Эксперты и экономисты рассказали, стоит ли казахстанцам «бросаться» за товарами со скидками или лучше отложить средства, передает корреспондент Tengri Lifestyle.
Период конца осени и начала зимы известен всем как время самых масштабных скидочных акций. «11.11», «Черная пятница», «Киберпонедельник» и другие акции мотивируют людей совершать даже незапланированные ранее покупки. Эксперты дали советы, на что следует обратить внимание в первую очередь, а на что лучше вовсе не тратиться.
Председатель правления Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская отметила, что в период сезонных ноябрьских скидок в первую очередь стоит подумать о подготовке к грядущим новогодним праздникам. Это будет хорошее время, чтобы купить необходимые продукты питания и подарки родным и близким, которые могут значительно подорожать перед Новым годом.
«К примеру, можно присмотреться к долгохранящимся продуктам, каким-нибудь деликатесам, которые вы хотели бы видеть на праздничном столе — лучше купить их сейчас, а не перед Новым годом, когда цены на эти продукты взлетят. Инфляция сейчас высокая, и даже покупка консервированных овощей для салатов может помочь сэкономить семейный бюджет на праздники. Также ноябрьские скидки — это хорошая возможность заранее купить подарки родным и особенно детям. Заранее составьте список того, что вам нужно приобрести в качестве подарка, и следите за ближайшими скидками на эти вещи», — советует Светлана Романовская.
По словам главы Лиги потребителей, в ближайшее время стоит ожидать подорожания непродовольственных товаров, поэтому на скидках также можно присмотреться к бытовой технике, а также вещам, которые вы давно хотели приобрести. При этом Романовская советует использовать для покупок вещей популярный маркетплейс известного казахстанского банка, так как у него работает возврат и есть проверка продавцов. По ее словам, следует намного меньше доверять таким сервисам, как AliExpress и Wildberries, так как на них поступает больше жалоб со стороны потребителей.
Романовская отмечает, что не все скидочные предложения, которые поначалу кажутся выгодными, действительно являются таковыми. Многие продавцы и торговые сети анонсируют скидки «до 70 процентов» и выше, но это не значит, что такая скидка будет распространяться на большую часть их товара. В реальности покупатель, обратившись в сам магазин, может найти всего несколько единиц товаров, на которые цена реально снизилась на 70 процентов, или не найти таких вовсе, а продавец просто скажет, что их уже успели реализовать. Часто за громкими вывесками скрываются небольшие скидки всего в 10-20 процентов, а иногда цену на товар и вовсе намеренно завышают перед скидкой.
«Скидки обычно делают, чтобы завоевать лояльность клиентов, привлечь их внимание, но у нас, в Казахстане, все не так, и зачастую продавцы просто хотят заработать на ажиотаже. Чтобы не попасться на этот прием, следите за ценниками на товары, которые вы хотели бы приобрести еще до начала скидок».
К примеру, если если вы увидели кофточку за 10 тысяч тенге, а потому ее продают с 10-процентной скидкой, но уже за 15 тысяч, то обман очевиден. Составляйте заранее списки того, что вам нужно, старайтесь не совершать импульсивные покупки. Если вы заметили, что в магазине вас намеренно стараются обмануть или ввести в заблуждение, то можете обращаться в Лигу потребителей.
«По закону вам обязаны предоставить ту скидку, которую обещают, и если у вас есть видеоподтверждение, то можно требовать ее у предпринимателей. По обращениям жителей мы планируем составлять черный список продавцов, которые обманывают со скидками», — рассказала руководитель Лиги потребителей.
Экономист Алмас Чукин советует обращать внимание на скидки, только если вам действительно нужен какой-то товар. По его словам, в нынешней экономической ситуации не следует покупать про запас, так как товары быстро обесцениваются, а средства в период жесткой инфляции лучше поберечь.
«У той же техники цикл жизни очень короткий. Допустим, вы видите хорошую скидку на iPhone 14 и можете считать его покупку выгодным вложением средств, однако через полгода появится условный iPhone 15 и ваш телефон еще больше потеряет в цене. Вам нужно решить и определить, что вам действительно нужно. Средства я рекомендую сохранять не с помощью покупок, а положив сбережения на депозиты. Сейчас по ним очень хорошие ставки, и свои деньги вы сохраните, а может, даже выйдете в плюс. Положите средства на счет, и это поможет пережить инфляцию. Любой товар после покупки теряет в цене минимум 15-20 процентов», — отметил экономист.
Финансовый консультант Расул Рысмамбетов согласен со своим коллегой и советует не делать спонтанных покупок, если они не были запланированы у вас заранее. Со скидкой или без скидки экономист советует составлять план закупок исходя из своих доходов и острых потребностей хотя бы на месяц вперед и придерживаться его.
«Сезонные скидки — хорошая вещь, но всегда нужно придерживаться плана. Большие покупки или траты — это всегда расходы, которые бьют по кошельку. Сейчас в условиях инфляции, когда она будет продолжатся достаточно долго, не следует делать спонтанных покупок. К примеру, если у вас нет зимней обуви или куртки, то, конечно, лучше купить их со скидкой, но планировать это все заранее», — добавил Расул.
Ранее профессиональный байер Динара Наметова рассказала, на какие ноябрьские скидки следует обратить внимание.