Каждый год в период посевной кампании и в сезон уборки урожая начинается чехарда на рынке горюче-смазочных материалов. Конечно, нонсенс, что горючего не хватает. Ведь наша страна в достаточном объеме производит и перерабатывает нефтепродукты, особенно дизельное топливо. Закономерно возникает вопрос: а нет ли тут сговора оптовых торговцев и спекулянтов?
В настоящее время на автозаправочных станциях наблюдается дефицит дизельного топлива. К примеру, на табло АЗС «ALTAIS» на Новом базаре указана цена 206 тенге, но нет в наличии. В «Sinooil» – 208 тенге, но отпускают только по талонам. На некоторых заправках еще дороже, но заливают не более 50 литров.
– Мы покупаем солярку у оптовиков, как ТОО «Спецойл», по 215 тенге, – говорит руководитель одного из предприятий, пожелавший остаться инкогнито. – Конечно, это в будущем отразится на себестоимости нашей продукции. Например, сейчас шлакоблок строительный мы отпускаем по 170 тенге. Развозим жидкий бетон на миксерах. В связи с подорожанием дизельного топлива вынуждены будем поднять цену на товар и за доставку.
Понятно, что предприниматели вправе устанавливать удобную для себя цену. Однако им следует помнить о социальной ответственности перед обществом. Владельцы частных легковых, особенно грузовых автомобилей, не знают, куда обратиться.
Крупные хозяйства, как, к примеру, полное товарищество «Абзал и К», давно запасались соляркой. Дорожные компании в городе тоже работают бесперебойно. Хотя они тоже начинают экономить.
В настоящее время приходится туго представителям малого и среднего бизнеса, в том числе мелким крестьянским хозяйствам в сельской местности.
По словам главы небольшого хозяйства в аульном округе Тартогай Серика Биназарова, занимающегося выращиванием бахчевых культур, тракторы простаивают. Дыни и картофель поспели, но их не могут вывезти с полей из-за нехватки солярки.
Автор этих строк провел опрос среди потребителей дизельного топлива из других регионов. Везде дефицит. Например, на АЗС «Sinooil» в городе Актобе солярку продают по 202 тенге, в «QAZAQOIL» – по 208 тенге. Отпускают только по талонам и карточкам. В городах Алматы и Шымкент – 230 тенге. Ну, а нам нет основания радоваться, что в нашей нефтедобывающей области цены приемлемые. Надо учесть, в связи с подорожанием ГСМ вырастут транспортные расходы, следовательно, стоимость производимых и перевозимых товаров народного потребления тоже увеличится. Так что, надо обуздать скачок цен по мере возможностей. Вопрос, как это сделать?
Канат МАХАНОВ