Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан приказом от 13 ноября 2020 года № 17-ОД утверждено Положение о Совете по выявлению и устранению барьеров входа на товарные рынки Агентства.
Совет по выявлению и устранению барьеров входа на товарные рынки — это открытые площадки, где бизнес поднимает проблемные вопросы развития конкуренции на товарных рынках. А таких рынков в Казахстане более пяти тысяч. В состав Советов по барьерам включены эксперты из различных сфер и отраслей – по 12 человек в каждом регионе. Председатель Совета строго представитель бизнес-сообщества.
Совет по выявлению и устранению барьеров входа на товарные рынки Агентства создан для выявления и устранения административных, экономических и иных барьеров, и формирования конкурентной рыночной экономики. При этом Совет по барьерам является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Агентстве и его территориальных департаментах.
Задачами Совета по барьерам являются:
- сокращение барьеров входа на товарные рынки, инструментов административного, ценового регулирования;
- снижение чрезмерного регулирования и (или) вмешательства государства, в том числе ограничения доступа к «ключевым мощностям», искажения ценообразования и избирательного покровительства (фаворитизма);
- снижение уровня концентрации товарных рынков, увеличение числа конкурентных рынков за счет сокращения естественных монополий;
- сокращение доли субъектов рынка с государственным участием и повышение эффективности управления экономическими активами государства;
- развитие малого и среднего бизнеса и увеличение его вклада в экономику страны;
- продвижение биржевой торговли и внедрение прозрачных механизмов ценообразования;
- обеспечение прозрачности и равного доступа к закупкам государственных органов и субъектов рынка с государственным участием, увеличение доли закупок у частного бизнеса (малого и среднего предпринимательства).
Совет по барьерам в Кызылординской области рассмотрел в ноябре-декабре 2020 года – 3, в 2021 году – 16, в 2022 году – 7, в 2023 году – 2, в 2024 году – 16 проблемных вопросов бизнеса. Итого на сегодня рассмотрено 44 проблемных вопросов, часть из которых членами Совета была признана барьерами входа на рынки и направлена в Агентство для дальнейшего изучения и последующего устранения, если барьер был регионального уровня, то проводилась работа с местными исполнительными органами для их устранения.
По рекомендации Совета по Кызылординской области на республиканском и местном уровнях были устранены 9 барьеров, а также 5 – включены в Республиканскую карту барьеров для ведения работы по их дальнейшему устранению. Это барьеры в основном в сфере перевозки пассажиров, квазигосударственного сектора, государственных закупок и других сфер.
При этом, хотелось бы заметить, что на сегодня в Республиканскую карту по барьерам включены 26 барьеров, присутствующие на товарных рынках по республике. Это барьеры в таких сферах, как здравоохранение, ветеринария, субсидирование, электроэнергии, налоговых ставок, экологии, недропользования, дошкольного образования, ограничения доступа к государственным программам, при проведения внешней оценки качества, при осуществления работ производства экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержания автомобильных дорог, при оказании услуг, связанных с содержанием, обеспечением, подготовкой и участием спортсменов по видам спорта в спортивных мероприятиях, приобретаемых в области физической культуры и спорта, при получении земельных участков и другие.
На сегодня Агентством ведутся работы по устранению барьеров по вышеизложенным сферам. Так, 2 барьера рекомендованные Советом по Кызылординской области, которые защитили перед Республиканскими членами Совета по барьерам, включены в Республиканскую карту барьеров и по ним ведется работа по их устранению.
К примеру, в 2020 году был рассмотрен барьер в сфере перевозки пассажиров общественным транспортом, где акимат проводил конкурс по организации городских пассажирских перевозок общественным транспортом одним лотом, что вело к ограничению конкуренции на данном рынке.
На основании рекомендации Совета Департаментом было вынесено предписание в отношении МИО об устранении ограничения конкуренции при проведении конкурса путем разделения одного лота на несколько лот. Во исполнение данного предписания конкурс был проведен с разделением на несколько лот, где приняли участие и частные компании. Тем самым, были устранены ограничения конкуренции на данном рынке.
Еще пример. В области сжиженный нефтяной газ поставляется автогазовозами с производственных объектов производителей СНГ. Поэтому требование по наличию договора перевалки для владельцев автогазозаправочных станций является нормой, создающей административный барьер. Кроме того, у владельцев автогазозаправочных станций не имеются в собственности газонополнительных станций. В то же время собственники газонаполнительных станций, видя в владельцах автогазозаправочных станций конкурентов, не предоставляют им договора хранения (перевалки).
В связи с чем, предлагалось внести изменения и дополнения в Правило формирования плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан.
Так, в данную норму были внесены изменения и на сегодня уже не выставляются вышеуказанные требования субъектам рынка.
Также, проведена работа на рынке стоматологических услуг. Управление экономики и финансов Кызылординской области в целях открытия стоматологических кабинетов в школах, расположенных в городе Кызылорде путем конкурса, передавало свободные кабинеты в школах в аренду частным предпринимателям.
При этом частный предприниматель несмотря на наличие стоматологической лицензии, не оказывая стоматологические услуги, передавал в субаренду стоматологические кабинеты в школах КГП на ПХВ «Центральная городская поликлиника». Таким образом, государственное предприятие в обход правилам заходило на конкурентный рынок.
В целях установления запрета по передаче помещений под открытие стоматологических кабинетов в школах в субаренду государственным предприятиям в Республиканской карте барьеров предусмотрено мероприятие по внесению дополнения в Правила передачи государственного имущества в аренду.
Так, приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 августа 2023 года № 156, внесены изменения в Правилах, субарендатором определены физические и негосударственные юридические лица, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
Также, в 2024 году устранены барьеры, установленные при проведении мониторинга видов деятельности государственными колледжами, где колледжами осуществлялась деятельность, которая не была предусмотрена в их Уставах и соответственно не было получено согласие антимонопольного органа на его осуществление, которое могло бы привести к ограничению конкуренции (это такие виды деятельности, как реализация мяса, овощей, услуги СТО, аренда, услуги транспорта, услуги швейной мастерской и др.). На основании рекомендации Совета были вынесены Предписания в отношении данных государственных колледжей, которыми были устранены нарушения путем приостановления всех деятельности, на которые не были получены согласия.
Кроме того, Советом очень много было вынесено предложении по внесению изменений и дополнений в нормативно правовые акты, где имеются нормы, которые могут создавать препятствия для развития конкуренции на определенном рынке.
Тем самым, данный Совет дает возможность бизнес-структурам в устранении проблемы, создающий его деятельности барьер либо препятствие для развития его бизнеса.
В связи с этим, в случае присутствия в предпринимательской среде барьеров либо препятствий для входа в определенный товарный рынок, члены Совета по барьерам, в том числе Департамент приглашают бизнес-структуры на площадку Совета для решения этих проблем.
Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
по Кызылординской области