Фото: Кирилл ДЕНИСОВ, Нурболат НУРЖАУБАЙ
Первые фоторепортажи на страницах «КВ» появились почти двадцать лет назад. В 2003 году под рубрикой «Пером и фотокамерой» наш коллега Игорь Титенок одним из первых в стране в красках начал показывать и продолжает по сей день жизнь родного города, строящиеся микрорайоны, мосты, развязки, достопримечательности и красоты нашего края… И вот, спустя без малого два десятилетия на страницы нашей газеты эта рубрика возвращается серией фоторепортажей о районных центрах нашей области и Кызылорде. Вооружившись современной фототехникой, о которой тогда можно было только мечтать, мы сперва отправились в самый северный район — Аральский.
Когда мы подъезжали к Аралкуму — населенному пункту, расположенному в пятидесяти километрах от районного центра было около семи утра.
Уже в это раннее время дня здесь стояли продавцы копченой рыбы, носков и поясов из верблюжьей шерсти. Эта продукция, наравне с поваренной солью АО «Аралтуз» — визитная карточка Аральского района, поэтому мы решили остановиться и сделать фотографию. Так началось наше небольшое, но полное ярких впечатлений путешествие по аральской земле.
После небольшой остановки у въезда в Аральск и облета квадрокоптером близлежащих окрестностей, именуемых «Новый аул», двигаемся в центр города. Настоящие морские суда в периметре города сейчас не увидишь, разве что в музее, а вот «кораблей» пустыни, гордо шагающих по новому асфальту здесь предостаточно.
Недалеко от памятника Айдарбек батыру, который тоже попал в объективы наших фотоаппаратов, установлен маяк. Он, конечно, не настоящий, но местные жители, глядя на эту достопримечательность вспоминают о своих предках, славных рыболовецких артелях, которые в свое время поставляли рыбу всему Советскому Союзу и даже в другие государства.
Аральск разделен на две части железной дорогой, пересечь которую можно только через один переезд.
Здесь организовано кольцевое движение вокруг часов, основание которых выполнено, на взгляд авторов, в форме якоря.
Так как строительство современного путепровода задерживается по ряду причин, на железнодорожном переезде автомобильные пробки — явление очень частое, но еще чаще здесь можно увидеть нарушителей, которые не желая двигаться в потоке выезжают на встречную полосу движения. Именно нарушители на внедорожнике японского производства и «Вазовской» легковушке привлекли наш взор. А ведь по ту сторону рельс может стоять карета «скорой» помощи, которая и так опаздывает из-за движения локомотива…
Кстати, о поездах. Железнодорожный вокзал в Аральске 1905 года постройки.
Стоит отметить, что исторический памятник сохранился, можно сказать, в первозданном виде.
На привокзальной площади на постаменте, в центре которого расположен якорь, установлен белый парусник — дань памяти рыбакам, уходившим в море за рекордными уловами.
Центральная площадь в Аральске огромная.
Вокруг нее расположены акимат, здание районных филиала партии «Nur Otan», прокуратуры и другие административные объекты.
Любимым местом для фотосессий остается большая надпись «I Love Aral».
Слева от нее расположены аллеи площади «Тағзым», которая была сдана в эксплуатацию в 2005 году. В торжественной церемонии ее открытия участвовал Лидер нации Нурсултан Назарбаев.
Всего на фронт из Аральского района были призваны около двенадцати тысяч человек, еще 25 тысяч – трудились в тылу на эвакуированных предприятиях, приближая Великую Победу.
Автомобильное движение в Аральске очень плотное.
Это стало понятно, когда мы остановились запечатлеть на камеру городской дом культуры имени З. Шукурова.
Отсюда отправляемся в сторону Аллеи государственных символов РК.
Аллея госсимволов в Аральске — это целый комплекс сооружений, который включает в себя сам момнумент с флагштоком, стадион рядом с ним и детские площадки.
Словом, здесь созданы все условия для комфортного отдыха горожан. Через дорогу расположен знаменитый дом-музей литератора Абдижамиля Нурпеисова.
По этой же улице стоят два десятка новых домов, построенных для жильцов двухэтажки, частично обрушившейся в 2018 году.
По пути в музей истории рыболовства делаем несколько остановок. Взор привлекают памятники Кыз-Жибек, Актан, Жанкожа батырам и Жетес би. Расположены они у здания районного Дома культуры.
У одной из средних школ видим монумент жертвам Чернобыльской АЭС, Семипалатинского ядерного полигона и Афганской войны. Примечательно, что изгородь здесь из саксаула высотой два-три метра.
Кроны этого пустырного кустарника широкие и радуют прохожих тенью в жаркий зной не хуже тополей и клена.
Музей истории рыболовства открыт в Аральске в 2013 году. Экспозиция посвящена рыбацкой славе и возрождению рыбной промышленности Арала. Более 500 предметов выставлены в стенах старого купеческого дома и на борту корабля «Лев Берг».
Это судно теперь уже на вечной стоянке. Экспонаты отражают как прошлое, так и настоящее рыболовства. В числе раритетов различные снасти, которыми пользовались местные рыбаки, инструменты и предметы быта. Музей расположен на самом дне моря, которое когда-то подходило к Аральску.
Раньше на этом месте плескались волны, а сейчас на спортплощадках резвятся дети, а буквально в ста пятидесяти метрах навечно застыли портовые краны, похожие на чудовища из фантастических фильмов. Может быть, когда вернется море, на их месте будет новый порт и суда будут входить в гавань, как в прежние времена.
Рядом с музеем расположена четырехзвездочная гостиница «Aral». В районных центрах таких мы еще не встречали.
Минуя ее ранним утром, мы направляемся в сторону международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Время семь часов утра. За сутки Аральск влюбил нас в себя и видимо не хотел отпускать.
Сотни коров двигались по дороге, не давая нам проехать. Впереди нас ждал еще один прекрасный день в поисках интересных локаций для фотографий, но уже в Казалинском районе. Об этом в нашем следующем фоторепортаже…
Кирилл ДЕНИСОВ