Стройка века на Сырдарье — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

Стройка века на Сырдарье

21.11.2020

236 0

В рамках реализации второй фазы глобального экологического проекта “Регулирование русла Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» в октябре началась реконструкция Кызылординского гидроузла. Он не ремонтировался с момента его сдачи в эксплуатацию в 1956 году, и его состояние было оценено как аварийное. С 2015 года по плотине запрещено движение всех видов транспорта.

Общая стоимость проекта – 3,2 миллиарда тенге. Реконструкция займет несколько лет. Технические работы сложные, но у Казахстана есть опыт строительства и ремонта таких крупных водных объектов. Основное предназначение гидроузла – регулирование водопотока по реке, а также снабжение водой 110 тысяч гектаров инженерно-спланированных земель и 250 тысяч гектаров сенокосных угодий и пастбищ в Кызылорде, Сырдарьинском, Жалагашском и Кармакшинском районах. Если гидроузел не будет отремонтирован, то ущерб хозяйствующим субъектам будет колоссальным. Есть риск возникновения опасности для жизни более 300-тысячному населению областного центра. Также это грозит затоплением 38 населенных пунктов области, расположенных в нижнем течении реки. Поэтому проект был включен в Комплексный план социально-экономического развития Кызылординской области на 2019-2022 годы. В 2020 году за счет собственных средств РГП «Казводхоз» разработало проект, на который получено положительное заключение государственной экспертизы.

Казалось бы, что может быть интересного в этом комплексе сооружений? Но с его строительством связаны интересные факты из истории нашего города. Все сведения хранятся в музее воды, который был создан еще в 2002 году на базе предприятия «Кызылординский гидроузел». Инициатор его создания – ныне покойный заслуженный инженер-гидротехник Мадельхан Налибаев. После окончания Ташкентского института ирригации в 1955 году он приехал работать на строившийся в то время на Сырдарье гидроузел. Значение строительства плотины для экономического и политического развития края трудно переоценить. Достаточно упомянуть, что в тяжелое послевоенное время правительство СССР уделяло максимум внимания водохозяйственной стройке в сердце Азии, снабжая лучшими инженерными кадрами, стройматериалами, денежными средствами.

Гидроузел возводили с 1945 по 1956 годы. Когда завершилось его строительство, М.Налибаеву пришла идея сохранить документы и фотографии глобальной по тем временам стройки. С этого и началось его собирательство. Более сорока лет он по крупицам собирал бесценные материалы о создании оросительной системы всего южного региона Казахстана, выписывал специальную литературу. Сейчас в музее воды хранится много редчайших документов и фотографий, представляющих историческую ценность. М.Налибаеву удалось найти подлинники документов первых изысканий, проводившихся в регионе в 1908 году в целях устройства водохранилищ в бассейне Сырдарьи. Они были опубликованы в 1915 году в специальной брошюре, экземпляр которой также хранится в музее.

В музее воды сохранились дневники Алексея Киселева, который проработал на этом важнейшем объекте с первого и до последнего дня возведения. Прошедший путь от рядового инженера ПТО до начальника строительного управления, после он принял участие и в строительстве Казалинского гидротехнического сооружения. Вот что написано в его дневниках: «Началось все, как это бывает, с «бумажки», решения Союзного правительства: «Во исполнение пункта 23 постановления СНК СССР № 1525 от 31 октября 1944 года организовать с 1 января следующего года в городе Кзыл-Орде управление по строительству Кзыл-Ординской плотины под названием «Кзылордаплотинстрой» с подчинением его непосредственно Наркомату водного хозяйства». Несмотря на то, что шла война, в феврале 1945 года управление было организовано. Не было тогда ни материалов, ни рабочей силы, тем более – строительного оборудования, но правительство торопило – стране нужны были продукты питания. Наша аграрная область могла развиваться, а значит, обеспечивать голодающий после войны народ продукцией сельского хозяйства только за счет расширения посевных площадей риса и широкого обводнения пастбищ. Водозабор на Сырдарье оставлял желать лучшего. Если бы не построили плотину, уровень воды в каналах, подающих на поля воду, зависел бы от природного фактора – горизонта воды в реке. Говоря проще: есть вода в реке, есть она в каналах, на полях. До пуска плотины было обычным делом, когда воды в реке было то в избытке, то совсем мало. Поэтому рис в те годы давал разные урожаи.

