретением независимости Казахстана мечеть обрела свой статус.
Есть еще железнодорожный вокзал. Его история тоже интересна. В апреле 1900 года было подписано решение о возведении Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Руководителями стройки были назначены инженеры Урсати и Вяземский, на все работы им была отпущена сумма в сто тридцать миллионов рублей. Работы шли одновременно в двух направлениях –из Оренбурга и Ташкента, и соединение было в Казалинске. 946 верст до Казалинска тянули от Оренбурга, а с юга, от Ташкента, путь до стыка составил 790 верст.
Вокзал Перовска был введен в эксплуатацию в 1905 году. Шикарное по тем временам здание было сложено из красного кирпича, перекрытия использовались деревянные, а кровлю покрыли жестью. В 1905 году в Перовске дома из жженого кирпича могли себе позволить разве что купцы и крупные чиновники, их и было-то считанные единицы. Огромная территория почти в шестьсот квадратных метров стала впоследствии ареной для нешуточных революционных баталий. Тем более, что первые революционеры края были железнодорожниками. До семнадцатого года они работали в подполье, а после в здании вокзала стали устраивать митинги. Все материалы о революции и революционерах Перовска, которые местные краеведы смогли разыскать, разместили еще в советское время в музее Селиверстова (назван он по фамилии героя). Здание для музея выделило управление железной дороги.
Еще один крошечный музей стоит буквально на привокзальной площади. Это музей Ак-Мечети. Фактически это филиал областного историко-краеведческого музея, где создан типичный интерьер зажиточных домов «старого города» и собраны материалы по истории областного центра. Не знаем, кому пришла в голову идея выделить в отдельный музей часть экспонатов, но оказались убитыми два зайца. Создан музей города, сохранилось здание из красного кирпича времен первой городской застройки, которое стыдно было бы утратить.
Хотелось бы, конечно, чтобы в будущем остались для обозрения потомков и хотя бы несколько домов улиц Привокзальных. Их две. По разные стороны вокзала. Много лет основными обитателями здесь были путейцы. Важны эти постройки не столько исторически, сколько в архитектурном плане. Ни в одном месте Кызылорды больше нет таких трогательных домиков «в русском, слободском стиле», как грибы-опята на пеньке собранных в общие дворы на минимальном пространстве. Один из них в дальнейшем тоже мог бы избежать сноса. А музей в нем разместить можно какой угодно. К примеру, музей символов. Одних гербов, знамен и жетонов в регионе можно откопать десятки. Герб Перовска, к примеру, когда-то украшал здание вокзала.
В 2001 году руководством национальной компании «Казахстан темир жолы» было принято решение о проведении капитального ремонта здания вокзала станции Кызылорда. Жителями города это решение было воспринято двояко. С одной стороны вокзал – памятник истории и архитектуры, внесенный в специальный реестр. Как бы чего не утратить при большом ремонте. С другой стороны – вокзал функционирует как профильное учреждение. Тем не менее, в 2002 году на ремонт были выделены средства, заключены договора с подрядчиками и, как говорится, процесс пошел.
К удовольствию горожан наш вокзал остался прежним, полностью изменен только интерьер помещений здания. Привокзальная площадь, правда, была реконструирована и стала шире, удобней и привлекательней. Привокзальная площадь рядом с ним стоят малые архитектурные формы — вазы в стиле ампир, глядя на которые вспоминаются кадры из фильма «Зимний вечер в Гаграх». На привокзальной площади находится музей «Акмешит» — филиал областного историко-краеведческого музея. Здесь собраны материалы об истории областного центра. Побывав в нем можно узнать много интересного о том, как кызылординцы жили в прошлом. В музее есть экспонаты, документы, фотографии, рассказывающие об этапах становления Кызылорды. Здесь есть старинные фонари, керосиновая лампа, сумка для инструментов, макет старинного паровоза и другие экспонаты. Старинные здания на привокзальной площади прекрасно дополняют архитектурный ансамбль областного центра. Есть тут и дома, построенные в 1900 году. В этих домах до сих пор живут люди.