В Кызылорде сами фермеры готовят корма для домашних животных и птиц. Получается неплохо – питательно и недорого.
Кызылординец Ризван Эльжурхаев – фермер с 20-летним стажем. Пару лет назад он стал производить корма для домашних животных и птиц. Сейчас он на своем поле убирает пшеницу. Также у него есть посевы люцерны и кукурузы.
– В нашей области корма дорогие, потому что почти все они привозные, – говорит Р.Эльжурхаев. –Много лет я продавал привозные корма, а года два назад сам стал их выпускать. Наладил связь с учеными ТОО «НИИ рисоводства имени И.Жахаева», пользуюсь их консультациями и научными разработками. Много полезной в плане кормопроизводства информации получаю в Интернете, и использую ее на практике.
Благодаря государственной программе «Еңбек», в 2019 году фермер установил мини-цех и производит корма. Мощность производства – 2 тонны в сутки. Сейчас он выпускает корма в виде гранул. Они пользуются популярностью у фермеров. Да и делает их Ризван на совесть. Поэтому у него есть постоянные клиенты. И их не смущает, что цена на продукцию не выше, чем у других торговцев на рынках. Качественный товар местного производства тоже может быть недорогим по цене.
– Чтобы убедиться в качестве кормов, вначале кормлю продукцией своих домашних животных, а потом рекомендую покупателям, – продолжает фермер. – У меня небольшое стадо, мелкий рогатый скот, бычки, домашняя птица. Я их откармливаю этими кормами пару месяцев, наблюдаю, какой привес будет, как реагируют на тот или иной корм, какой им больше всего нравится. Только потом пускаю его в продажу. И уверенно могу рекомендовать покупателям, какой из моих кормов будет полезнее и питательнее для домашних животных.
Фермер признается, что многие покупатели, впервые попавшие в его мини-цех, думают, что если корма стоят дешево, то они некачественнее дорогих. Но, купившие однажды, возвращаются к нему вновь. Цены дешевле потому, что фермер сам производит продукцию, а не привозит ее из других регионов. Не секрет, что корма дорожают на 20 и более процентов. Цены на кукурузу, пшеницу, премиксы стали выше, подорожали коммунальные услуги и сырье, поэтому продавать корм по прежней цене невозможно. Стоимость кормов зависит от затрат на производство, и если они увеличиваются, то цена повышается. Субсидии на производство кормов не выплачиваются, производители рассчитывают только на свои средства.
К примеру, мучка стоила 60 тенге за килограмм, сейчас ее продают по 80 тенге. Дорожают пшеница, рисовая солома, отруби. Поэтому нужно выпускать корма собственного производства, которые были бы дешевле привозных. Сейчас даже рисовую шелуху, которую раньше выкидывали, стали продавать на рынках по 20 тенге за килограмм.
По словам фермера, раньше рисовая шелуха выбрасывалась местными рисопроизводителями. За то, что ее сжигают или выбрасывают, они платили штрафы, так как наносили ущерб экологии региона. И вот ей нашли применение. Да еще за деньги. Фермеры стали покупать рисовую шелуху и добавлять в корм скоту. Они смешивают ее с комбикормом – это делается для того, чтобы корма было больше визуально. Никакой пользы, но и вреда от этой шелухи нет. Многие фермеры используют ее в качестве подстилки для скота.
Между тем, рисовая шелуха уже давно применяется во всем мире. Ее используют в земледелии, легкой промышленности, в качестве наполнителя для подушек и одеял, из нее делают биотопливо.
Ризван Эльжурхаев уверен, что в области можно наладить производство кормов, но необходима поддержка государства. То есть нужны льготные кредиты, лизинги. Иначе проблему кормопроизводства в области не решить, хотя у фермеров сейчас большой спрос на ячмень, кукурузу и другие корма.
Мира ЖАКИБАЕВА