Не было в год открытия большой стройки в Кзыл-Орде рабочих-строителей, стройматериалов, механизмы тоже взять было неоткуда. Вспомнили о народном методе – асаре. Все районы области отправили в город молодежь, для которой открыли строительные училища. Городские подростки и дети колхозников оказались способными учениками, и вскоре ребята возводили временное жилье для рабочих – землянки и бараки из сырцового кирпича, гаражи и ремонтно-механические мастерские. Построили небольшой кирпичный завод, на котором первое время из-за полного отсутствия механического оборудования заготовку глины, формовку и обжиг вели вручную.

В 1946 году правительство СССР приняло решение использовать на строительстве гидроузла 1200 пленных японцев. В первый же год они отстроили лагерь, состоявший из десяти бараков, баню, столовые, склады. Но главной их нагрузкой были земляные работы. На устройстве отводящего русла в лютые зимние морозы 1946-1947 годов военнопленные вручную, перенося грунт корзинами, извлекли 60 тысяч кубометров земли!

В 1947 году вышло постановление правительства об оказании помощи стройке. Сюда пригнали около ста автомобилей, в основном трофейных, привезли также мотовозы, передвижные электростанции и дизель-генератор. Наладились поставки цемента и леса. Одновременно развернулось и строительство жилого поселка. В конце 1947 года новоселы заселились в четыре 12-квартирных и пять 8-квартирных домов. На плотине в это время рыли котлован под сооружение. Кзыл-Ординская экскаваторная станция состояла тогда лишь из двух экскаваторов. В том же году была проложена гравийная дорога от Кзыл-Орды к поселку строителей протяженностью в десять километров, а в конце года по железнодорожной ветке «12 разъезд – гидроузел» длиной в семь километров был подан первый вагон, в котором доставили дизель-генератор «Фултон».

Новый 1948 год был ознаменован другими событиями. В марте на рытье котлована под плотину был доставлен экскаватор «Воткинец», объем ковша которого составлял один кубический метр, а месячная норма – 20-75 тонн. Разработка котлована вначале велась только до грунтовых вод, то есть на глубину 3-3,5 метра, с дальнейшей погрузкой земли на бортовые машины, которые затем разгружали вручную. Только к концу года стройка получила первые самосвалы. Темпы работ намного выросли. Набирало ускорение жилищное строительство. В поселок провели водопровод с временным водозабором из реки. До этих пор водоснабжение велось весьма прозаично – путем подвоза воды в цистернах.

Росло и население поселка. В начале 1948 года здесь насчитывалось уже свыше 25 тысяч жителей. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР он был назван Тас-Бугет с отнесением к категории поселков городского типа. К тому времени здесь уже в третий раз сменилось руководство стройки. Конец же года строители гидросооружения завершали неплохими показателями. План работ был перевыполнен. В 1949 году из-за отсутствия водоотливного оборудования и электроэнергии строительство плотины было на грани консервации. Тем не менее, продолжалось строительство поселка Тас-Бугет, в том числе и здания электростанции на три агрегата и правобережной дамбы. В середине лета стройка пополнилась рабочими из спецпереселенцев, начали поступать тракторы, экскаваторы отечественного производства. И, судя по отчетам, несмотря на практическую консервацию главного объекта, план работ 1949 года строители выполнили почти на 200 процентов.

В 1950 году было введено в строй здание электростанции, смонтирован двигатель «Фултон». Однако на стройке по-прежнему нет электроэнергии. Причина – отсутствие трансформаторного хозяйства и резервных двигателей. Основной упор делается на возведение оградительных дамб на отводящем и подводящем руслах. Для ускорения их разработки ввели плавучие земснаряды с высокой производительностью. Объем всех выполненных земляных работ в 1950 году составил свыше миллиона кубометров.

В 1951 году продолжаются работы по рытью котлована плотины и организации поверхностного водоотлива, привод которого осуществляли два трактора, что позволило углубиться на три, а местами даже на четыре метра. Стройка получила дизель-генератор отечественного производства мощностью 400 кВт. Однако не было трансформаторной подстанции и другого второстепенного оборудования для распределительного устройства сооружения. В тот год было закончено строительство оградительных дамб, начаты работы по вводу большого бетонного хозяйства. Проектная мощность бетонного завода достигла 40 тысяч кубометров в год. Попутно монтировались установки по обогащению гравия и песка. Железнодорожная ветвь протянулась до гравийных бункеров и механизированного цементного склада. Пополнился пятнадцатью самосвалами, другой техникой автотракторный парк. План выполненных земляных работ составил 1,5 миллиона кубометров.

1952 год. Продолжаются работы по рытью котлована плотины, подводящего и отводящего русел, на которых используются земснаряды для водоотлива. К середине года была готова часть котлована до проектных отметок, и началась забивка шпунта. Впервые в практике страны применили вибропогружатели, которые были изготовлены силами рабочих местных мехмастерских. В тот год стройка наконец получила дополнительно оборудование электростанции и в сентябре – дизель-электростанцию мощностью 1200 кВт. Сразу после ее пуска начали работать водопонизительные установки, и земляные работы на котловане пошли более споро. К концу года почти весь котлован был закончен, что позволило строителям более спокойными темпами вести остальные работы. В сентябре 1952 года были уложены первые кубометры бетона в отдельные блоки правобережного регулятора.

1953 год. Запущен бетонный завод, многие процессы которого были механизированы. За год в основание плотины строители гидросооружения уложили свыше 22-х тысяч кубометров бетона. Развернулись также большие работы по укреплению дна, откосов подводящего русла. Использовался камень, который строители получали со своего карьера, открытого в 20 километрах от станции Яны-Курган. В 1953 году в Ташкенте был организован Всесоюзный трест «Средазгипрострой», в ведение которого было передано строительство Кзыл-Ординской плотины. Запомнился этот год резким увеличением техники на стройке. Строители получили 75 самосвалов «МАЗ» и около ста автомашин других марок. В декабре во время ледостава на Сырдарье образовались сильные заторы, в результате чего река в некоторых местах вышла из берегов, затопила часть города, а затем – отводящее русло гидроузла и котлован плотины. Частично затопленным оказался и Тас-Бугет. Через котлован и отводящее русло пошел поток воды силой до 90 кубометров в секунду. Пришлось проводить аварийные мероприятия, чтобы хоть как-то ограничить попадание воды в строящийся котлован и затем вести его очистку ото льда, ила и воды.

1954 год. Продолжаются работы по укладке бетона в «тело» плотины, возводятся «быки» и стены сооружения. Темп работ резко упал: сказывается нехватка рабочих высокой квалификации, лесоматериалов. В середине лета стройка переходит в ведение Минводхоза Казахской ССР. А к концу года начинают поступать первые партии механического оборудования плотины: затворы, закладные части и прочее. В сентябре вновь снято руководство объекта. Правительством принято специальное решение об ускорении темпов строительства Кзыл-Ординского гидроузла и освоения на его базе новых земель под посевы риса. Разрешено было вести дополнительную вербовку рабочих по всем областям республики. Срочно стали строить общежития, дома из сборных конструкций. К концу года число рабочих на стройке увеличилось с 400 до 1000 человек.

1955 год. Проводятся работы по монтажу мостов и мостиков, подкрановых балок, ведется сбор оборудования. В завершающей стадии земляные работы на отводящем и подводящем руслах.

1956 год стал последним годом строительства гидроузла. К июню были закончены бетонные работы, смонтированы затворы и гидроподъемное устройство. 5 июня приемная комиссия разрешила произвести затопление котлована и начать рабочее испытание затворов. Неисправности, выявленные в ходе испытаний, строители устранили к 23 июня. И именно в этот день – 23 июня 1956 года – осуществлен пропуск воды по новому руслу и Кзыл-Ординскому гидроузлу.

Плотина (как показали дальнейшие события, в том числе и последние половодья) и все ее сложное оборудование работают исключительно надежно. Единственный день, когда произошли «накладки» в ее эксплуатации – 31 июля 1956 года. Тогда началось перекрытие старого русла Сырдарьи и направление всего водного потока по новому руслу. Проект предусматривал перекрытие русла реки «банкетным» способом – с понтонного моста камнем. Однако понтонного моста большой грузоподъемности в области не было. Тогда инженерно-технический персонал плотины принял самостоятельное решение – перекрыть русло «пионерным» способом, используя при этом доступные местные материалы – хворост, землю. Это превзошло все ожидания. Перекрытие Сырдарьи было успешно завершено, причем с большой экономией средств и материалов. Что интересно, в дальнейшей практике этот способ перекрытия речных потоков стал основным при строительстве подобных гидросооружений на реках.

 Подготовила Мира Жакибаева

Читайте также: